ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-2819/2009 от 30.07.2009 АС Республики Коми

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

31 июля 2009 года

Äåëî¹À29-2819/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 года.      

Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2009 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Лобановой Л.Н., Немчаниновой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Метелевой Е.А.,   

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ракиной  Ольги Борисовны  

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2009 по делу №А29-2819/2009, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

по заявлению индивидуального предпринимателя Ракиной Ольги Борисовны

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Коми,

о признании незаконным отказа в предоставлении льготы,

установил:

индивидуальный предприниматель Ракина Ольга Борисовна (далее – предприниматель, налогоплательщик) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Коми (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа в предоставлении льготы по уплате транспортного налога.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2009 в удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Ракиной О.Б. отказано.

Индивидуальный предприниматель Ракина О.Б. с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит  отменить принятый судебный акт. Признать недействительным действия налогового органа.

По мнению индивидуального предпринимателя Ракиной О.Б., при принятии решения суд первой инстанции не принял во внимание, что крестьянское фермерское хозяйство, главой которого она является, в случае, если выручка от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки превышает 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции, освобождаются от уплаты транспортного налога, полагает, что право на льготу подтверждено данными представленных в Инспекцию книг учета доходов и расходов.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу против доводов предпринимателя возразила, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта, считает, что, поскольку Ракина О.Б. является физическим лицом, льгота по уплате транспортного налога  была предоставлена ей в соответствии с действующим законодательством за 2008 год в отношении одного транспортного средства – автомобиля КАМАЗ 55102С. Налоговый орган указывает, что в 2007 году льгота не была предоставлена, поскольку транспортный налог в полном размере был взыскан на основании судебного приказа, вынесенного мировым судьей по результатам рассмотрения заявления Инспекции о его взыскании с Ракиной О.Б. Также налоговый орган полагает, что Ракина О.Б. не обращалась в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы и не представляла документы, подтверждающие право на неё.

Судебное разбирательство по делу откладывалось 09.07.2009 до 30.07.2009 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Ракина Ольга Борисовна зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства Межрайонной ИФНС России № 7 по Республике Коми 13.04.2007.

20.01.2009 Ракина О.Б. обратилась в Инспекцию с запросом о причинах не предоставления ей льготы по транспортному налогу, предусмотренной пунктом 7 статьи 8 Закона Республики Коми № 113-РЗ от 10.11.2005 «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах».

Инспекция письмом от 27.01.2009 года ответила  Ракиной О.Б., что налоговая льгота по транспортному налогу может быть предоставлена только по истечении налогового периода. Для этого в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции.

В течение  налогового периода исчисление сумм транспортного налога в отношении транспортных средств, в том числе тракторов, самоходных комбайнов всех марок и специальных машин, зарегистрированных на индивидуальных предпринимателей- глав крестьянских (фермерских) хозяйств, необходимо производить в общеустановленном порядке.

При подтверждении налогоплательщиком по окончании налогового периода статуса сельхозтоваропроизводителя суммы излишне взысканного или уплаченного транспортного налога подлежат зачету или возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ.

23.02.2009 Ракина О.Б. представила в налоговый орган справки о том, что выручка от реализации произведенной крестьянским (фермерским) хозяйством сельскохозяйственной продукции с мая по декабрь 2007 года и с января по декабрь 2008 года превышает 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

По результатам рассмотрения представленных документов, Инспекцией Ракиной О.Б. была предоставлена налоговая льгота за 2008 год в виде освобождения от уплаты транспортного налога в сумме 12 480 рублей, исчисленного в отношении автомобиля КАМАЗ 55102 С.

Ракина О.Б., полагая, что ей должна быть предоставлена налоговая льгота по транспортному налогу в виде освобождения от уплаты налога в отношении всех принадлежащих ей транспортных средств, обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа налогового органа в предоставлении льготы по всем транспортным средствам.

