ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-25034/2022 от 22.08.2023 АС Северо-Кавказского округа

020/2023-44571(1)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-25034/2022 22 августа 2023 года 

 Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года 

 Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2023 года 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном  заседании заявителя – департамента муниципальной собственности и городских земель  администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>,  ОГРН <***>), органа, осуществляющего публичные полномочия – департамента  архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город  Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>) и третьих лиц: главы крестьянского  (фермерского) хозяйства ФИО1, администрации  муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного  заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента муниципальной собственности  и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар  на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2023 и  постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу   № А32-25034/2022, установил следующее. 

Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации  муниципального образования города Краснодар (далее – департамент муниципальной  собственности, заявитель) обратился в арбитражный суд к департаменту архитектуры и  градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее –  департамент архитектуры, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просил: 

– признать незаконным отказ департамента архитектуры от 07.04.2022 № 5196/29; 

– обязать уполномоченный орган устранить допущенные нарушения путем  подготовки заключения о соответствии предполагаемого к строительству объекта 


документам территориального планирования и функционального зонирования в целях  дальнейшего формирования испрашиваемого земельного участка. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований, относительно предмета спора, привлечены индивидуальный  предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава хозяйства) и администрация муниципального образования  город Краснодар (далее – администрация). 

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2023,  оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 23.05.2023, производство по делу прекращено 

Суды установили, что глава хозяйства в 2015 году обратился в арбитражный суд с  заявлением, в котором просил: признать незаконным бездействие администрации по  организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельных  участков: ориентировочной площадью 998 кв. м по ул. Кочетинской, 45, в поселке  Индустриальном для размещения магазина; ориентировочной площадью 395,8 кв. м  по ул. Горячеключевской, д. 2/Г, в Карасунском внутригородском округе города  Краснодара для размещения станции технического обслуживания; ориентировочной  площадью 260 кв. м по ул. им. Атарбекова, д. 38/1, в Прикубанском внутригородском  округе города Краснодара для размещения торгового центра; ориентировочной площадью  1 тыс. кв. м по пер. Восточному, д. 27/1, в станице Старокорсунской для размещения  гаражей; обязать администрацию организовать и провести торги на право заключения  договора аренды земельных участков. Определением от 12.01.2016 суд принял отказ   от требований в части земельных участков ориентировочной площадью 260 кв. м   по ул. Атарбекова, д. 38/1, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара  и ориентировочной площадью 1 тыс. кв. м по пер. Восточному, д. 27/1, в станице  Старокорсунской. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда  Краснодарского края от 18.04.2016 по делу № А32-16510/2015 признано незаконным  бездействие администрации, выразившееся в уклонении от организации и проведения  торгов на право заключения договора аренды. На администрацию возложены обязанности  по формированию земельного участка, организации и проведению торгов на право  заключения договора аренды земельных участков. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному округу г. Краснодара УФССП по Краснодарскому  краю ФИО2 от 05.09.2016 возбуждено исполнительное производство   № 56663/16/23042-ИП в отношении должника – администрации, в пользу взыскателя –  главы хозяйства, на основании исполнительного листа от 04.08.2016 № ФС 006988137, 


выданного Арбитражным судом Краснодарского края по делу № А32-16510/2015.  Администрация обращалась в арбитражный суд с заявлением о прекращении  исполнительного производства на основании пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального  закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ссылаясь на  невозможность исполнения решения в связи расположением земельного участка в зоне  транспортной инфраструктуры (планируемого к размещению объекта местного значения –  автомобильной дороги). Определением Арбитражного суда Краснодарского края от  15.05.2017 в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства  администрации отказано. Определением Арбитражного суда Краснодарского края  от 19.06.2020 производство по заявлению администрации о прекращении  исполнительного производства от 05.09.2016 № 56663/16/23042-ИП ввиду утраты  возможности исполнения исполнительного документа в связи с расположением  земельного участка в зоне транспортной инфраструктуры прекращено. Заявитель  обратился в департамент архитектуры с заявлением о подготовке заключения о  возможности формирования участка, расположенного по ул. Горячеключевской, д. 2/Г, в  Карасунском внутригородском округе города Краснодара, для размещения станции  технического обслуживания. Письмом от 07.04.2022. № 5196/29 департамент архитектуры  отказал в подготовке заключения о соответствии предполагаемого к строительству  объекта документам территориального планирования и функционального зонирования в  целях дальнейшего формирования испрашиваемого земельного участка. Уполномоченный  орган указал, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на  территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением  городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, земельный участок расположен в  зоне С-3 (зеленые насаждения специального назначения), в которой размещение станции  технического обслуживания не предусмотрено. Полагая данный отказ незаконным,  департамент муниципальной собственности оспорил его в судебном порядке по правилам  главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  Кодекс). Судами установлено, что согласно Положению о департаменте архитектуре (в  редакции Решений городской Думы Краснодара от 22.11.2007 № 32 п. 12, от 27.12.2007   № 35 п. 12, от 30.09.2008 № 46 п. 11) он является функциональным и специально  уполномоченным органом администрации в области градостроительной деятельности и  осуществляет свою деятельность в рамках своих полномочий. Письмо от 07.04.2022   № 5196/29 не несет каких-либо властных распоряжений, действия департамента  архитектуры (удовлетворение им обращения департамента муниципальной  собственности) не наделяют заявителя какими-либо правами, и не является документом, 


