ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-17843/2017 от 19.07.2018 АС Северо-Кавказского округа

643/2018-28741(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-17843/2017 19 июля 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2018 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие 

заявителя – публичного акционерного общества «Кубаньэнерго» (ИНН 2309001660,  ОГРН 1022301427268), органа, осуществляющего публичные полномочия –  межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея  (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенных о времени и месте судебного  заседания, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального  управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда  Краснодарского края от 13.11.2017 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 10.03.2018 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н.,  Ильина М.В.) по делу № А32-17843/2017, установил следующее. 

 ПАО «Кубаньэнерго» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с  заявлением о признании незаконными отказов межрегионального территориального  управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – территориальное управление) в  утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории,  образуемых путем раздела земельных участков, находящихся в федеральной  собственности, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах,  оформленных письмами от 16.02.2017 № 04/1982, 04/1981, 04/1980, 04/2026, 04/2047,  04/2048, 04/1979, 04/2052, 04/2051, 04/2046, 04/1986, 04/1990, 04/2027, 04/1978, 04/2390,  04/1989, 04/1987, 04/1988, 04/2045, 04/2050, 04/2061, 04/2053, 04/2056, 04/2057, 04/2058,  04/1983, 04/1984, 04/2059, а также о возложении на территориальное управление 


обязанности в установленном порядке утвердить схемы расположения земельных  участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела исходных  земельных участков с кадастровыми номерами 23:00:0000000:333, 23:00:0000000:334,  23:00:0000000:335, 23:00:0000000:336, 23:00:0000000:340, 23:00:0000000:341,  23:00:0000000:342, 23:00:0000000:343, 23:00:0000000:344, 23:00:0000000:346,  23:00:0000000:347, 23:00:0000000:350, 23:00:0000000:355, 23:00:0000000:364,  23:00:0000000:365, 23:00:0000000:366, 23:00:0000000:367, 23:00:0000000:369,  23:00:0000000:370, 23:00:0000000:375, 23:00:0000000:376, 23:00:0000000:378,  23:00:0000000:380, 23:00:0000000:381, 23:00:0000000:382, 23:00:0000000:383,  23:00:0000000:384, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах. 

 Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2017, оставленным  без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 

от 10.03.2018, требования заявителя удовлетворены. Признаны незаконными отказы  территориального управления в утверждении схем расположения земельных участков на  кадастровом плане территории, на уполномоченный орган возложена обязанность  утвердить названные схемы расположения земельных участков. Суды указали, что  площадь образуемых земельных участков под объектами электросетевого комплекса при  подготовке схем рассчитана в соответствии с Правилами определения размеров  земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий  связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 № 486 (далее – Правила,  постановление от 11.08.2003 № 486). В соответствии с данными Правилами воздушная  линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается  на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям  промышленности и иного специального назначения или землям поселений и  предназначенных для установки опор указанных линий. Минимальный размер земельного  участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением 

до 10 кВ включительно (опоры линии связи, обслуживающей электрическую сеть)  определяется как площадь контура, равного поперечному сечению опоры на уровне  поверхности земли. Конкретные размеры земельных участков для установки опор  воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические  сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов  опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства  площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.  Отказы территориального управления с указанием на то, что электросетевые комплексы, 


расположенные на подлежащих разделу земельных участках, состоят из зданий,  сооружений и устройств, образующих единое целое и предназначенных для единого  функционального назначения; объекты, под которыми сформированы земельные участки,  самостоятельно эксплуатироваться не могут, не соответствуют действующему  законодательству. Уполномоченный орган не указал на пороки формы и содержания  представленных на утверждение схем расположения земельных участков, в том числе на  их несоответствие приказу Министерства экономического развития Российской  Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы  расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане  территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков  на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного  участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного  документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на  кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на  бумажном носителе». Суд апелляционной инстанции отклонил довод уполномоченного  органа о том, что уточненная площадь федеральных земельных участков, занятых  объектами электросетевого хозяйства, меньше, чем площадь этих земельных участков,  указанная в государственном кадастре недвижимости и в правоустанавливающих  документах. Действующее законодательство не содержит запрета на формирование  нескольких земельных участков из участка, указанного в государственном акте. 

