АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
апелляционной инстанции по проверке законностии обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу
г. Краснодар Дело № | А-32-25360/2006-22/339 | ||||
апреля | 2007 г. | ||||
Арбитражный суд Краснодарского края в составе: | |||||
Председательствующего | Буренкова Л.В. | ||||
судей | Козубовой М.Г. и ФИО1 | ||||
при ведении протокола судебного заседания председательствующим | |||||
Рассмотрел дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Краснодарского края г. Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2006г. по делу № А-32-25360/2006-22/339 (судья Чуприна Т.В.) По иску Станичного казачьего общества «Заречье» (особая пограничная станица) Адлерского района, г. Сочи, Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска, село Верхнее-Веселое, Адлерского района, г. Сочи к Администрации Краснодарского края, г. Краснодарк Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании предоставить в аренду земельный участок при участии в судебном заседании: от истца: ФИО2- представитель, доверенность от 19.09.2006г. от Администрации Краснодарского края: ФИО3 – представитель, доверенность № 1-08/834 от 10.10.2006г. от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: ФИО4- представитель, доверенность от 17.03.2006г. № 01/43-3258 | |||||
УСТАНОВИЛ:
Станичное казачье общество (СКО) «Заречье» (особая пограничная станица) Адлерского района, г. Сочи, Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска обратилось в суд с иском о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (Департамент) предоставить в аренду сроком на 49 лет, земельный участок площадью 3,5 га для строительства станицы с культурным центром, находящимся в селе Верхнее-Веселое, Адлерского района, г. Сочи для размещения Казачьего хутора «Заречье».
До принятия по делу решения СКО «Заречье» уточнило исковые требования и просило обязать Администрацию Краснодарского края и Департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить Станичному казачьему обществу «Заречье» (особая пограничная станица) Адлерского района, г. Сочи, Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска земельный участок, на праве аренды, сроком на 49 лет, площадью 3,5 га для размещения станицы с культурным центром, находящимся в селе Верхнее-Веселое, Адлерского района, г. Сочи.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.06г. ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено и суд обязал Администрацию Краснодарского края и Департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить истцу в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 3,5 га для размещения станицы с культурным центром, находящийся в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края не согласился с принятым 05.12.06г. по настоящему делу судебным актом и подал апелляционную жалобу, в которой указал, что в обоснование принятого 05.12.06г. по настоящему делу решения, суд 1-ой инстанции сослался на порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренный п.5 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, и сделал вывод о том, что истцом выполнены все условия, предусмотренные ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, однако данный вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
24.03.2003г. Главой г. Сочи был согласован Акт выбора земельного участка, площадью 28059 кв.м., расположенного в селе Верхнее-Веселое, Адлерского района, г. Сочи (микрорайон «Блиново») для строительства казачьего хутора «Заречье» с культурным центром, однако указанный акт решением уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержден не был, отсутствует и сам акт уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта.
Письмо Первого заместителя Главы Администрации Краснодарского края № 2-04/525 от 09.11.1999г. с поручением главе города Сочи подготовить землеустроительное дело, не является решением исполнительного органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта.
Суд сделал необоснованный вывод о том, что Администрация Краснодарского края рассмотрела вопрос о предоставлении казачьему обществу места по размещению строительства культурного центра станицы.
Заявитель апелляционной жалобы считает необоснованной ссылку суда на п.7 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрацией данного договора при передачи земельного участка в аренду.
В материалах дела имеется письмо СКО «Заречье» от 26.05.2003г. № 41, заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи Краснодарского края от 10.06.2003г., Акт выбора земельного участка от 15.07.2002г., согласно которым площадь испрашиваемого земельного участка составляет 28059 кв.м.
В решении суд установил, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
В то же время, в материалах дела имеются две кадастровых карты (плана) земельных участков, общая площадь которых составляет 28059 кв.м.
Доказательств наличия сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3,5 га в деле нет.
