ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-16113/19 от 01.09.2022 АС Северо-Кавказского округа

810/2022-45623(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-16113/2019 01 сентября 2022 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2022 года. 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании  от истца по первоначальному иску – общества с ограниченной ответственностью  «Нефтебитум» (ИНН 2348031210, ОГРН 1102348000941) – Коноплевой О.В.  (доверенность от 02.10.2020), от третьего лица – федерального бюджетного учреждения  «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний  в Краснодарском крае» – Гончаровой О.В. (доверенность от 22.07.2021), Соловьевой Т.В.  (доверенность от 13.08.2021), в отсутствие ответчика по первоначальному иску –  общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Краснодар»  (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662), третьего лица – федерального бюджетного  учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии  и испытаний в г. Москве и Московской области», извещенных о времени и месте  судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте  арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром  межрегионгаз Краснодар» на решение Арбитражного суда Краснодарского края  от 07.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.04.2022 по делу № А32-16113/2019, установил следующее. 

ООО «Нефтебитум» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с иском  к ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» (далее – компания) о признании незаконным  произведенного расчета по начислению объема потребленного газа с 01.01.2019  по 18.04.2019, возложении обязанности произвести расчет объема и стоимости  поставленного газа, руководствуясь показаниями узла учета на базе счетчика RVG G-250  (1:50), заводской номер 10112969, с 01.01.2019 по 18.04.2019 (уточненные требования). 


[A1] Компания обратилась в суд со встречным иском к обществу о взыскании  18 558 660 рублей 33 копеек задолженности за поставленный газ с 01.01.2019  по 30.04.2019 и 1 394 403 рублей 48 копеек пеней с 26.02.2019 по 22.11.2019 (уточненные  требования). 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены ФБУ «Государственный  региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском крае»  (далее – ФБУ «Краснодарский ЦСМ») и ФБУ «Государственный региональный центр  стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области». 

Решением от 09.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда  апелляционной инстанции от 31.05.2021, в удовлетворении первоначального иска  отказано, встречный иск удовлетворен. 

Постановлением суда кассационной инстанции от 17.08.2021 решение  от 09.03.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.05.2021 отменены,  дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении удовлетворено ходатайство общества об уточнении  исковых требований, согласно которым истец просит признать незаконным  произведенный обществом расчет суммы по начислению дополнительного объема  потребленного газа с 01.01.2019 по 18.04.2019, возложить обязанность произвести расчет  объема поставленного газа, руководствуясь показаниями узла учета на базе счетчика RVG  G-250 (1:50) (заводской номер 10112969) с 01.01.2019 по 18.04.2019, произвести расчет  стоимости поставленного газа с 01.01.2019 по 18.04.2019 по договору поставки газа,  руководствуясь показаниями узла учета на базе счетчика газа RVG G-250 (1:50)  (заводской номер 10112969). 

Также суд удовлетворил ходатайство компании об уточнении встречных исковых  требований, по которым ответчик просит взыскать с общества 18 558 660 рублей  33 копейки задолженности с 01.01.2019 по 30.04.2019 и 1 394 403 рубля 48 копеек пеней  с 26.02.2019 по 22.11.2019. 

Решением от 07.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда  апелляционной инстанции от 29.04.2022, признаны незаконными действия компании  по начислению дополнительного объема газа с 01.01.2019 по 30.04.2019, на ответчика  возложена обязанность произвести расчет объема поставленного газа, руководствуясь  показаниями узла учета на базе счетчика RVG G-250 (1:50) (заводской номер 10112969)  с 01.01.2019 по 30.04.2019, произвести расчет стоимости поставленного газа с 01.01.2019  по 30.04.2019 по договору поставки газа, руководствуясь показаниями узла учета газа 


[A2] на базе счетчика газа RVG G-250 (1:50) (заводской номер 10112969). В удовлетворении  встречного иска отказано. С ответчика в пользу истца взыскано 6 тыс. рублей расходов  по уплате государственной пошлины. 

В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и принять новое  решение, которым отказать в удовлетворении первоначального иска и удовлетворить  встречный иск. По мнению заявителя, расчет объема потребленного истцом газа следует  производить по мощности газоиспользующего оборудования ввиду установления  неисправности узла учета газа. Узел учета газа в спорный период не мог приниматься  к коммерческим расчетам. 

В отзывах общество и ФБУ «Краснодарский ЦСМ» просят оставить судебные акты  без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей  истца и третьего лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба  не подлежит удовлетворению. 

