ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-23967/17 от 25.09.2018 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-23967/2017

25 сентября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2018 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Волкова Я.Е. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма “Агросахар”» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия – департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации муниципального образования Успенский район (ИНН <***>, ОГРН <***>), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2018 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу № А32-23967/2017, установил следующее.

ООО «Агрофирма “Агросахар”» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(далее – департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 18 700 кв. м (кадастровый номер 23:34:0201000:1004), расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Успенский, в границах земель СПК «Надежда», участок 111/2, а также о возложении на департамент обязанности направить заявителю проект договора купли-продажи спорного земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Успенский район.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2018,оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 03.07.2018, требования заявителя удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента в предоставлении обществу в собственность земельного участка
площадью 18 700
кв. м (кадастровый номер 23:34:0201000:1004), расположенного
по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Успенский, в границах
земель СПК «Надежда», участок 111/2, содержащийся в письме от 28.02.2017
№ 55-5589/17-32-20. На департамент возложена обязанность в тридцатидневный срок
направить заявителю проект договора купли-продажи участка с кадастровым номером 23:34:0201000:1004. Суды пришли к выводу об отсутствии у департамента оснований для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка. Договор от 30.08.2010 № 8834000152 аренды спорного земельного участка заключен
с соблюдением установленных законом публичных процедур. Заявитель вправе без торгов приобрести в собственность арендуемый им земельный участок сельскохозяйственного назначения на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс).

В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление. Податель жалобы указывает, что договор от 30.08.2010 № 8834000152 является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку при его заключении не соблюдена процедура, предусмотренная положениями Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ), статьей 34 Земельного кодекса. Данное обстоятельство служит правомерным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Отзыв на жалобу в суд округа не поступил.

В судебном заседании представитель общества возражал против отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение
от 09.04.2018 и апелляционное постановление от 03.07.2018 надлежит оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации
муниципального образования Успенский район от 30.08.2010 № 1179 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 30.08.2010 № 8834000152 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 23:34:0201000:1004) площадью 18 700 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с/о Успенский, в границах земель СПК «Надежда», участок 111/2. (т. 1, л. д. 33 – 46). Договор зарегистрирован управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю (запись
о регистрации от 08.11.2010 № 232303/016/2010-525).

29 декабря 2016 года общество на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса обратилось в департамент с заявлением о предоставлении
в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения
с кадастровым номером 23:34:0201000:1004 (т. 1, л. д. 11 – 15).

В письме 28.02.2017 № 55-5589/17-32-20 департамент сообщил заявителю
об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь
на недействительность (ничтожность) договора аренды от 30.08.2010 № 8834000152
(т. 1, л. <...>).

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества
с заявлением в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).

В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом № 101-ФЗ. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав
и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации
о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.

По правилам статьи 71 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном
и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Судебные инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установили, что законные основания для отказа в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого участка с кадастровым номером 23:34:0201000:1004 по мотивам, приведенным в письме от 28.02.2017 № 55-5589/17-32-20, у департамента отсутствовали. Общество является арендатором названного земельного участка на основании договора от 30.08.2010 № 8834000152. Информация о выявленных
в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании арендатором спорного земельного участка отсутствует. Уполномоченный орган также не представил доказательств, свидетельствующих о фактах ненадлежащего использования обществом земель сельскохозяйственного назначения. При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление общества (часть 2 статьи 201 Кодекса).

Доводы кассационной жалобы департамента следует отклонить.

Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса (утратила силу с 01.03.2015) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие
до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное
не установлено законом.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды с обществом) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Согласно пункту 2 названной статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

В материалы дела представлена копия газеты «Рассвет» от 27.07.2010 № 90 (8726) (включена в перечень средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений; т. 2, л. д. 12), согласно которой администрация муниципального образования Успенский район информировала о наличии свободных земельных участков из фонда перераспределения земель Краснодарского края, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:34:0201000:1004 (т. 1, л. д. 140).

В публикации содержатся признаки, позволяющие индивидуализировать земельный участок (местоположение, площадь земельного участка, вид угодий),
и согласно размещенным сведениям определить предмет договора аренды. Доказательства, свидетельствующие о том, что у лиц, желающих и подавших заявления, возникли затруднения на подачу заявления о предоставлении земельного участка
в аренду, в материалах дела отсутствуют. Сведения о наличии конкурирующих заявок иных лиц, претендовавших на спорный участок, уполномоченный орган не представил.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права
при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.

С учетом изложенного Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления
по доводам жалобы.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов
в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.

В связи с завершением производства по кассационной жалобе департамента приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2018, следует отменить (часть 4 статьи 283 Кодекса).

Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 284 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 по делу
№ А32-23967/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения от 08.08.2018, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.И. Мещерин

Судьи Я.Е. Волков

В.Е. Епифанов