принятым компетентным органом в результате реализации им своих властных  полномочий и содержащим обязательные для исполнения юридические последствия. По  правилам 24 главы Кодекса рассматриваются споры публично-правового характера,  возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных  правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. В  данном случае стороны равноправны по своему статусу в системе органов местного  самоуправления и являются структурными подразделениями администрации. Поскольку  настоящее дело не подлежит рассмотрению в суде, производство по нему подлежит  прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Кодекса. 

Департамент муниципальной собственности обжаловал определение и  апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит  указанные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами  норм процессуального права, а также несоответствие судебных выводов фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована  следующим. Департамент архитектуры, несмотря на наличие вступившего в законную  силу судебного акта по делу № А32-16510/2015, должником по которому является  администрация, направляет департаменту муниципальной собственности обжалуемый  последним отказ. Таким образом, суд пришел к неверным выводам о том, что решение  департамента архитектуры не несет каких-либо властных полномочий, оно не наделяет  заявителя какими-либо правами и не является документом, принятым в результате  реализации уполномоченным органом своих властных полномочий и содержащим  обязательные для исполнения предписания, распоряжения, влекущий юридические  последствия, в связи с чем не подлежит оспариванию в судебном порядке. Выводы суда о  виновности администрации в создании ситуации невозможности исполнения вступившего  в законную силу судебного решения через принятие нового Генерального плана города и  (или) внесение соответствующих изменений и корректировок в Правила  землепользования и застройки на территории муниципального образования город  Краснодар ошибочны. Данные изменения не зависят от администрации или департамента  муниципальной собственности, а само муниципальное образование, как и любой другой  субъект публичного права, не может быть ограничено решением суда в реализации своих  публичных полномочий, осуществление которых отнесено к сфере публичных функций  муниципального образования. В рассматриваемом случае утрачена возможность  исполнения решения суда по делу № А32-16510/2015, наступившая в результате принятия  нового Генерального плана и корректировки Правил землепользования и застройки.  Вместе с тем, учитывая отказы суда в прекращении исполнительного производства, а 


также в изменении порядка и способа исполнения решения, отказ департамента  архитектуры нарушает права департамента муниципальной собственности на проведение  установленных действующими регламентами мероприятий, направленных на исполнение  судебных актов по делу № А32-16510/2015. 

Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также  законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Судами с учетом  положений статей 198, 199 Кодекса правильно квалифицированы спорные  правоотношения и сделан обоснованный вывод о том, что отказ департамента  архитектуры не является властно-обязывающим документом, оспаривание которого  предусмотрено Кодексом. По правилам главы 24 Кодекса рассматриваются споры  публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых,  финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в  отношениях власти и подчинения. В данном случае стороны равноправны и являются  структурными подразделениями администрации. 

От третьих лиц отзывы на жалобу в суд округа не поступили.

Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку  представителей в окружной суд не обеспечили. 

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), Арбитражный суд  Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых департаментом  муниципальной собственности судебных актов. 

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, департамент  муниципальной собственности обратился в департамент архитектуры с заявлением о  подготовке заключения о возможности формирования земельного участка,  расположенного по ул. Горячеключевской, д. 2/Г, в Карасунском внутригородском округе  города Краснодара, для размещения станции технического обслуживания. 

Письмом от 07.04.2022. № 5196/29 департамент архитектуры отказал в подготовке  заключения о соответствии предполагаемого к строительству объекта документам  территориального планирования и функционального зонирования в целях дальнейшего  формирования испрашиваемого земельного участка. Уполномоченный орган указал, что в  соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального  образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от  30.01.2007 № 19 п. 6, земельный участок расположен в зоне С-3 (зеленые насаждения  специального назначения), на которой размещение станции технического обслуживания  не предусмотрено. 


Полагая данный отказ в подготовке заключения незаконным, департамент  муниципальной собственности оспорил его в судебном порядке по правилам главы 24  Кодекса. 

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов, в порядке, установленном данным Кодексом. 

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12  Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ  защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.  Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав  является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского  кодекса). 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Кодекса арбитражные суды  рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из  публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с  осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной  экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности решений и  действий (бездействия) органов местного самоуправления, наделенных федеральным  законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями. 

 Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с  заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, если такое решение, действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса). 

 По смыслу приведенных положений арбитражный суд не вправе отказать  хозяйствующему субъекту в рассмотрении по существу спора о законности  правоприменительного акта – исходящей от органа меры властного характера, принятой в  связи с реализацией публичных полномочий и направленной на урегулирование  отдельных правоотношений, если в результате принятия этой меры затрагиваются права  заявителя в качестве субъекта экономической деятельности. 