Кроме того, суд не дал оценку тому обстоятельству, что на день вынесения решения Департамент имущественных отношений Краснодарского края не являлся органом, имеющим право принять решение о предоставлении в аренду спорного участка
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Краснодарского края просит решение арбитражного суда от 05.12.06г. по настоящему делу отменить по основаниям, изложенным Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает несостоятельными доводы Департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенные в указанной жалобе и просит решение арбитражного суда от 05.12.06г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
По делу объявлялся перерыв с 16:00 10.04.07г. до 12:00 17.04.07г.
Дело пересматривается по правилам главы 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей истца, ответчиков и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости, допустимости и обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции установил.
Порядок представления земельных участков в аренду без проведения торгов на территории Краснодарского края определён п.3 Постановления Главы Администрации Краснодарского края № 503 от 25.05.2004 г. «О предоставлении земельных участков на территории Краснодарского края (в ред. Постановления главы администрации края от 10.06.2005 г. № 522), которым определен перечень представляемых документов на получение в аренду земельного участка без проведения торгов:
1.Заявление заинтересованного лица в предоставлении земельного участка без проведения торгов, с указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения, обоснования примерного размера земельного участка, испрашиваемого права на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
2.Документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.
3.Заключение органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен данный земельный участок, с указанием: целесообразности размещения объекта на территории муниципального образования; категории земель, вида угодий; территориальной зоны и вида разрешенного использования испрашиваемого участка; площади земельного участка; сведений о собственнике, землевладельце, землепользователе, арендаторе земельного участка, наличии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на испрашиваемый земельный участок; сведений об обременениях и ограничениях земельного участка.
4. Выкопировка из существующего планово-картографического материала.
В материалах землеустроительного дела имеется Письмо за № 2-04/525 от 09.11.1999 г. Первого заместителя главы Администрации Краснодарского края-Председателя Правительства Краснодарского края ФИО5, поручившего главе города Сочи подготовить землеустроительное дело по предварительному согласованию станичному казачьему обществу «Заречье» места размещения культурного центра на земельном участке, расположенном в селе Верхнее-Веселое, Адлерского района, города Сочи.
Из указанного следует, что Администрация Краснодарского края рассмотрела вопрос о размещении казачьи обществом места по размещению культурного строительства станицы и, принимая во внимание ходатайство администрации г. Сочи, положительные заключения краевых, федеральных, городских служб и ведомств, предварительно согласовывала размещение данного объекта на выбранном земельном участке.
По делу установлено, что в адреса ответчиков истцом были направлены: акт выбора земельного участка (трассы) под строительство от 15 июля 2002 года, межевое дело, кадастровый номер земельного участка от 13.05.2003 года № 23 : 49 : 0402 039 : 0018 (земли поселений) и № 23 :49 :04 07 006 : 0028 (земли поселений), согласие ГУП КК «Птицефабрика Адлерская» (от 28.06.2002 г., за № 149) на изъятие данного земельного участка, и последующего предоставления казачьему обществу «Заречье» для строительства культурного центра с разрешением и согласованием вопроса о компенсации ущерба и упущенной выгоды, связанного с изъятием земли.
Заинтересованными федеральными, краевыми, городскими ведомствами и службами были приняты решения о предоставлении истцу земельного участка. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет за счет казачьего общества.
Истцу предоставлен земельный участок с предварительным согласованием мест размещения объектов, и следовательно, последний имеет право на предоставление земельного участка, на праве аренды, без проведения торгов, конкурсов, аукционов.
В соответствии со статьями 10, 29 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предоставлении земельного участка для строительства принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьями 33 и 35 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края до разграничения государственной собственности на землю распоряжается незастроенными земельными участками, находящимися в государственной собственности, площадь которых превышает 1 тыс. кв. м.
Пунктом 1.3. Постановления главы администрации края от 11.03.2002 N 253
"О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности», Департамент имущественных отношений Краснодарского края наделён полномочиями на заключение договоров аренды.
