ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А31-8793/2009
19 апреля 2010 года
(дата изготовления в полном объеме)
Резолютивная часть объявлена 13.04.2010.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Базилевой Т.В., Масловой О.П.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя –
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.12.2009,
принятое судьей Сизовым А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010,
принятое судьями Лысовой Т.В., Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,
по делу № А31-8793/2009
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
к индивидуальному предпринимателю Казариной Светлане Витальевне
о привлечении к административной ответственности
и у с т а н о в и л :
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Костроме (далее – Инспекция, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Казариной Светланы Витальевны (далее Предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Решением от 11.12.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.02.2010 данное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на часть 2 статьи 14.1 КоАП, статьи 1, 2, 421, 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 – 4, часть 1 статьи 5, часть 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», статью 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», заявитель считает, что Казарина С.В. осуществляет деятельность по проведению азартных игр (букмекерской конторы) без специального разрешения (лицензии); лицензия, выданная ТОО «Букмекерская контора «Гол+Пас» (Республика Казахстан) Министерством туризма Республики Казахстан, не имеет юридической силы на территории Российской Федерации; Предприниматель не является работником названного юридического лица; деятельность по организации и проведению азартных игр могут осуществлять только организаторы азартных игр (букмекерские конторы), в силу чего недопустимо заключение агентских договоров.
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.
Предприниматель не согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.10.2009 Инспекция провела проверку ТОО «Букмекерская контора «Гол+Пас» (Республика Казахстан) по соблюдению требований законодательства по организации и проведению лотерей и азартных игр (г. Кострома, ул. Советская, д. 22) и установила, что прием ставок на результат, событие спортивных соревнований и состязаний осуществляет предприниматель Казарина С.В. (агент) на основании договора от 09.09.2009 № 75, заключенного с ТОО «Букмекерская контора «Гол+Пас», Республика Казахстан (принципалом); названную деятельность Предприниматель ведет с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет; организатором азартных игр выступает ТОО «Букмекерская контора «Гол+Пас», не зарегистрированное на территории Российской Федерации, работником которого Казарина С.В. не является. Учитывая это, административный орган пришел к выводу о том, что фактически деятельность по проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) осуществляет Предприниматель.
Усмотрев в действиях Казариной С.В. состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1 КоАП, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 02.11.2009 № 6541 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.5, 2.1, частью 2 статьи 14.1 КоАП, подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьями 4, 6, 14 и 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, поэтому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с указанным выводом и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.
В части 2 статьи 14.1 КоАП установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 244-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 2 статьи 14 Закона № 244-ФЗ и подпункта 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 128-ФЗ) букмекерские конторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Букмекерская контора – игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр (пункт 14 статьи 4 Закона № 244-ФЗ).
В пункте 5 статьи 4 и части 1 статьи 6 Закона № 244-ФЗ определено, что организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Представленные в дело документы свидетельствуют и суды установили, что на основании заключенного с ТОО «Букмекерская контора «Гол+Пас» (Республика Казахстан) договора на оказание агентских услуг Предприниматель за вознаграждение оказывал в интересах принципала и от его имени услуги по приему от физических лиц наличных денежных средств и их перечисление в пользу принципала.
Всесторонне, полно, объективно рассмотрев представленные документы и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суды также установили, что Казарина С.В. не имела возможности каким-либо образом воздействовать на условия заключаемых пари, не осуществляла от своего имени прием ставок от клиентов, не принимала на себя иных обязательств по организации и (или) заключению пари, не взимала плату за их проведение и не извлекала доход от такой деятельности, поэтому пришли к выводу о том, что она не осуществляла самостоятельную деятельность по организации азартных игр.
Вывод судов основан на имеющихся в деле документах и не противоречит им.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что деятельность по организации азартных игр вправе осуществлять лишь юридические лица, индивидуальный предприниматель Казарина С.В. не может являться субъектом административной ответственности, установленной в части 2 статьи 14.1 КоАП.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал Инспекции в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.12.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу № А31-8793/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ю. Евтеева
Судьи
Т.В. Базилева
О.П. Маслова