В кассационной жалобе территориальное управление указывает, что при наличии в  государственном кадастре недвижимости сведений о «едином землепользовании» в  отношении земельного участка, занятого опорами линии электропередачи, данное  обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового  учета изменений такого участка в качестве многоконтурного земельного участка с учетом  рекомендаций, приведенных в письме Минэкономразвития России от 22.12.2009 

 № 22409-ИМ/Д23. Судебные инстанции не учли, что уточненная площадь федеральных  земельных участков, занятых объектами электросетевого хозяйства, значительно меньше  площади этих участков, указанной в государственном кадастре недвижимости. Изменение  (уменьшение) площади земельных участков, относящихся в федеральной собственности,  приведет к нарушению прав и законных интересов Российской Федерации как  собственника исходных участков. Суды без достаточных оснований не приняли во  внимание письмо Росимущества от 17.06.2010 № ПП-10/16812. 

В отзыве общество указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по  делу судебных актов. 


Участвующие в деле лица представителей в суд округа не направили.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского  округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без  изменения. 

 Как видно из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности  принадлежат предназначенные для размещения объектов энергетики земельные участки с  кадастровыми номерами 23:00:0000000:333; 23:00:0000000:334; 23:00:0000000:341;  23:00:0000000:346, 23:00:0000000:364, 23:00:0000000:369, 23:00:0000000:378,  23:00:0000000:336, 23:00:0000000:343, 23:00:0000000:350, 23:00:0000000:366,  23:00:0000000:375, 23:00:0000000:381, 23:00:0000000:340, 23:00:0000000:344,  23:00:0000000:355, 23:00:0000000:367, 23:00:0000000:376, 23:00:0000000:382,  23:00:0000000:335, 23:00:0000000:342, 23:00:0000000:347, 23:00:0000000:365,  23:00:0000000:370, 23:00:0000000:380, 23:00:0000000:383, 23:00:0000000:384 из земель  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,  безопасности и иного специального назначения. В государственном кадастре  недвижимости содержатся сведения о том, что участки имеют статус «ранее учтенные»,  границы участков не установлены в соответствии с требованиями земельного  законодательства (т. 6, л. д. 57 – 151; т. 7, л. д. 1 – 40). 

 Суды установили, что названные участки предоставлены правопредшественникам  общества на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждено  постановление главы администрации Щербиновского района Краснодарского края 

от 14.12.1992 № 863, постановлением главы администрации Староминского района  Краснодарского края от 28.12.1994 № 691, постановлением главы администрации  Ленинградского района Краснодарского края от 17.02.1995 № 153, постановлением главы  администрации Павловского района Краснодарского края от 27.06.1995 № 822,  постановлением главы администрации Каневского района Краснодарского края 

от 14.02.1996 № 90, постановлением главы администрации Крыловского района  Краснодарского края от 19.04.1996 № 145, постановлением главы администрации города  Ейска Краснодарского края от 08.02.1996 № 339, постановлением главы администрации  Ейского района Краснодарского края от 12.02.1996 № 93, постановлением главы  администрации Кущевского района Краснодарского края от 16.12.1996 № 867 (т. 1, 

л. д. 21 – 133).

 На данных земельных участках расположены электросетевые комплексы,  принадлежащие обществу на праве собственности (т. 5, л. д. 134 – 150; т. 6, л. д. 1 – 10). 


Общество 31.01.2017 обратилось в территориальное управление с заявлениями об  утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории,  образуемых путем раздела земельных участков, находящихся в федеральной  собственности, с сохранением исходных земельных участков в измененных границах. 

К заявлениям прилагались схемы расположения земельных участков на кадастровом  плане территории и копии правоустанавливающих документов в электронном виде (т. 1, 

л. д. 136 – 149; т. 2, л. д. 1 – 42).

 Территориальное управление в письмах от 16.02.2017 отказало в утверждении  представленных схем, поскольку электросетевые комплексы, расположенные на  подлежащих разделу земельных участках, состоят из зданий, сооружений и устройств,  образующих единое целое и предназначенных для единого функционального назначения;  объекты, под которыми сформированы земельные участки, самостоятельно  эксплуатироваться не могут. Уполномоченный орган также указал, что уточненная  площадь земельных участков меньше, чем площадь, указанная в государственном  кадастре недвижимости и в правоустанавливающих документах. При этом в письме  Росимущества от 17.06.2010 № ПП-10/16812 содержится разъяснение о недопустимости  уменьшения площади федерального земельного участка при уточнении местоположения  его границ (в том числе, при исправлении кадастровой ошибки) относительно сведений о  площади данного земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах 

(т. 4, л. д. 97 – 111).

