ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-20108/2021 от 08.02.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-20108/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица – Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) – Минькова Е.А. (доверенность от 03.02.2022), в отсутствие заявителя – государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы № 2» Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2320111803, ОГРН 1032311676165), третьего лица – Министерства здравоохранения Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу № А32-20108/2021, установил следующее.

ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы № 2» Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее – учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(далее – департамент), в котором просило:

- признать незаконным решение департамента от 04.02.2021 № 5224-08-3994/21
об отказе в согласовании списания имущества Краснодарского края: объектов недвижимого имущества – нежилых строений – служебных построек: гаража (литера Г1), гаража (литера Г2), ранее располагавшихся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи,
ул. Туапсинская, 1 (далее – спорные объекты), числящихся на праве оперативного управления учреждения;

- обязать департамент исключить спорные объекты из реестра государственной собственности Краснодарского края в связи с прекращением существования.

Решением суда от 19.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2021, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе департамент просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления учреждения. Податель жалобы указывает,
что согласование списания имущества носит предварительный характер, департамент
не обладает соответствующими полномочиями. Государственная регистрация прав на подлежащее списанию недвижимое имущество отсутствует. Действия департамента по отказу в списании являются законными и обоснованными.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на ее несостоятельность,
а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба
не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и суды установили, что за учреждением числятся
на праве оперативного управления спорные объекты, которые фактически отсутствуют, поскольку снесены.

В соответствии с техническим паспортом, изготовленным филиалом
ГУП КК «Краевая техническая инвентаризация по г. Сочи» по состоянию на 29.12.2003 инвентарный номер № 6144, гаражи (литеры Г, Д, Е) являлись служебными постройками, входящими в состав здания патологоанатомического корпуса Бюро СМЭ, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Туапсинская, 1. Также в техническом паспорте указано, что названные гаражи являются самовольными постройками.

На основании распоряжения главы администрации Краснодарского края
от 06.09.2007 № 800-р «Об утверждении перечня муниципальных учреждений здравоохранения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе» (далее – распоряжение № 800-р) имущество учреждения принято в государственную собственность Краснодарского края.

Во исполнение указанного распоряжения принято решение городского собрания Сочи от 18.11.2008 № 280 с приложением, утвердившим «Перечень имущества муниципального учреждения здравоохранения города Сочи "Бюро судебно-медицинской экспертизы", передаваемого из муниципальной собственности города Сочи
в государственную собственность Краснодарского края», согласно которому передается
в собственность Краснодарского края здание судебно-медицинской экспертизы
(литеры В, В1, Г, Д, Е) общей площадью 354,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи,
ул. Туапсинская, 1.

Согласно кадастровому паспорту здания, изготовленного филиалом
ГУП КК «Крайтехинвентаризация» г. Сочи по состоянию на 15.01.2010, в состав здания патологоанатомического корпуса входили самовольные постройки: гаражи
(литеры Г, Г1, Г2).

Из справки ГУП КК «Крайтехинвентаризация» г. Сочи от 16.03.2017 № 513 следует, что замена литеров строений произведена в соответствии с Рекомендациями
по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятыми Росжилкомунсоюзом, а именно литера Д перелитерована на литеру Г1,
литера Е перелитерована на литеру Г2.

Согласно пункту 5 распоряжения № 800-р право государственной собственности Краснодарского края возникает со дня подписания актов приема-передачи.

Акт приема-передачи имущества учреждения в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе подписан 31.12.2008.

В выписке из реестра государственной собственности Краснодарского края
от 19.02.2010 № 52-2513/10-21.07 на недвижимое имущество, находящееся на балансе учреждения, указано, что в состав имущества, находящегося на балансе учреждения, включены в том числе гаражи (литеры Д, Е). Согласно карточке государственного имущества Краснодарского края, имеющегося у юридического лица, в перечень объектов недвижимости, находящихся на балансе заявителя, по состоянию на 01.01.2021 включены: нежилые строения – служебные постройки: гараж (литера Г1) и гараж (литера Г2).

27 марта 2012 года Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края выдал разрешение № RU23-165/B на производство подготовительных работ ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» на объекте «Строительство лечебно-диагностического корпуса по ул. Дагомысская Центрального района города Сочи (включая проектно-изыскательские работы)».
В соответствии с указанным разрешением в объем подготовительных работ входило: освобождение строительной площадки для строительства, расчистка территории, демонтаж.

18 апреля 2012 года администрация города Сочи выдала ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» разрешение № RU23309-2163 на строительство лечебно-диагностического корпуса на 100 посещений в смену и на 300 койко-мест
по ул. Дагомысская Центрального района города Сочи (проектно-изыскательские работы).

Во исполнение Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации
и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» издан Приказ Минрегиона России от 22.11.2012 № 209-ОИ «Об утверждении документации
по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения Олимпийского объекта «Строительство лечебно-диагностического корпуса на 100 посещений в смену и 300 койко-мест по ул. Дагомысская Центрального района города Сочи (включая проектно-изыскательские работы)». Пункт 4 утвержденной документацией по планировке территории предусматривает, что строительство олимпийского объекта предполагается на территории МУЗ «Городская больница № 4», расположенной
по ул. Дагомысская Центрального района города Сочи. На данной территории находятся: 2-х этажное здание судебно-медицинской экспертизы; временные гаражи для автомобилей (подлежат сносу).