В судебном порядке может быть обжаловано решение, не соответствующее закону  и нарушающее права заявителя, содержащее обязательные для исполнения предписания,  распоряжения, незаконно возлагающие на заявителя какие-либо обязанности и влекущие  правовые последствия, либо создающее иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. Принимая во внимание  необходимость реального обеспечения права каждого на судебную защиту, суд для  вывода о наличии признаков правоприменительного акта, затрагивающего права  заявителя, должен установить содержание этого акта, а также последствия его принятия  (бездействия по принятию), наступающие для обратившегося в суд хозяйствующего  субъекта (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2018 № 305- КГ18-8036). 

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022   № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – постановление от 28.06.2022   № 21) разъяснено следующее. К решениям, которые могут быть оспорены в суде,  относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными  полномочиями органов, содержащие волеизъявление, порождающее правовые  последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных  публичных правоотношений (пункт 3). К действиям наделенных публичными  полномочиями органов относится их волеизъявление, которое не облечено в форму  решения, но может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов граждан и  организаций или создавать препятствия к их осуществлению (пункт 4). При рассмотрении  вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует  анализировать его содержание. О принятии решения, порождающего правовые  последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности,  установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка  действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к  юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе  требований. Наименование оспариваемого документа (заключение, акт, протокол,  уведомление, предостережение) определяющего значения не имеет. В судебном порядке  могут быть оспорены решения, основанные на зафиксированных данными документами  обстоятельствах, либо решения, на основании которых уполномоченным органом выданы  указанные документы (пункт 6). В судебном порядке с учетом предусмотренной законом  компетенции судов могут быть оспорены решения органов местного самоуправления, 


предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными  полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 7). 

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи  71 Кодекса, судебные инстанции установили следующее. Содержание письма  департамента архитектуры от 07.04.2022 № 5196/29 не позволяет квалифицировать его как  решение, содержащее в отношении департамента муниципальной собственности  обязательное для исполнения предписание, распоряжение, незаконно возлагающие на  него какие-либо обязанности и влекущие правовые последствия, либо создающее иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. У судов отсутствовали основания для вывода о наличии у названного  письма признаков правоприменительного акта, непосредственно затрагивающего права  департамента муниципальной собственности и городских земель, влекущего для него  какие-либо последствия. Департамент архитектуры не наделен властными полномочиями  в отношении департамента муниципальной собственности. Оспариваемое письмо не  содержит волеизъявление департамента архитектуры, порождающее правовые  последствия для департамента муниципальной собственности в сфере административных  и иных публичных правоотношений, не устанавливает для него запрет на определенное  поведение или определенный порядок действий, не предоставляет и не отказывает в  предоставлении права. Игнорирование содержащейся в письме департамента архитектуры  информации само по себе не может повлечь привлечение департамента муниципальной  собственности к юридической ответственности. Исходя из установленных обстоятельств,  судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для прекращения  производства по делу. 

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами  первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм  материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее  (часть 1 статьи 286 Кодекса). 

Доводы кассационной жалобы департамента муниципальной собственности судом  округа не принимаются с учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора  судами первой и апелляционной инстанций, а также разъяснений, приведенных в  постановлении от 28.06.2022 № 21. Взаимодействие структурных подразделений  администрации (органов местного самоуправления) не предполагает между  департаментом муниципальной собственности и департаментом архитектуры отношений  власти и подчинения. Поскольку письмо департамента архитектуры не отвечает 


признакам решения, проверка законности которого может быть осуществлена по  правилам главы 24 Кодекса, суд первой инстанции правомерно прекратил производство  по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса. Судебные инстанции при  разрешении спора правильно установили имеющие значение для дела обстоятельства и  сделали выводы, основанные на правильном применении норм процессуального права.  При проверке доводов жалобы судебная коллегия не может не учитывать и результаты  разрешения судом кассационной инстанции споров по ранее рассмотренным делам со  схожими обстоятельствами ( № А32-24658/2022, № А32-25025/2022). С учетом  изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований  для отмены определения и апелляционного постановления. Нарушений норм  процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи  288 Кодекса), не установлено. 

Департамент муниципальной собственности освобожден от уплаты  государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи  333.37 Налогового кодекса Российской Федерации). 

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287, 289 и 290 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского  округа 

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2023 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу № А32-25034/2022  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Председательствующий В.Е. Епифанов

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России

Судьи Д а т а   2 1 . 0 4 .2 0 2 3  6 :2 2 : 0 0 А.И. Мещерин   Кому выдана Сидорова Ирина Валерьевна

 И.В. Сидорова 

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 28.02.2023 4:35:00

 Кому выдана Мещерин Андрей Иванович

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 19.04.2023 10:47:00

Кому выдана Епифанов Виталий Евгеньевич