Арбитражный суд Республики Коми, отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, руководствовался пунктом 2 статьи 11, статьями 356, 357, пунктами 1, 2, 2.1 статьи 362, пунктами 1, 2, 3 статьи 363, пунктами 1,2 статьи 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», статьей 4 Федерального закона от 23.06.2003 №76-ФЗ ««О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Коми № 110-РЗ от 26.11.2002 «О транспортном налоге», пунктом 7 статьи 8 Закона Республики Коми № 113-РЗ от 10.11.2005 «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах», пунктами 1, 5.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 59 от 27.01.2003, пришел к выводу, что для целей налогообложения транспортным налогом индивидуальные предприниматели, как категория налогоплательщиков, не выделена, поэтому глава крестьянского фермерского хозяйства, которому принадлежат транспортные средства, за ним зарегистрированные, уплачивает транспортный налог как физическое лицо и соответственно пользуется льготой в порядке, установленном для физических лиц, в связи с чем льгота, установленная для крестьянских фермерских хозяйств в виде освобождения от уплаты налога всех транспортных средств не может быть ей предоставлена.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из нижеследующего.

Согласно статье 1 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 №630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (сведений) и передачи их на хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 и 439» установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

Согласно свидетельству от 13.04.2007 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Ракина Ольга Борисовна (л.д.7).

Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах индивидуальными предпринимателями признаются - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

На основании вышеприведенных норм суд первой  инстанции верно указал, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,  его глава признается индивидуальным предпринимателем, к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, но в налоговых отношениях глава крестьянского (фермерского) хозяйства рассматривается как индивидуальный предприниматель, нормы налогового законодательства, регламентирующие налогообложение организаций, к крестьянским (фермерским) хозяйствам не применяются.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пунктам 1, 2, 2.1 статьи 362, пунктам 1, 2, 3 статьи 363, пунктам 1, 2 статьи 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу и сумму налога за налоговый период самостоятельно, а  налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, налоговую декларацию по налогу, а по истечении каждого отчетного периода - налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Таким образом, действительно, как указано в решении суда первой инстанции Налоговый кодекс Российской Федерации для целей применения главы 28 «Транспортный налог» различает две категории плательщиков транспортного налога: организации и физические лица; индивидуальные предприниматели как отдельная категория плательщиков транспортного налога в данной главе не выделены.

Однако в соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

На территории Республики Коми транспортный налог был установлен Законом Республики Коми № 110-РЗ от 26.11.2002 «О транспортном налоге», при этом в пункте 2 статьи 2 определено, что налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются Законом Республики Коми «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах».

Согласно пункту 7 статьи 8 Закона Республики Коми № 113-РЗ от 10.11.2005 «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» от уплаты транспортного налога освобождаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, если выручка от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки превышает 50 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

При этом льгота по налогу, установленная для налогоплательщика - физического лица, на имя которого зарегистрировано несколько транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляется в отношении одного зарегистрированного на данное физическое лицо транспортного средства по выбору налогоплательщика, если иное не установлено законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год (абзац 2 пункта 2 статьи 2 Закона Республики Коми от 26.11.2002 года № 110-РЗ).

         Из представленного в материалы дела письма от 20.01.2009 (л.д.4) следует, что Ракина О.Б. обратилась в Инспекцию за предоставлением льготы в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства, в связи с чем доводы налогового органа о том, что Ракина О.Б. не обращалась с заявлением о предоставлении льготы, отклоняются апелляционным судом, как не соответствующие фактическим обстоятельствам.

Налоговый орган в письме от 27.01.2009 №08-21/00563 рассматривал возможность предоставления Ракиной О.Б. льготы по уплате транспортного налога, как сельскохозяйственному производителю – крестьянскому (фермерскому) хозяйству, но отказал в её предоставлении в связи  с отсутствием документов, подтверждающих наличие заявляемого права.

Таким образом, вышеназванное письмо инспекции не содержит указания на то, что  Ракина О.Б. не имеет права использовать данную льготу, поскольку является индивидуальным предпринимателем.

Из материалов дела следует, что документы, подтверждающие статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, были представлены налоговому органу 23.02.2009 (л.д.13), а не в ходе камеральной налоговой проверки  25.03.2009 года, как указывает Инспекция в дополнении к отзыву на жалобу, обстоятельства, указывающие на недостоверность таких сведений, налоговым органом не были установлены.

