ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-22629/17 от 25.10.2018 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

             Дело № А32-22629/2017

29 октября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2018 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии
в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия – управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Краснодарскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 20.07.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>) –
ФИО2 (доверенность от 13.04.2018), в отсутствие заявителя – акционерного общества «Кореновскрыба» (ОГРН <***>, ИНН <***>), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета
спора – федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества «Кореновскрыба» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 (судья Левченко О.С.)
и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2018
(судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Сурмалян Г.А.) по делу № А32-22629/2017, установил следующее.

ЗАО «Кореновскрыба» (в настоящий момент – АО «Кореновскрыба»; далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление), в котором просило:

– признать незаконным решение о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1000, 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 (пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, принадлежащего обществу на праве собственности);

– восстановить положение, существовавшее до нарушения права, снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1000, 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 15.06.2018, в удовлетворении заявленных требовании отказано. Судебные инстанции указали, что части принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 подлежат изъятию для государственных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд организация, подавшая ходатайство об изъятии земельных участков, выступает заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; обращается от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков. При этом согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление данных действий не требуется (пункт 2 статьи 56.7 Земельного кодекса). С учетом названной нормы суды отклонили доводы заявителя об отсутствии согласия на раздел исходного земельного участка, принадлежащего на праве собственности обществу. В силу пункта 7 статьи 60 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) с заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться организация, на основании ходатайства которой принято данное решение. Пункт 9 статьи 60 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании: 1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд; 2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости; 3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2017 по делу № А32-40814/2017 прекращено право собственности общества на образованные из земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878, с изъятием в собственность Российской Федерации для государственных нужд. Требование об определении размера компенсации выделено в отдельное производство. ОАО «РЖД» 28.07.2017 обратилось в управление с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков, изъятых у общества для государственных нужд. К заявлению приложены доверенность от 30.01.2017, межевой план от 09.03.2017 с оптическим компакт-диском; распоряжение об изъятии от 14.10.2016 с приложением и ходатайство об изъятии от 18.07.2016, что подтверждается описью документов. По результатам обращения управление произвело постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 (изъятые участки) и 23:12:0000000:1000 (участок, оставшийся у общества после изъятия). В проекте планировки территории указаны планы границ земельного участка для размещения объектов ОАО «РЖД»: «Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла» в рамках комплексного инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла», Краснодарский край, Кореновский район. В перечне земельных участков, вошедших в постоянную полосу отвода по Кореновскому району Краснодарского края, указан земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:150. Поскольку ОАО «РЖД» представило в управление полный перечень документов, необходимых для постановки на кадастровый учет земельных участков, доказательств оспаривания градостроительной документации в материалах дела не имеется, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения управления о постановке на государственный кадастровый учет спорных земельных, а также для снятия с государственного кадастрового учета спорных участков. При этом вопросы, связанные с соблюдением порядка изъятия спорных земельных участков, исследовались при рассмотрении иск дела об изъятии земельного участка общества для государственных нужд (дело № А32-40814/2017).

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 05.02.2018 и постановление от 15.06.2018, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Доводы кассационной жалобы сводятся к следующему. Общество не давало согласия на раздел принадлежащего ему земельного участка. На участке с кадастровым номером 23:12:0000000:150 расположеныобъекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2017 по делу № А32-40814/2017не имеет преюдициального значения для настоящего дела. Кадастровый инженер при формировании
и постановке на кадастровый учет спорных участков не обследовал земельный участок на местности, не принял во внимание нахождение на нем зарегистрированного объекта недвижимости общества – неделимого каскада прудов. Изложенное свидетельствует  о том, что раздел земельного участка произведен без учета нахождения в его границах искусственного водного объекта – пруда. Представленный в материалы дела проект межевания территории не получил судебной оценки на предмет его соответствия требованиям градостроительного и земельного законодательства.

Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.

В заседании представители управления и ОАО «РЖД» указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0000000:150 (площадь 821 500 кв. м), нежилое здание (площадь 166, 8 кв. м), а также сооружение прудового комплекса – нагульные пруды (площадь 535 500 кв. м), расположенные по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, рыбопитомник «МКБ». Вид разрешенного использования земельного участка – для обслуживания зданий и сооружений рыбопитомника (т. 1, л. <...>).

Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта
от 30.06.2016 № ВЧ-49-р утверждена откорректированная проектная документация
по планировке территории для реализации проекта «Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла» в рамках комплексного инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла»
(далее – проект, т. 1, л. <...>).

В рамках реализации проекта ОАО «РЖД» в адрес Федерального агентства железнодорожного транспорта на основании статьи 56.4 Земельного кодекса направило ходатайство от 18.07.2016 об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 (2 части участка площадью 18 154 кв. м и 144 кв. м; т. 1, л. д. 67).

