АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А31-3204/2021 |
13 января 2022 года |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Башевой Н.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
акционерного общества «Капитанъ»
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021
по делу № А31-3204/2021
по заявлению акционерного общества «Капитанъ»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании незаконным и об отмене постановления Территориального
органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области
о привлечении к административной ответственности
и у с т а н о в и л :
акционерное общество «Капитанъ» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области (далее – Служба) от 02.12.2020 № 475-2020. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 18.06.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил положения Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), неполно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Общества, оно является субъектом малого предпринимательства вне зависимости от включения сведений о нем в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр), так как отвечает соответствующим критериям, поэтому вправе применять упрощенный порядок предоставления первичных статистических данных. Основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Служба в отзыве отклонила доводы жалобы.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Кодекса.
Как следует из материалов дела, 15.09.2017 Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись № 2174401152198. Основной вид деятельности – «Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом» (код ОКВЭД 68.20.2).
Служба установила, что Общество в нарушение Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее – Закон № 282-ФЗ) не представило в установленный срок первичную статистическую информацию по форме статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за третий квартал 2020 года.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 25.11.2020 № 475-2020.
Постановлением от 02.12.2020 № 475-2020 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, суд первой инстанции признал постановление незаконным ввиду нарушения Службой процедуры привлечения к административной ответственности (составление протокола, вынесение постановления в отсутствие законного представителя Общества, не извещенного о составлении данных процессуальных документов).
Суд апелляционной инстанции руководствовался положениями КоАП РФ, Законов № 209-ФЗ и 282-ФЗ, признал доказанным наличие в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулирует Закон № 282-ФЗ.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона № 282-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
В силу части 4 статьи 8 Закона № 282-ФЗ респонденты – субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Законом № 209-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение № 620).
В пункте 3 Положения № 620 предусмотрено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами – созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Из пункта 4 Положения № 620 следует, что первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 данного положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Непредставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения № 620).
Приказом Росстата от 15.07.2019 № 404 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы» утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».
Согласно приложению № 15 к приказу от 15.07.2019 № 404 сведения о численности и заработной плате работников (форма № П-4) предоставляют территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации не позднее 15 числа первого месяца после отчетного квартала.
Указанную форму представляют все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности.
Суд апелляционной инстанции установил, и это не противоречит материалам дела, что Общество в установленный срок не представило в Службу первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения № П-4 за третий квартал 2020 года, что свидетельствует о событии административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что он, как субъект малого и среднего предпринимательства, вправе применять упрощенный порядок предоставления первичных статистических данных, рассмотрен судом апелляционной инстанции и правомерно отклонено.
В соответствии со статьей 3 Закона № 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лиц), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным законом, к малым предприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Часть 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ предусматривает критерии отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 данного закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с данной статьей.
Согласно части 4 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах в Реестр и исключение сведений из Реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 – 6.4 данной статьи.
Из приведенных норм следует, что статус юридического лица как субъекта малого и среднего предпринимательства подтверждается данными Реестра, сформированного уполномоченным органом и размещенного в свободном доступе в сети Интернет.
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства Общество являлось субъектом малого или среднего предпринимательства с 10.08.2017 по 10.08.2019.
Следовательно, после 10.08.2019 Общество утратило право на применение упрощенного порядка предоставления первичных статистических данных.
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и признал правомерным привлечение заявителя к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не установил нарушений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного или замены его на предупреждение суд апелляционной инстанции не усмотрел. Назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу № А31-3204/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Капитанъ» – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья | Н.Ю. Башева | |