Однако, как следует из материалов дела, оказывая в предоставлении заявленной предпринимателем льготы, налоговый орган, тем не менее, предоставил Ракиной Ольге Борисовне льготу по уплате транспортного налога как физическому лицу, что видно из приложенной к апелляционной жалобе копии налогового уведомления от 12.04.2009 года № 29591 , при том, что такой льготы для физических лиц как сельхозтоваропроизводителей Законом Республики Коми от 10.11.2005 года №113-РЗ не предусмотрено, данная льгота установлена для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Из приложенных к апелляционной жалобе копий налоговых уведомлений от 14.02.2008 года № 18180 на уплату транспортного налога за 2007 год в сумме 13 360 рублей, от 12.04.2009 года № 29591 на уплату транспортного налога за 2008 год в сумме  4943 рубля 33 копейки, и копии имеющегося в материалах дела налогового уведомления от 05.02.2009 года № 26244 видно, что за Ракиной О.Б. в 2007- 2008 годах зарегистрированы автотранспортные средства: ПАЗ32050R гос. № АК211, ПАЗ423403 гос. № АА07911, ПАЗ423002 гос.№ аа09811, УАЗ-39625 гос. № А098ех11, КАМАЗ 355102С гос. № Н514ЕН11, ВАЗ 21140 гос. № Н516ЕН11.

        Из представленных Ракиной О.Б. суду апелляционной инстанции копий паспортов 3 транспортных средств следует, что первоначально до государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя-главу крестьянского (фермерского) хозяйства данные транспортные средства были зарегистрированы по тому же юридическому адресу за ООО «Крестьянское хозяйство «Колос», а после перерегистрации крестьянского хозяйства в соответствии с требованиями закона Ракина О.Б. зарегистрировала их на свое имя как главу крестьянского (фермерского) хозяйства. Другого апелляционному суду налоговым органом документально не доказано.

     Пунктами 1, 5.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 59 от 27.01.2003г. (действовали в период регистрации Ракиной О.Б. транспортных средств), предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, производится за главами указанных хозяйств.

Данный факт также подтверждается письмом ГИБДД ОВД по Усть-Куломскому району от 02.10.2008 года, направленным  Ракиной О.Б. на ее запрос от 29.09.2008 года (л.д.9-10).

Поскольку плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, а регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном для регистрации транспортных средств за физическими лицами, а также, учитывая положения статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, при исчислении транспортного налога индивидуальные предприниматели рассматриваются как физические лица (уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в срок, установленный для физических лиц; не обязаны уплачивать авансовые платежи по налогу и представлять в налоговый орган налоговые декларации и расчеты авансовых платежей).

Однако, апелляционный суд полагает, что такое отнесение индивидуальных предпринимателей к налогоплательщикам транспортного налога - физическим лицам, не может лишать глав крестьянских (фермерских) хозяйств права использовать льготу, установленную пунктом 7 статьи 8 Закона Республики Коми № 113-РЗ от 10.11.2005 «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах».

В рассматриваемом случае крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировано в соответствии с требованиями действующего законодательства в порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей. Как было указано выше, регистрация транспортных средств в органах ГИБДД за индивидуальными предпринимателями, а, следовательно, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами не предусмотрена, в связи с чем они зарегистрированы на его главу – Ракину Ольгу Борисовну. Однако, крестьянскому (фермерскому) хозяйству на основании Закона Республики Коми № 113-РЗ от 10.11.2005 полагается льгота по уплате транспортного налога, использовать которую в порядке  ином, нежели предоставить её главе крестьянского (фермерского) хозяйства, на которого такие транспортные средства зарегистрированы, исходя из вышеприведенных норм законодательства, не представляется возможным.

        Более того, какие-либо особенности исчисления и уплаты транспортного налога индивидуальными предпринимателями законом не установлены.

        В данном случае апелляционный суд усматривает несоответствие положения пункта 7 статьи 8 Закона Республики Коми № 113-РЗ от 10.11.2005 «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» установленному порядку регистрации транспортных средств, определенному в пункте 5.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, исключающему возможность такой регистрации за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и предусматривающему регистрацию автотранспортных средств только за главами крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ракина О.Б. имеет право на льготу, предусматривающую освобождение от уплаты транспортного налога в отношении всех транспортных средств, указанное право было заявлено налогоплательщиком, размер дохода подтвержден документально, обстоятельства, свидетельствующие о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное на ИП Ракину О.Б., не относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, налоговым органом не выявлены и не оспариваются, доказательств иного суду апелляционной инстанции не представлено.