На основании распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14.10.2016 № ЕЛ-98-р (далее – распоряжение от 14.10.2016 № ЕЛ-98-р)
в целях реализации проекта изъяты путем выкупа для нужд Российской Федерации земельные участки в Кореновском районе Краснодарского края, в том числе части земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 площадью 821 500 кв. м, который принадлежит обществу на праве собственности (т. 1, л. <...>).

В соответствии с пунктом 2 распоряжения от 14.10.2016 № ЕЛ-98-р ОАО «РЖД» поручено обеспечить проведение мероприятий, направленных на подготовку
и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд
в установленном земельным законодательством порядке.

02 июня 2017 года ОАО «РЖД» в адрес общества направило соглашение
об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 (площадью 18 154 кв. м +/- 236 кв. м) и 23:12:0608000:878 (площадью 144 +/- 21 кв. м), образованных
из земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150 (т. 1, л. д. 147 – 157).

04 апреля 2017 года земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999, 23:12:0608000:878 поставлены на государственный кадастровый учет, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – железнодорожный транспорт (выписки из ЕГРН от 05.04.2017; т. 1,            л. <...>).

04 апреля 2017 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0000000:1000 (площадь 803 201 кв. м), вид разрешенного использования – для обслуживания зданий
и сооружений рыбопитомника (выписки из ЕГРН от 07.04.2017; т.1, л. д. 25).

Общество, полагая, что решение о постановке на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации
(в редакции, действующей с 01.04.2015) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также – образуемые земельные участки) в порядке, установленном Законом о государственной регистрации,
за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса,
и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Для образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков не требуется (подпункт 3 пункта 4
статьи 11.2 Земельного кодекса).

По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) также предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования
и утвержденными проектами планировки территории.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, указано, что независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до 01.04.2015, после указанной даты процедура подготовки и заключения такого соглашения, предусмотренная положениями главы VII.1 Земельного кодекса должна быть соблюдена в полном объеме.

Земельным кодексом предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления,
но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 статьи 56.4 названного Кодекса.

В случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков
и размещении информации на информационных щитах (пункт 2 статьи 56.5 Земельного кодекса), выступает заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка (подпункт 1 пункта 1 статьи 56.7), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 Земельного кодекса), имеет право обращаться в суд с иском
о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса), а также обращается от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков (подпункт 4 пункта 1 статьи 56.7).

Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 статьи 56.7 Земельного кодекса, не требуется (пункт 2 статьи 56.7 Земельного кодекса).

Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд определены статьей 60 Закона № 218-ФЗ. В силу названной нормы с заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение. Государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании: 1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд; 2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости; 3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними. Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.

Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что решение управления о постановке на государственный кадастровый учет спорных участков соответствует положениям земельного законодательства. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2017 по делу № А32-40814/2017 земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:999 (площадь 18 154 кв. м +/- 236 кв. м), 23:12:0608000:878 (площадь 144 +/- 21 кв. м) изъяты
в собственность Российской Федерации для государственных нужд. Правовая экспертиза документов, представленных ОАО «РЖД» для постановки на кадастровой учет, осуществлена управлением в рамках предоставленных полномочий. Вопрос
о компенсации убытков, связанных с изъятием спорных участков, является предметом рассмотрения в рамках дела № А32-52718/2017, при производстве по которому общество праве требовать компенсации расходов по реконструкции, необходимых для продолжения эксплуатации принадлежащего ему сооружения (т. 1, л. д. 15 – 20, т. 2, л. <...>).
Выводы судебных инстанций соответствуют содержанию представленных в дело доказательств, положениям главы VII.1 Земельного кодекса и Закона № 218-ФЗ.

В нарушение требований статьи 65 Кодекса общество
не представило доказательств, свидетельствующих о необходимости снятия спорных земельных участков с государственного кадастрового учета, а также
свидетельствующих о нарушении правил статьи 11.9 Земельного кодекса при образовании изымаемых участков.

Доводы жалобы общества не учитывают положения приведенных нормативных правовых актов и разъяснений, поэтому отклоняются судом округа. Из представленного в дело межевого плана следует, что образование подлежащих изъятию земельных участков произведено на основании утвержденных проекта планировки и проекта межевания территории (т. 1, л. д. 121 – 167). Спорные земельные участки находятся в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:150, правомерность государственного кадастрового учета которого (применительно к нахождению в границах водного объекта и нескольких муниципальных образований) заявитель не оспаривает. Названные обстоятельства учитывались управлением при постановке на государственный кадастровый учет подлежащих изъятию у общества земельных участков. Ссылка на нарушение норм водного и земельного законодательства при образовании изымаемых земельных участков не принимается, поскольку заявитель не учитывает особенности организации (создания) транспортной инфраструктуры в границах названных участков.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 05.02.2018 и апелляционного постановления от 15.06.2018 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).

Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на общество по правилам статьи 110 Кодекса.

Руководствуясь статьями 274, 284 − 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2018 по делу                             № А32-22629/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                      А.И. Мещерин

Судьи                                                                                                                    В.А. Анциферов

                                                                                                                               И.В. Сидорова