ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-10620/2021 от 10.02.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-10620/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), заинтересованного лица ? Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Лунда», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 30.11.2021 по делу № А32-10620/2021, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
(далее – управление) о признании незаконным решения управления от 24.02.2021
№ КУВД-001/2020-23556349/2 об отказе в осуществлении государственной регистрации договора аренды нежилого помещения от 05.10.2020 № ЮС-172 и возложении обязанности на управление осуществить государственную регистрацию договора аренды нежилого помещения от 05.10.2020 № ЮС-172.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Лунда» (далее – общество).

Решением суда от 22.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.11.2021, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Заявитель указывает, что предприниматель не представил надлежащий технический план, содержащий описание объекта недвижимости, подлежащего передаче
в аренду. Осуществить государственную регистрацию спорного договора аренды
без одновременного проведения государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, передаваемого в аренду, невозможно.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд
Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует и судами установлено, что 05.10.2020 предприниматель (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды нежилого помещения № LOG-172.

Предметом договора являются следующие помещения:

– нежилое помещение площадью 134, 8 кв. м (этаж 2), расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. им. Лизы ФИО2, 15, помещения 10, 11 и 12, кадастровый номер 23:43:0403017:1400, принадлежит арендодателю на праве собственности (запись о регистрации права в ЕГРН от 19.12.2016 № 23-23/001-23/001/860/2016-8064/1);

– часть нежилого помещения площадью 113, 3 кв. м (этаж 1), расположенного
по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ,
ул. им. Лизы ФИО2, 15, помещения 18, 19 и 24, кадастровый номер 23:43:0403017:1392, принадлежит арендодателю на праве собственности (запись о регистрации права в ЕГРН от 19.12.2016 № 23-23/001-23/001/860/2016-8078/1);

– нежилое помещение площадью 442, 8 кв. м (этаж 1), расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. им. Лизы ФИО2, 15, помещения 1, 20, 21, 22 и 23, кадастровый номер 23:43:0403017:1397, принадлежит арендодателю на праве собственности (запись о регистрации права в ЕГРН от 19.12.2016 № 23-23/001-23/001/860/2016-8070/1).

Срок аренды составляет 2 года с даты акта приема-передачи помещения
(пункт 2.1 договора).

Акт приема-передачи помещения с кадастровым номером 23:43:0403017:1397
и части помещения с кадастровым номером 23:43:0403017:1392 подписан сторонами 02.11.2020.

Акт приема-передачи помещения с кадастровым номером 23:43:0403017:1400 подписан сторонами 05.11.2020.

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) договор аренды подлежит государственной регистрации.

11 ноября 2020 года предприниматель подал пакет документов
для государственной регистрации договора, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 11.11.2020 № МРС-0503/2020-21722-1.

24 ноября 2020 года предприниматель получил уведомление управления
о приостановлении государственной регистрации прав от 24.11.2020
№ КУВД-001/2020-23556349/1. В качестве основания для приостановления государственной регистрации управление ссылается на часть 5 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
(далее – Закон № 218-ФЗ). Заинтересованное лицо указало, что в аренду предоставляется часть помещения площадью 113,3 кв. м от учтенной площади объекта 131,4 кв. м
с кадастровым номером 23:43:0403017:1392, предложило представить технический план для государственного кадастрового учета арендуемой части помещения.

24 февраля 2021 года управление уведомлением отказало в государственной регистрации № КУВД-001/2020-123556349/2. В уведомлении указано на отсутствие технического плана части здания и кадастрового учета этой части.

Полагая данное решение управления незаконным, заявитель обратился в суд
с рассматриваемым заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд
в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает
их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают
ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса).

Пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса предусмотрено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор
не считается заключенным.

В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет
и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления,
за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законе порядке.

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права
и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета
и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества
и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права,
в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно части 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование
у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Частью 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания
для приостановления государственного учета и (или) государственной регистрации. Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете
и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (часть 12 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).

В силу части 5 статьи 44 Закона № 218-ФЗ если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.

В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких зданий
или сооружений с государственного кадастрового учета не осуществляются.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению
о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из пункта 9 Обзора судебной практики по делам, связанным
с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит
к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности.

Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием
для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).

Учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом,
а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены
или устанавливаются ограничения (обременение) вещных прав на такие объекты недвижимости.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что на государственную регистрацию договора аренды части нежилых помещений, принадлежащих
обществу на праве собственности, заявителем представлены все предусмотренные законом документы. С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суды пришли к верному выводу, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости
не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения) и правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводу управления о том, что представленный план объекта не позволяет индивидуализировать передаваемые по договору аренды помещения, дана надлежащая оценка судами.

В договоре стороны согласовали и описали предмет аренды – недвижимое имущество (номера помещений, их площадь и расположение). К договору приложен план объекта, что позволяет с должной степенью достоверности идентифицировать объект аренды. Разногласий относительно местоположения, границ и площади нежилых помещений между сторонами договоров не имелось.

Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд
не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных
по делу обстоятельств.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов
(часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу
№ А32-10620/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.В. Аваряскин

Судьи Е.В. Артамкина

О.Л. Рассказов