Как следует из материалов дела, компания (поставщик) и общество (покупатель)  заключили договор поставки газа от 29.09.2017 № 25-4-11474/18 (далее – договор),  по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2022 газ  горючий природный, и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный, и (или) газ  горючий природный попутный, цена которого является государственно регулируемой,  а также добытый организациями, не являющимися аффилированными лицами  ПАО «Газпром», и (или) организациями – собственниками региональных систем  газоснабжения, и (или) созданными во исполнение Указа Президента Российской  Федерации от 17.11.1992 № 1403 (кроме организаций, являющихся собственниками  региональных систем газоснабжения), а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ  в соответствии с условиями договора. 

Согласно пункту 4.1 договора поставка и отбор газа без учета его объема  не допускаются. 

Общество после монтажа узла учета газа провело его проверку и 22.03.2011  получило от ФБУ «Краснодарский ЦСМ» акт проверки состояния и применения средств  измерений и соблюдения требований ПР 50.2.019-2006, согласно которому узел учета газа  соответствует требованиям ПР 50.2.019-2006. 


[A3] 24 ноября 2015 года ФБУ «Краснодарский ЦСМ» выдало обществу акт проверки  состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ПР 50.2.019-2006,  согласно которому узел учета газа соответствует требованиям ГОСТ Р 8.740-2011. 

В январе 2019 года при очередной проверке узла учета газа общества компания  выявила следующие нарушения: расстояние от точки отбора давления до ближайшего  местного сопротивления менее 5 DN (нарушен пункт 9.2.3.3 ГОСТ Р 8.740-2011), угол  между осевыми плоскостями ИТ, в которых располагаются рабочий и контрольный ПТ, –  0 градусов (нарушен пункт 9.2.4.4 ГОСТ Р 8.740-2011). 

Указанные обстоятельства послужили основанием для определения стоимости  потребленного газа исходя из мощности газопотребляющего оборудования. 

Полагая, что выставленные ответчиком объем и стоимость поставленного газа  являются неверными, общество обратилось в арбитражный суд с иском. 

В свою очередь в связи с отсутствием оплаты поставленного газа, рассчитанного  по мощности газопотребляющего оборудования, компания обратилась в арбитражный суд  со встречным иском о взыскании задолженности. 

При новом рассмотрении, удовлетворяя первоначальные исковые требования  и отказывая в удовлетворении встречного иска, суды первой и апелляционной инстанций  руководствовались положениями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ  «Об обеспечении единства измерений», Правил учета газа, утвержденных приказом  Минэнерго России от 30.12.2013 № 961 (далее – Правила учета газа), Правил поставки  газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998   № 162 (далее – Правила поставки газа), и исходили из недоказанности неисправности узла  учета газа истца и отсутствия оснований для начисления задолженности исходя  из мощности газопотребляющего оборудования. 

Как видно из материалов дела, компания, осуществляя проверку узла учета газа  на объекте «Битумная установка» по адресу: Краснодарский край, Северский район,  п. Ильский, микрорайон Битумный обнаружила несоответствие узла учета газа  обязательным требованиям ГОСТ Р 8.740-2011, о чем составлен акт несоответствия  от 23.01.2019. 

Как верно установлено судами, ГОСТ Р 8.740-2011 утвержден и введен в действие  приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  от 13.12.2011 № 1049-ст для добровольного применения (пункт 1 приказа). 

После издания приказа Росстандарта от 28.12.2016 № 2024 применение  ГОСТ Р 8.740-2011 стало обязательным для организаций любой формы собственности,  в том числе для истца. 


[A4] При этом названным стандартом не установлен порядок и сроки замены узлов  учета, ранее соответствовавших техническим требованиям. 

Пункт 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 устанавливает, что проверка реализации методик  измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства  измерений, осуществляется перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его  реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда  в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. 

Согласно пункту 12.1.4 данного ГОСТа по результатам проверки составляется акт  проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения указанного ГОСТа. 

Заключенный сторонами договор не содержит обязанности истца по проведению  проверок реализации методики выполнения измерений в иных случаях, помимо  установленных ГОСТ Р 8.740-2011. 

Ввиду отсутствия в спорный период случаев, установленных в пункте 12.1.1 ГОСТ  Р 8.740-2011, истец не должен был проводить проверку состояния и применения средств  измерений на соответствие методики выполнения измерений (соответственно,  отсутствовала обязанность иметь акт реализации методики выполнения измерений). 

