ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-21349/06 от 08.11.2007 АС Краснодарского края



Арбитражный суд Краснодарского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

г. Краснодар                              Дело № А-32-21349/2006-57/400

«08» ноября 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Мицкевича С.Р.,

Судей Козубовой М.Г., Буренкова Л.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.,

рассмотрев апелляционную жалобу Новороссийской таможни  

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.06.2007 г. (судья Русов С.В.)

по заявлению ООО «Агерратум», г. Москва 

к Новороссийской таможне, г. Новороссийск

третье лицо:  Министерство экономического развития и торговли РФ, г. Москва

о признании недействительным требования

при участии в  заседании:

от  заявителя: Терещенко Т.А. – представитель по доверенности от 25.08.06 г.

от заинтересованного лица: Евсеева Т.А. – представитель по доверенности от 1.11.04 г.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Агерратум» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей и пени № 549 от 10.08.06 г.

Решением арбитражного суда от 13.06.07 г. заявленное требование удовлетворено.

На указанное решение суда заинтересованным лицом подана апелляционная жалоба, мотивированная неправильным применением норм права.

Заявитель полагал решение суда законным и обоснованным.

3-е лицо отзыв на жалобу не представило, в судебное заседание не явилось.

Суд апелляционной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации, в том числе в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации, а также происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 057 «Об утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации» утвержден перечень стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации. В указанный перечень входит Бразилия.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 утвержден перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции. В указанный перечень входит товар «Мясо и пищевые мясные субпродукты» (код ТН ВЭД России 02).

Аналогично приказом ГТК РФ от 25 декабря 2003 г. № 1539 «О предоставлении тарифных преференций» утверждены Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации и Перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации, в которых поименована Бразилия, а также Перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции, в который входит товар «Мясо и пищевые мясные субпродукты» (код ТН ВЭД России 02).

В соответствии с п. 3 указанного выше приказа, в отношении товаров, возимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из развивающихся стран-пользователей схемой преференций Российской Федерации, надлежит применять ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим благоприятствуемой нации.

Согласно ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе», под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.

К товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации на уровнях, достаточных для обеспечения эффективности тарифной квоты и достижения целей, установленных пунктом 4 рассматриваемой статьи.

П. 3 ст. 36 рассматриваемой статьи определяет, что под сельскохозяйственными товарами понимаются товары, которые классифицируются в 1-24 группах Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также иные указанные в данном пункте товары.

Тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли.

Объем тарифной квоты, устанавливаемой на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на территории Российской Федерации и объемом производства аналогичного российского товара.

Ставки ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифной квоты, определяется Правительством Российской Федерации.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифных квот осуществляется в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2004 г. № 879 «О регулировании импорта свинины в 2005 году», при ввозе в установленных объемах и порядке мяса, классифицируемого в подсубпозиции 0203 29 550 1, ставка ввозной таможенной пошлины устанавливается в размере 15, но не менее 0, 25 евро за 1 кг.

ООО «Агерратум» Минэкономразвития РФ 18.0.2005 г. была выдана лицензия № 748505514931 со сроком действия до 31.12.2005 г. для ввоза из Бразилии частей домашних свиней обваленных и мороженных.

В соответствии с контрактом № 9 от 14.06.2006 г. с фирмой «SADIAS.A.» (Бразилия) в адрес ООО «Агерратум» был поставлен товар: «замороженная курица гриль, полностью ощипанная и потрошенная, без головы и шеи; замороженный цыпленок бройлер, ощипанный и потрошенный, без головы, с шейкой, сердцем, печенью и мускульным желудком; замороженное куриное бедро на кости с кожей; замороженная грудка индейки без кости и кожи; замороженные куриные полугрудки без кости и без кожи, замороженная куриная ножная четвертина; замороженное свиное мясо без кости и кожи: грудинка, шейка, лопатка, окорок, филей; замороженная свиная грудинка на кости, замороженная свиная корейка на кости без филей» по коду ТН ВЭД 0207 и 0203, который 20.10.2005 г. был задекларирован заявителем в Новороссийской таможне по ГТД № 10317060/201005/П010358.

Импорт свинины мороженной сопровождался  использованием заявителем льгот (преференций) по Таможенному тарифу РФ и выражался в уплате таможенных платежей по льготным ставкам.

Приказом Министерства экономического развития  торговли РФ от 31.07.2006 г. № 211 лицензия № 7485055114931, выданная ООО «Агерратум» была признана недействительной со дня ее выдачи в части превышения установленного объема ввоза на 3 540 769 кг. (объем ввоза, указанный в лицензии составлял 3 739 757 кг., а всего было ввезено 3 739 739 кг.) т. 1 л. д. 75.