Общество, полагая, что отказы территориального управления не соответствуют  нормам действующего законодательства, обратилось с заявлением в арбитражный суд. 

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) для удовлетворения требований о  признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо  одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий  (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими  прав и законных интересов заявителя. 

По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и  факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием)  возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового  акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а  также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения),  возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили 


действия (допустили бездействие). 

 Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации

(далее – Земельный кодекс) схема расположения земельного участка или земельных  участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного  участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или  образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения  земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в  случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков,  указываются их условные номера. 

 В пункте 2 названной статьи указано, что подготовка схемы расположения  земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов  территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта  планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо  охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования  территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования,  красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий,  сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными  программами Российской Федерации, государственными программами субъекта  Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов  незавершенного строительства. 

 В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного  участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или  органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в  государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не  предусмотрено данным Кодексом 

 Согласно пункту 7 статьи 11.4 Земельного кодекса в целях раздела земельного  участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и  предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или  безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган  местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, в течение  одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении  схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане  территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе  в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы  расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане 


территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного  участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается  образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или)  правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не  зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. 

 Как видно из материалов дела, общество в установленном порядке обеспечило  подготовку спорных схем в целях последующих раздела земельных участков,  находящихся в государственной собственности (с сохранением исходного участка в  измененных границах), и переоформления права постоянного (бессрочного) пользования  на право аренды. 

 Размеры земельных участков под объектами электросетевого хозяйства  определены в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением от 11.08.2003   № 486. При подготовке схем раздела исходных участков заявитель учитывал правила  пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса, что следует из представленных в материалы  дела заключений кадастрового инженера (т. 2, л. д. 43 – 120; т. 3, л. д. 1 – 118; 

т. 4, л. д. 1 – 96).

 Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса к основаниям для отказа в утверждении  схемы расположения земельного участка относит: 1) несоответствие схемы расположения  земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые  установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное  совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено  схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в  соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения  земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения  земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса  требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения  земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной  документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение  земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения  земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания  территории. 

 В нарушение требований части 5 статьи 200 Кодекса территориальное управление  не представило доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии оснований для  отказа в утверждении спорных схем, предусмотренных пунктом 16 

статьи 11.10 Земельного кодекса.


Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в дело доказательства  по правилам статьи 71 Кодекса, правомерно удовлетворили требования заявителя 

(часть 2 статьи 201 данного Кодекса).

 Довод кассационной жалобы о возможности учета изменений исходных участков в  качестве многоконтурных земельных участков не принимается. В данном случае  подготовка схем осуществлена заявителем с учетом характеристик исходных земельных  участков и расположенных на них линейных объектов. Как следует из представленных в  дело заключений кадастрового инженера, при подготовке схем учитывались требования  Правил, утвержденных постановлением от 11.08.2003 № 486, а также 

статьи 11.9 Земельного кодекса, частности о том, что границы земельных участков не  должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных  пунктов. 

 Ссылку территориального управления на уменьшение площади исходных  земельных участков в результате уточнения их границ следует отклонить. В данном  случае схемы расположения земельных участков необходимы для последующего раздела  исходных земельных участков. В силу пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса при  разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом  земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах. 

 Названная норма направлена, в том числе и на сохранение физических  характеристик (площади) земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности. Сведений о том, что в результате утверждения  испрашиваемых схем соблюдение данного правила будет невозможным податель жалобы  не приводит. При этом площадь и конфигурация образуемых земельных участков  определены заявителем в соответствии с требованиями постановления от 11.08.2003 

 № 486.

 Иные доводы жалобы суд округа отклоняет, так как они не влияют на оценку  законности и обоснованности принятых по делу судебных актов. 

 С учетом изложенного основания для отмены решения от 13.11.2017 и  постановления от 10.03.2018 по доводам жалобы отсутствуют, поскольку они не  опровергают выводы судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения  требований, предъявленных к территориальному управлению по правилам главы 24  Кодекса. Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные  доказательства, правильно применили нормы материального права. 

 Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся 


основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной  жалобы в соответствии со статьей 288 Кодекса, арбитражный суд округа не установил. 

 Руководствуясь статьями 274, 284 − 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2017 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2018 по делу   № А32-17843/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном  статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.И. Мещерин  Судьи В.А. Анциферов  Н.С. Мазурова