Арбитражный суд Краснодарского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.
рассмотрев апелляционную жалобу ФИО1, г. Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2007 г. (судья Ветер И.В.)
по заявлению предпринимателя ФИО1, г. Краснодар
к Главе муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным бездействия
от заявителя: ФИО2, дов. от 9.11.06 г.
от заинтересованного лица: ФИО3, дов. от 10.01.07 г.
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившегося в неподготовке и непринятии распоряжения об утверждении материалов предварительного согласования места размещения промбазы в г. Краснодаре на углу улиц им Демуса и им. 30-й Иркутской дивизии и обязании заинтересованного лица в двухнедельный срок принять распоряжение об утверждении вышеуказанных материалов.
В последующем заявитель просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся:
1)в нарушении сроков рассмотрения заявления;
2)в не обеспечении выбора земельного участка;
3)в не направлении запросов в соответствующие государственные органы в соответствии со ст. 31 п. 23 ЗК РФ;
4)в не информировании населения о предстоящем предоставлении гр. ФИО1 земельного участка по ул. Демуса – 30-й Иркутской дивизии площадью 30055 кв. м для строительства;
5)в не утверждении гр. ФИО1 материалов предварительного согласования места размещения промбазы в Карасунском округе г. Краснодара земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. Демуса – 30-й Иркутской дивизии.
Обязать Администрацию МО г. Краснодар в двухнедельный срок произвести информирование населения о предстоящем предоставлении гр. ФИО1 земельного участка площадью 30055 кв.м по ул. Демуса – 30-й Иркутской дивизии и утвердить гр. ФИО1 материалы предварительного согласования места размещения промбазы в Карасунском округе г. Краснодара земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. Демуса –30-й Иркутской дивизии для строительства промбазы.
Уточнения приняты судом (т. 1 л.д. 92).
В последующем заявитель вновь уточнил требования и просил: признать незаконным бездействие главы муниципального образования город Краснодар, выразившееся в уклонении от согласования предварительного места размещения производственной базы, согласно акту выбора земельного участка для строительства производственной базы от 15.04.2003 г.. на земельном участке площадью 30 055 кв.м. расположенном по адресу: г. Краснодар. Карасунский округ, ул. Демуса-30 Иркутская дивизия.
Обязать главу муниципального образования город Краснодар согласовать предварительное место размещения производственной базы, согласно акту выбора земельного участка для строительства производственной базы от 15.04.2003 г., на земельном участке площадью 30 055 кв.м. расположенном по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, ул. Демуса-30 Иркутская дивизия в двухнедельный срок со дня вынесения решения по настоящему делу.
Заявитель также просил заменить Администрацию муниципального образования г. Краснодар на главу муниципального образования г. Краснодар (т. 1 л.д. 129).
Определением суда от 7.02.07 г. произведена замена заинтересованного лица и приняты уточненные требования (т. 2 л.д. 7).
Решением арбитражного суда от 27.03.07 г. отклонено ходатайство Главы Администрации МО г. Краснодар о привлечении к участию в деле Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар в качестве 3-х лиц.
В удовлетворении заявленных требований отказано.
На указанное решение суда заявителем подана апелляционная жалоба, мотивированная неправильным применением норм права, неполным выяснением обстоятельств дела и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо полагало решение суда законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
19.11.2001 г. предприниматель ФИО1 обратился с заявлением к Главе Администрации г. Краснодара о предоставлении земельного участка общей площадью 35000 кв.м по ул. Демуса для строительства и эксплуатации промбазы (т.1 л.д. 57).
24.03.04 г. ФИО1 в письме на имя заместителя Администрации г. Краснодара уточнил, что земельный участок испрашивается им в аренду без проведения аукциона, т.е. с предварительным согласованием места размещения объекта (т.1 л.д. 53).
30.05.2005 г. предприниматель ФИО1 направил в Администрацию МО г. Краснодар заявление, в котором просил согласовать выбор земельного участка и утвердить материалы предварительного согласования места размещения объекта, а также в двухнедельный срок принять распоряжение об утверждении материалов предварительного согласования места размещения промбазы в г. Краснодаре по ул. Демуса – 30-й Иркутской дивизии (т. 1 л.д. 63).
17.01.2006 г. Главой муниципального образования г. Краснодар издано распоряжение № 90 (т.1 л.д. 82), которым утвержден на землях поселений проект границ земельного участка площадью 30055 кв.м по ул. Демуса в Карасунском внутригородской округе г. Краснодара. Установлен вид разрешенного использования - для размещения производственной базы.
Разрешая настоящий спор, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1)без предварительного согласования мест размещения объектов;
2)с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1)выбор земельного участка и принятие в порядке установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3)государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Как следует из вышеуказанных заявлений ФИО1 о предоставлении земельного участка, в них содержатся сведения о назначении объекта – производственная база, предполагаемое место его размещения – ул. Демуса – 30-й Иркутской дивизии, примерный размер участка – 35000 кв. м, испрашиваемое право на земельный участок – аренда.
Единственное, чего не содержат заявления – это обоснование примерного размера земельного участка, что, впрочем, не явилось препятствием для издания Главой МО г. Краснодар распоряжения № 90р от 17.01.06 г.
Согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пунктов 5 и 6 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объект, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Земельный кодекс РФ не устанавливает, в какой форме должно быть выражено решение, утверждающее акт о выборе земельного участка. Очевидно, что это должно быть выраженное волеизъявление уполномоченного органа об утверждении акта о выборе земельного участка.
Постановлением Главы Администрации г. Краснодара № 169 от 28.01.2003 г. (действовавшим в спорный период) утверждена типовая форма акта выбора земельного участка. Указанная форма в левом верхнем углу предусматривает запись: «Согласовано». Первый заместитель Главы Администрации г. Краснодара. Подпись. Дата».
Таким образом, Главой Администрации г. Краснодара по существу определена форма утверждения акта о выборе земельного участка и лицо, наделенное полномочиями принимать такое решение – первый заместитель Главы Администрации г. Краснодара.
Следует отметить, что согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление земельных участков (а утверждение акта о выборе земельного участка является этапом предоставления земельного участка) является прерогативой исполнительного органа местного самоуправления, а не представительного.
В этой связи постановление Главы Администрации об утверждении материалов предварительного согласования места размещения объекта, предусмотренное п. 2.4 Положения «О порядке оформления земельно-правовых документов на земельные участки на территории муниципального образования г. Краснодар», утвержденного решением городской Думы г. Краснодара от 128.10.2001 г. № 16 п. 16, по существу является дублирующим документом, не содержащим новых юридических фактов по отношению к утвержденному акту выбора земельного участка.
В материалах дела (т.1 л.д. 8) имеется акт выбора земельного участка для строительства производственной базы, согласованный (утвержденный) первым заместителем Главы Администрации г. Краснодара.
Утверждение данного акта Главой Администрации Краснодарского края не требуется, т.к. предоставление испрашиваемого земельного участка не входит в его компетенцию (Постановление ФАС СКО от 15.06.06 г. по делу А-32-22698/2005-5/336 т.1 л.д. 114).
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, предусмотренное п. 6 ст. 31 ЗК РФ принято и права заявителя бездействием заинтересованного лица (неизданием постановления о предварительном согласовании места размещения объекта) не нарушены.
Законность данного решения не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции обращает внимание, что согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данный факт предшествует принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Однако, суду не представлены доказательства его соблюдения, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований (без учета вышеуказанной правовой позиции).
Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, а также п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда от 27.03.07 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судьи: М.Г.Козубова
Л.В.Буренков