Ответчик не обосновал нормами действующего законодательства возникновение  у общества обязанности провести реконструкцию узла учета либо ввести узел учета  в эксплуатацию (истечение срока годности и др.). 

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что на момент ввода узла учета  в эксплуатацию имелись какие-либо замечания к данному узлу либо он не соответствовал  действовавшим требованиям. Напротив, актом проверки состояния и применения средств  измерений и соблюдения требований ПР 50.2.019-2006 «Правила метрологии.  Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения  измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых счетчиков» от 22.03.2011  ФГУ «Краснодарский ЦСМ» установлено соответствие правильности выполненного  монтажа средств измерений, вспомогательного оборудования, измерительного  трубопровода ПР 50.2.019-2006. 

В последующем актом проверки состояния и применения средств измерений  и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 от 24.11.2015, выданным  ФБУ «Краснодарский ЦСМ», установлена правильность выполненного монтажа  вспомогательных и дополнительных устройств, в связи с чем сделан вывод о том, что  на узле учета газа соблюдены требования ГОСТ Р 8.740-2011. Указанный акт принят  компанией без замечаний и не оспаривался. 


[A5] Кроме того, актами проверки узла учета газа на базе счетчика, проводимыми  ответчиком, от 28.11.2014, 10.04.2015, 24.07.2015, 02.02.2016, 24.03.2016, 23.08.2016,  14.03.2017, 19.09.2017, 13.07.2018 замечаний к узлу учета газа не выявлено. 

Таким образом, суды верно указали, что узел учета газа введен в эксплуатацию  в соответствии с ПР 50.2.019-2006 ранее введения в действие ГОСТа Р 8.740-2011,  реконструкция узла учета не производилась до мая 2019 года, все средства измерений  входящие в состав, надлежащим образом в установленном порядке поверены, признаны  пригодными к применению в качестве коммерческого измерительного комплекса  и допущены к расчетам. 

Суды также отметили, что в целях исполнения условий пункта 4.17 договора  общество обратилось с письмом от 22.02.2019 № 43 к ФБУ «Краснодарский ЦСМ»  и ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний  в г. Москве и Московской области» о проведении исследований, используемых в качестве  обоснования при аттестации методики измерений, по отсутствию влияния расположений  существующих мест для отбора давления и измерению температуры на результирующую  погрешность определения объемного расхода и объема природного газа, приведенных  к стандартным условиям, на которое от ФБУ «Ростест-Москва» получен ответ  о готовности проведения исследований. 

Кроме того, общество получило свидетельство об аттестации методики (метода)  измерений объемного расхода и объема природного газа с помощью счетчика газа  ротационного RVG G250 на узле измерений общества, а также утвержденную  ФБУ «Ростест-Москва» методику измерений объемного расхода и объема природного газа  с помощью счетчика газа ротационного RVG G 250 на узле измерений истца. 

В письме от 26.04.2019 № 449-8/29 ФБУ «Ростест-Москва» разъяснило, что  установленная гильза на расстоянии 1,2 DN после рабочего ПТ никакого влияния  на измерения температуры рабочим ПТ не оказывает. Измерения температуры  контрольным ПТ не участвуют в определении объемного расхода и объема природного  газа на узле измерений. 


[A6] Установив, что общество обоснованно производило оплату за фактическое  количество газа, определенное по показаниям узла учета, являвшегося исправным, суды  пришли к выводу о необоснованности требований компании о взыскании задолженности,  рассчитанной по мощности газоиспользующего оборудования, и необходимости  признания незаконными действий ответчика по начислению дополнительного объема  потребления газа с 01.01.2019 по 30.04.2019, возложении обязанности произвести расчет  объема поставленного газа, руководствуясь показаниями узла учета на базе счетчика RVG  G-250 (1:50) (заводской номер 10112969) с 01.01.2019 по 30.04.2019, произвести расчет  стоимости поставленного газа с 01.01.2019 по 30.04.2019 по договору, руководствуясь  показаниями узла учета газа на базе счетчика газа RVG G-250 (1:50) (заводской номер  10112969), признав выбранный истцом способ защиты права надлежащим. 

По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой  судами имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая  не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). 

Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены. 

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.02.2022 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 по делу   № А32-16113/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.Х. Ташу

Судьи Р.А. Алексеев   Л.А. Трифонова