В ходе строительства олимпийского объекта застройщиками, осуществлявшими его строительство, гаражи (литеры Г1, Г2), расположенные по адресу: г. Сочи,
ул. Туапсинская, 1, снесены.

20 декабря 2012 года ГУП КК «Крайтехинвентаризация Краевое БТИ» совместно
с представителем учреждения зафиксировало прекращение существования гаражей, что подтверждается актами обследования № 245 и 246, выданными 17.01.2013. В технический паспорт здания патологоанатомического корпуса учреждения, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Туапсинская, 1, инвентарный номер 6144 внесены соответствующие изменения.

В настоящее время за заявителем закреплено на праве оперативного управления
на основании договора о закреплении имущества от 16.12.2002 № 472 здание патологоанатомического корпуса Бюро СМЭ, площадью 354,2 кв. м (литеры В, В1) расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район,
ул. Туапсинская, 1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.04.2004 сделана запись регистрации №23-01/50-8.2004-20,
что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права
серии 23-АЖ №323340.

Сведения о нежилых зданиях, расположенных по адресу: Краснодарский край, город Сочи, ул. Туапсинская, 1 (литеры Г1 и Г2), в ЕГРН отсутствуют.

Заявитель неоднократно обращался к департаменту с просьбой согласовать списание спорных объектов, числящихся на праве оперативного управления за учреждением, начиная с момента, когда гаражи были снесены в ходе строительства олимпийского объекта, однако получал отказы.

Министерство, выполняя функции учредителя, в соответствии с требованиями постановления главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005 № 215
«Об утверждении Порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края» согласовывало заявителю списание объектов недвижимого имущества и направляло документы для дальнейшего согласования в департамент.

Письмом от 04.02.2021 «О списании государственного имущества Краснодарского края» департамент отказал в согласовании списания гаражей на том основании,
что на подлежащее списанию имущество отсутствует государственная регистрация прав.

Полагая действия департамента по отказу в согласовании списания государственного имущества Краснодарского края незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.

В силу пункта 7 постановления главы администрации Краснодарского края
от 02.06.2000 № 403 «О порядке учета краевого имущества и ведении Реестра государственной собственности Краснодарского края» зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие государственное имущество Краснодарского края в хозяйственном ведении, оперативном управлении, получившие государственное имущество Краснодарского края в аренду, залог и по иным основаниям, имеющие акции (доли, вклады), находящиеся в собственности Краснодарского края,
и государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал,
а также уполномоченные органы исполнительной власти Краснодарского края
по управлению объектами казны Краснодарского края обязаны представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в департамент имущественных отношений Краснодарского края сведения об указанном имуществе для внесения
в Реестр государственной собственности Краснодарского края в сроки, установленные
в приложении к настоящему постановлению.

Согласно пункту 8 указанного постановления руководитель организации, имеющей на балансе или в пользовании по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, государственное имущество Краснодарского края, а также руководитель хозяйствующего субъекта, имеющего акции (доли), принадлежащие Краснодарскому краю, в уставном капитале, или в пользовании которого находится, государственное имущество Краснодарского края, не вошедшее в уставный капитал, либо на ином основании, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса установлено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное
не предусмотрено данным Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 15.03.2005
№ 215 «Об утверждении порядка согласования списания государственного имущества Краснодарского края» определен порядок согласования списания государственного имущества Краснодарского края (далее – Порядок). Порядок предусматривает списание государственного имущества, которое находится в собственности Краснодарского края
и находящегося в оперативном управлении исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, государственных учреждений Краснодарского края
и хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий Краснодарского края, а также имущества, составляющего казну Краснодарского края.

Пункт 3.3. Порядка регламентирует, что решение о списании движимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением Краснодарского края собственником или приобретенного им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, принимается самостоятельно. Решение о списании особо ценного движимого имущества, закрепленного
за государственным бюджетным учреждением Краснодарского края собственником или приобретенного им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, балансовой стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу, принимается по согласованию с краевым отраслевым органом исполнительной власти. Решение
о списании иного имущества, принадлежащего на праве оперативного управления государственному бюджетному учреждению Краснодарского края, принимается
по согласованию с краевым отраслевым органом исполнительной власти
и департаментом.

Пунктом 4.1.1 Порядка определено, что решение об отказе в согласовании списания имущества и возврате документов принимается в случаях: 1) представления документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства;
2) выявления в представленных документах неполных, необоснованных или недостоверных сведений; 3) неподтверждения отсутствия возможности дальнейшей эксплуатации имущества, а также экономической целесообразности проведения восстановительного ремонта, модернизации и дальнейшего его использования; 4) если планируемое списание противоречит нормам действующего законодательства.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные объекты перестали существовать в результате их уничтожения (сноса), сохранение спорных объектов
в реестре государственной собственности Краснодарского края в таком случае противоречит действующему правовому регулированию (данные об учете спорного имущества не могут быть сохранены в указанном реестре по причине их недостоверности), установив отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии правопритязаний иных лиц на спорные объекты, суды пришли к верному выводу, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права учреждения, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали
и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд
не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных
по делу обстоятельств.

Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным
в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2021
и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021
по делу № А32-20108/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.В. Садовников

Судьи В.В. Аваряскин

И.И. Фефелова