Законность приказа МЭРТ РФ № 211 от 31.07.2006 г. подтверждена решением Арбитражного суда г. Москвы от 9.02.2007 г. по делу А-40-72993/06-145-440 и в силу п. 2 ст. 69 АПК РФ носит для заявителя преюдициальный характер.

Поскольку заявитель не имел право на использование тарифных преференций, таможенный орган пересчитал суммы таможенных платежей (т. 1 л. д. 82) и выставил заявителю требование об уплате таможенных платежей № 549 от 10.08.06 г. в сумме 31 869 085, 40 руб., в том числе: ввозная пошлина – 28 971 895, 82 руб., НДС – 2 897 189, 58 руб., а также пени за период с 21.10.2005 г. по 10.08.06 г. в размере 3 793 483, 47 руб.

Ссылка заявителя на то, что поскольку лицензия признана недействительной не в полном объеме, то следовательно, через Новороссийскую таможню был частично импортирован товар в отношении которого подлежали применению тарифные преференции не может быть принята во внимание независимо от хронологии декларирования товара в Калининградской, Новороссийской и Балтийской таможнях.

Как следует из материалов дела в Новороссийской таможне было задекларировано 1 397 528 кг., свинины мороженной, в то время как лицензия была признана недействительной в части 3 540 769 кг., т. е. в большом размере. При этом суду не представлено доказательств, что Балтийская или Калининградская таможни, через которые оформлялся остальной товар, доначислили заявителю таможенные платежи в связи с признанием лицензии недействительной.

Является неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что действовавшее законодательство не предусматривало возможности  признания недействительными со дня выдачи тех лицензий, срок действия которых истек с момента признания их недействительными и права, по которым, к моменту признания недействительными уже реализованы.

Недействительность ненормативного акта означает его незаконность, т. е. порочность с момента его издания.

Согласно ст. 52 ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. № 364, лицензии участникам внешнеторговой деятельности Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации выдает через свои территориальные органы (лицензирующие органы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443 утверждено Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, согласно которому Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, в сфере внешнеэкономической деятельности (п. 1).

Согласно п. 6.3 Положения Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Министерства (п. 6.3).

Пунктом 9.7 Регламента Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 сентября 2005 г. № 220, прямо предусмотрено право Минэкономразвития России отменять решения своего территориального органа.

Действующее законодательство не содержит запрета Минэкономразвития России в случае выявления выдачи участнику внешнеэкономической деятельности лицензии с нарушением установленного порядка и при отсутствии оснований для выдачи лицензии принять меры, направленные на устранение таких нарушений.

Издание Министерством экономического развития и торговли РФ приказа № 211 от 31.07.06 г. является мерой, которая обеспечила, прежде всего, выполнение установленных ст. 4 ФЗ № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в части обеспечения защиты государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; принципа равенства и недискриминации участников внешнеторговой деятельности.

Необоснованна ссылка суда первой инстанции на нарушение порядка доначисления таможенных платежей.

Согласно ст. 319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при ввозе товаров – с момента пересечения таможенной границы.

Согласно ст. 322 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Таким образом, размер таможенных платежей не может зависеть от правильности указания декларантом или налоговым органом классификационного кода в соответствии с  ТН ВЭД РФ. Размер таможенных платежей это объективная, а не субъективная категория, она не зависит от волеизъявления участников таможенного процесса, а определяется на основании Закона. В этой связи не имеет никакого значения, принимал ли таможенный орган решение о переклассификации товара или нет.

Согласно п. 1, 2 ст. 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение налогового органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования.

Факт наличия или отсутствия направления требования об уплате таможенных платежей налогоплательщику (п. 3 ст. 350 ТК РФ) никоим образом не влияет на разрешение спора о законности этого требования, поскольку касается исполнения требования, а не его издания (вынесения). Данный вопрос подлежит выяснению при разрешении спора о законности произведенного взыскания таможенных платежей, но не при разрешении  спора о законности ненормативного акта.

Следует отметить, что признание ненормативного акта недействительным в силу ст. 13 ТК РФ, п. 1 ст. 198 АПК РФ может иметь место только в случае нарушения прав заявителя. Извещение об уплате таможенных платежей не нарушает прав заявителя, если он обязан уплатить таможенные платежи. В свою очередь, незаконно выданная лицензия для использования тарифных преференций не является основанием для их применения.

Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, а также п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 АПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда от 13.06.07 г. отменить.

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Взыскать с ООО «Агерратум» 1 000 руб. госпошлины в пользу Новороссийской таможни.

Новороссийской таможне выдать справку на возврат излишне уплаченной по платежному поручению № 1823 от 23..08.07 г. госпошлины в сумме 1 000 руб.

Председательствующий:                                       С.Р. Мицкевич

Судьи                                                                         М.Г. Козубова

                                                                                                                                     Л.В. Буренков