        Доводы налогового органа о невозможности пересчета налоговых обязательств 2007 года отклоняются апелляционным судом, исходя из следующего.

        На основании пункта 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

       Доказательств того, что Ракина О.Б. отказывалась от предоставления ей льготы, в материалы дела налоговым органом не представлено, напротив, она заявила Инспекции о предоставлении такой льготы.

        Факт уплаты Ракиной О.Б. транспортного налога и пени за 2007 год по судебному приказу, вынесенному мировым судьей в порядке принудительного взыскания Инспекцией начисленной суммы налога до заявления льготы по транспортному налогу, не свидетельствует о том, что у Ракиной О.Б. такая льгота отсутствовала, поскольку сам факт не заявления льготы не свидетельствует о том, что такая льгота не существует и не может быть предоставлена в дальнейшем при подаче в установленном порядке заявления на льготу с документальным подтверждением права на нее.

       Кроме того, в соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченный налог за предыдущие периоды может быть зачтен или возвращен по решению налогового органа в порядке, установленном в указанной статье в течение трех лет со дня уплаты налога.

Данное обстоятельство также подтверждается самим налоговым органом в письме от 27.01.2009 года № 08-21/00563 (л.д.12) и письмом Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми «О льготах физических лиц по уплате транспортного налога за 2005 год».

Таким образом, взыскание налога в судебном порядке не является основанием для отказа в перерасчете налога, в связи с заявлением впоследствии льготы, право на которую подтверждено.

Довод налогового органа о том, что 5 транспортных средств зарегистрированы (поставлены на учет в ГИБДД) на Ракину О.Б. еще до государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, и только 2 транспортных средства - в период после регистрации КФХ, не принимается апелляционным судом, так как налоговая база по транспортному налогу определяется за конкретный налоговый период - год -, а доказательств того, что данные транспортные средства не используются в деятельности зарегистрированного крестьянского (фермерского) хозяйства, налоговым органом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции  не представлено.

      На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Коми необоснованно отказала Ракиной О.Б. как главе крестьянского (фермерского) хозяйства в предоставлении налоговой льготы по  транспортному налогу за 2007-2008 года на основании пункта 7 статьи 8 Закона Республики Коми от 10.11.2005 года № 113-РЗ.

       Второй арбитражный апелляционный суд на основании всех вышеизложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Ракиной Ольги Борисовны, приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2009 года вынесено при неправильном применении норм материального права, а именно: при неправильном истолковании закона, подлежащего применению, в связи с чем судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя Ракиной Ольги Борисовныподлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Ракиной О.Б. при обращении с заявлением в суд первой инстанции  и за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Коми.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ракиной Ольги Борисовны удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2009 по делу №А29-2819/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявленные индивидуальным предпринимателем Ракиной Ольгой Борисовной  требования о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Коми в предоставлении льготы по транспортному налогу в отношении всех принадлежащих ей транспортных средств как главе крестьянского (фермерского) хозяйства удовлетворить, признать такой отказ незаконным, как не соответствующий нормам действующего налогового законодательства: абзацу 3 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 7 статьи 8  Закона Республики Коми № 113-РЗ от 10.11.2005 «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Республике Коми предоставить индивидуальному предпринимателю Ракиной Ольге Борисовне льготу по транспортному налогу как главе крестьянского (фермерского) хозяйства в отношении всех зарегистрированных на нее транспортных средств с 13.04.2007 по 31.12.2008, произвести перерасчет налоговых обязательств индивидуального предпринимателя Ракиной Ольги Борисовны по транспортному налогу за указанный период.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Коми в пользу Ракиной Ольги Борисовны судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей, уплаченные при обращении в Арбитражный суд Республики Коми по чеку- ордеру №112 от 13.05.2009 года в филиале 4105/4105 Западно-Уральского банка Сбербанка России,  в сумме 50 рублей, уплаченные при обращении с апелляционной жалобой по чеку-ордеру №206 от 18.06.2009 года в филиале 4105/4105 Западно-Уральского банка Сбербанка России.

Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий              

Ò.Â. Õîðîâà

Судьи

Ë.Í. Ëîáàíîâà

                       М.В. Немчанинова