ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А29-820/2023 от 23.10.2023 АС Республики Коми

435/2023-78582(2)



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров Дело № А29-820/2023  30 октября 2023 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.  Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2023 года. 

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,

при участии представителя Фонда: Напалковой Е.В. по доверенности от  26.09.2023, 

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда  пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике  Коми 

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2023 по делу № А29820/2023 

по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской  Федерации по Республике Коми 

(ИНН: 1101471400, ОГРН: 1021100513774)

к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и  эпидемиологии в Республике Коми» 

(ИНН: 1101486406, ОГРН: 1051100461114)
о взыскании денежных средств,

третье лицо: Новоселов Виктор Иванович,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской  Федерации по Республике Коми (далее - Фонд, истец) обратилось в  Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Федеральному  бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в  Республике Коми» (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 156 076 рублей  95 копеек ущерба, связанного с излишней выплатой работнику Новоселову  Виктору Ивановичу страхового обеспечения по обязательному социальному 


страхованию на случай временной нетрудоспособности за счет средств бюджета  Фонда социального страхования Российской Федерации. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Новоселов Виктор Иванович (далее – Новоселов В.И., третье лицо). 

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2023 в  удовлетворении иска отказано. 

Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. 

Истец считает, что ответчик, как лицо, отвечающее за достоверность  предоставляемых страховщику сведений, необходимых для назначения и  выплаты пособия по временной нетрудоспособности, мог и обязан был  своевременно выявить факт наличия у своего работника Новоселова В.И.  инвалидности. 

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не  согласился. 

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.  В судебном заседании представитель истца поддержал свою позицию. 

Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не  обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим  образом. 

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена  Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном  статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Как следует из материалов дела, Новоселов В.И. в 2022 году состоял в  трудовых отношениях с Учреждением. 

Для назначения и выплаты Новоселову В.И. пособия по временной  нетрудоспособности Учреждение передало в Фонд реестры сведений,  необходимых для назначения и выплаты пособий по временной  нетрудоспособности, на основании которых Новоселову В.И. было назначено и  выплачено пособие за период болезни с 17.12.2021 по 02.09.2022 в общей сумме  427 157 рублей 60 копеек (расчет, лист дела 71). 

Последние первичных реестров (за периоды по 01.09.2022, по 02.09.2022)  представлены Учреждением в Фонд 02.09.2022 (листы дела 60, 64 том 1). 

Согласно данным, содержащимся в реестрах сведений в графе «Условия  исчисления» ответчиком проставлен код «44» - получатель пособия по  временной нетрудоспособности приступил к работе в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях до 2007 года и продолжает работать в данных  местностях. 


Ссылаясь на то, что временная нетрудоспособность Новоселова В.И. в 2022  году продолжалась с 01.01.2022 более пяти месяцев, инвалиду оплачивается  только 150 дней временной нетрудоспособности (с 01.01.2022 по 31.05.2022), а  выплачено пособие за 245 дней (с 01.01.2022 по 02.09.2022), Фонд указывает,  что пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности   № 910122475299 за период с 01.06.2022 по 03.06.2022, по листкам  нетрудоспособности № 910126129301 за период 04.06.2022 по 05.07.2022, №  010129271326 за период с 06.07.2022 по 30.07.2022, № 910132643372 за период  31.07.2022 по 01.09.2022, № 910136681766 за 02.09.2022 (то есть всего за период  с 01.06.2022 по 02.09.2022) выплате в сумме 156 076 рублей 95 копеек не  подлежит. 

Полагая, что представление недостоверных сведений страхователем  повлекло излишнюю выплату пособия по временной нетрудоспособности в  размере 156 076 рублей 95 копеек, истец направил ответчику претензию от  07.12.2022 с требованием возмещения причиненного ущерба в указанной сумме. 

Отказ в возмещении ответчиком в добровольном порядке причиненного  ущерба явился основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим  иском. 

Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 15, пунктом 1 статьи 1064  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частью 2 статьи  9, статьей 65, частью 1 статьи 66, статьей 168 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 3, пунктом 1 части 1 статьи 4.3,  пунктом 1 части 1 статьи 5, пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от  29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255- ФЗ), подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 № 165- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», постановлением  Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде  социального страхования Российской Федерации», подпунктом «в» пункта 25  Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской  Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты  пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,  единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по  уходу за ребенком, утвержденным постановлением Правительства Российской  Федерации от 23.11.2021 № 2010, Арбитражный суд Республики Коми отказал в  удовлетворении исковых требований. Суд исходил из того, что у Учреждения  отсутствовали сведения об установлении третьему лицу инвалидности в  спорный период, в связи с чем данные сведения не могли быть представлены в  Фонд. 

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не  нашел оснований для ее удовлетворения. 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ финансовое  обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным  лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и  социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств  страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи. 

Согласно части 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата  пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных 


в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата  пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств  страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при  рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются  страховщиком. 

Из части 6 статьи 13 Закона № 255-ФЗ следует, что основанием для  назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по  беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный  медицинской организацией и размещенный в информационной системе  страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием  усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником  и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим  Федеральным законом. 

Согласно части 8 статьи 13 Закона № 255-ФЗ страхователи не позднее трех  рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности,  сформированном в форме электронного документа, передают в  информационную систему страховщика в составе сведений для формирования  электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для  назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по  беременности и родам, подписанные с использованием усиленной  квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей  статьей. 

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 255-ФЗ пособие по временной  нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или  травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной  нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления  инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей  статьи. 

В силу части 3 статьи 6 Закона № 255-ФЗ застрахованному лицу,  признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной  нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания (за  исключением заболевания туберкулезом) или травмы выплачивается не более  чем за пять месяцев в календарном году. 

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 4 Закона № 255-ФЗ  застрахованные лица обязаны: 1) представлять страхователю, страховщику  достоверные сведения и документы, необходимые для назначения страхового  обеспечения, а также сведения о себе, необходимые для выплаты такого  обеспечения; 2) уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах,  влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в  течение 10 дней со дня их возникновения. 

Согласно пункту 5 Правил получения Фондом социального страхования  Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и  выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,  единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по  уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 23.11.2021 № 2010 (далее – постановление Правительства  Российской Федерации от 23.11.2021 № 2010), при наступлении страхового  случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы 


(службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для  назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя. 

Аналогичное положение содержит пункт 5 Положения об особенностях  назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового  обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2375, на  которое ссылается Фонд в апелляционной жалобе. 

Согласно пункту 3.17 Порядка заполнения реестра сведений, необходимых  для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по  беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет  в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного  приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.02.2021   № 26 (далее – Порядок от 04.02.2021 № 26), в реестре сведений, необходимых  для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в графе  32 «Условия исчисления пособий» страхователем проставляется код «45» - если  на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по  временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности. 

Пунктом 1.4 Порядка от 04.02.2021 № 26 предусмотрено, что информация,  предусмотренная главой III настоящего Порядка («Заполнение сведений о  получателе пособия и иных сведений»), предоставляется страхователем на  основании имеющихся у него сведений, а также документов, представленных  застрахованным лицом, обратившимся за получением указанных пособий. 

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ в случае, если  представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних  сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику  причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого  нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков,  если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем  размере. 

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,  произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права,  утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также  неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях  гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)  (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). 

Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать  противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер  убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным  нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из  перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании  убытков. 

Согласно материалам дела, в первоначально представленных Учреждением  в Фонд реестрах сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по  временной нетрудоспособности Новоселову В.И., код «45» проставлен не был. 

Как утверждает ответчик, до 06.09.2022 он не располагал сведениями о том, 


что Новоселову В.И. в рассматриваемый период была установлена  инвалидность. 

В подтверждение своих доводов ответчик представил справку ФКУ «ГБУ  МСЭ по Республике Коми» Бюро № 3 от 21.06.2022 № 08868851 об  установлении Новоселову В.И. инвалидности 01.07.2022 (повторно) с входящим  штампом Учреждения 06.09.2022. 

Доводы истца о том, что страхователю было известно о наличии  инвалидности у застрахованного лица с 2020 года, что подтверждается справкой  от 10.12.2019 № 1590484 на период с 02.11.2020 по 01.01.2021, подлежат  отклонению. 

Данная справка не содержала сведений об инвалидности в 2022 году.

Доводы истца, что срок действия справки от 10.12.2019 был продлен до  01.07.2022, подлежат отклонению, так как соответствующих документов  Учреждению не представлялось, документа о продлении справки у ответчика не  имелось. 

Кроме того, справка от 10.12.2019 имелась у истца (в материалы дела  справка представлена истцом, лист дела 101 том 1). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 №  1697 был утвержден и действовал до 01.07.2022 «Временный порядок признания  лица инвалидом» (далее – Временный порядок). 

Согласно пункту 3 Временного порядка, признание гражданина инвалидом,  срок переосвидетельствования которого наступает в период действия  настоящего документа, при отсутствии направления на медико-социальную  экспертизу гражданина, выданного медицинской организацией, органом,  осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты  населения, осуществляется путем продления ранее установленной группы  инвалидности (категории «ребенок-инвалид»), причины инвалидности, а также  путем разработки новой индивидуальной программы реабилитации или  абилитации инвалида (ребенка-инвалида), включающей ранее рекомендованные  реабилитационные или абилитационные мероприятия. 

В пункте 10 Временного порядка предусмотрено, что справка,  подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная  программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)  направляются гражданину заказным почтовым отправлением с соблюдением  требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. 

Таким образом, Фонд обладал сведениями об установлении 10.12.2019  инвалидности Новоселову, дате очередного освидетельствования на 02.11.2020  (в период Временного порядка), и в соответствии с Временным порядком мог  сделать вывод о продлении инвалидности в спорный период 2022 года. 

Материалами дела подтверждается, что ответчик в реестре сведений,  необходимых для назначения и выплаты пособий по временной  нетрудоспособности, указал те сведения в отношении застрахованного лица,  которыми располагал. 

Суд апелляционной инстанции предложил истцу представить расчет  Учреждения по форме 4-фсс за 1 квартал 2022 года, раскрыть индивидуальные  сведения (в том числе фамилия, имя, отчество) в отношении численности  инвалидов, указанной ответчиком в расчетах формы 4-фсс за 1 квартал и  полугодие 2022 года. 


Из документов, представленных истцом, следует, что за 1 квартал и  полугодие 2022 года Учреждением не отражались сведения об инвалидности  третьего лица, что также свидетельствует о том, что Учреждению не было  известно о продлении Новоселову В.И. ранее установленной группы  инвалидности. 

Кроме того, согласно части 16 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначение и  выплата страхового обеспечения осуществляются страховщиком на основании  сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в  распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых  страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления  либо подведомственных государственным органам или органам местного  самоуправления организаций. 

В части 17 названной статьи предусмотрено, что состав сведений и  документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при  рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и порядок их  получения страховщиком, в том числе в электронной форме с использованием  единой системы межведомственного электронного взаимодействия,  устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

Согласно подпункту «в» пункта 25 постановления Правительства  Российской Федерации от 23.11.2021 № 2010, действующего в рассматриваемый  период, в целях назначения и выплаты пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам страховщик вправе запросить у  оператора федеральной государственной информационной системы  «Федеральный реестр инвалидов» - сведения о наличии у застрахованного лица  инвалидности. 

Таким образом, учитывая выше приведенные нормы права, а также то, что  Фонд располагал сведениями об установлении инвалидности Новоселову В.И. на  срок до 01.01.2021, Фонд мог самостоятельно установить наличие инвалидности  у застрахованного лица в спорный период. 

Ссылки истца на обязанность Учреждения, как работодателя организовать  проведение медицинского осмотра (обследования) Новоселова В.И., не  принимаются, поскольку установление инвалидности осуществляется не по  результатам медицинского осмотра (обследования). 

Кроме того, Порядком проведения обязательных предварительных и  периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью  четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня  медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или)  опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении  которых проводятся обязательные предварительные и периодические  медицинские осмотры, утвержденным приказом Министерства здравоохранения  Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н, не установлен календарный план  проведения медицинского осмотра (обследования). Согласно названному  порядку дата начала проведения периодического осмотра, календарный план  проведения периодического осмотра согласовываются между работодателем и  медицинской организацией. 

Учитывая изложенное, исследовав и оценив имеющиеся в деле  доказательства, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой 


инстанции об отсутствии совокупности условий, необходимых для возмещения  заявленных убытков (совершение ответчиком незаконных действий или  бездействия, в результате которых Фонду причинены убытки, и причинно-следственной связи между вменяемыми ответчику действиями и возникшими на  стороне истца убытками). 

Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что в части 6  статьи 15 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что суммы страхового обеспечения,  излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за  исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны  получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том  числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные  пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер,  другие случаи). 

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми  подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда – без  удовлетворения. 

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену  судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. 

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной  пошлины при подаче апелляционной жалобы. 

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй  арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.07.2023 по делу   № А29-820/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения  Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по  Республике Коми – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный  суд Республики Коми. 

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской  Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно  обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа. 

Председательствующий Л.И. Черных 

С.А. Бычихина

Судьи

М.В. Немчанинова