В соответствии с п.1 , п.п.3 ст.2 Федерального закона № 154-ФЗ от 05.12.2005г. «О государственной службе Российского казачества», казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с Федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Станичное казачье общество «Заречье» (особая пограничная станица) Адлерского района, г. Сочи, Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска, является юридическим лицом, что подтверждено Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 23 № 001405796 от 13.11.2002г., ИМНС России по г. Сочи, территориальный участок № 2317 по Адлерскому району г. Сочи.
Согласно п.п. 8-10 Устава Кубанского Казачьего войска, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 448 от 24.04.1998г., Станичное казачье общество «Заречье» (особая пограничная станица) Адлерского района, г. Сочи, Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска, входит в состав и структуру Кубанского казачьего войска.
В письме № 11 от 31.03.2006г. истец просил Департамент имущественных отношений Краснодарского края предоставить в аренду земельный участок площадью 3,5 га сроком на 49 лет, для размещения станицы с культурным центром, находящимся в селе Верхнее-Веселое, Адлерского района, г. Сочи.
На указанное письмо был дан ответ, в котором Департамент не возражает предоставить истцу в аренду испрашиваемый земельный участок через аукцион (Письмо Департамента № 05/33-6176 от 11.05.2006г).
Таким образом, между истцом и ответчиками возник спор о том, как с проведением либо без проведения аукциона, истец может получить в аренду земельный участок.
По мнению истца, имело место предварительное согласование места размещения объектов, и передача в аренду земельного участка ответчиками через аукцион, в данном случае, не предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
По мнению ответчиков не было предварительного места размещения объекта, и истец должен получить в аренду земельный участок через аукцион (торги).
В соответствии с пунктами 5-7 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти, на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из указанного следует, что потенциальному пользователю земельного участка достаточно направить в компетентный орган заявление о предоставлении земельного участка в аренду, а компетентный орган, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка, обязан обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, и утвердить проект его границ, т.е. отсутствие кадастровой карты (плана) земельного участка и проекта границ не лишает потенциального пользователя на получение земельного участка в аренду, так как изготовление кадастровой карты (плана) и утверждения проекта границ, законодателем вменено в обязанность компетентному органу, а не потенциальному землепользователю.
Ссылка Департамента имущественных отношений Краснодарского края на то обстоятельство, что на день вынесения решения (05.12.06г.) он (Департамент) не являлся органом, имеющим право принимать решение о предоставлении в аренду земельных участков и не имел полномочий предоставлять земельные участки в аренду, согласно измененной ст.35 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ (в редакции Закона Краснодарского края от 10.10.2006г. № 1101-КЗ) «Об основах урегулирования земельных отношений в Краснодарском крае» до разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления городского округа, муниципального района в Краснодарском крае распоряжаются земельными участками для строительства и эксплуатации жилищного фонда, является несостоятельной, ввиду следующего.
В соответствии сПриложением № 1 к Закону №1101-КЗ (в ред. от 10 октября 2006 г. Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края", город Сочи не вошел в Перечень муниципальных образований, органы местного самоуправления которых наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находяжимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края».
Также пунктом 1.3. Постановления главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности», Департамент имущественных отношений Краснодарского края наделён полномочиями на заключение договоров аренды.
Несостоятельной является ссылка Департамента и на то, что письмо Первого заместителя главы администрации Краснодарского края от 09.11.1999 г. №2-04/525 с поручением главе города Сочи подготовить землеустроительное дело для истца с предварительным размещением места объекта, противоречит п.6 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации вступил в законную силу только 30.10.2001г.
Из представленных суду апелляционной инстанции для обозрения подлинных материалов землеустроительного и межевого дел, усматривается, что предоставление истцу спорного земельного участка в аренду, имело место с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Согласно п.п. «а» п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 667 от 08.06.1996 г. «Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим общества, включенным в государственный реестр казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования: «Земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества:
a) хуторским, станичным, городским и приравненным к ним иным казачьим обществам в размерах, определяемых в каждом конкретном случае:
для размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации на праве бессрочного (постоянного) пользования - на основе проектно-технической документации, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке».
Как указано в справке по применению нормативной базы, данное Постановление Правительства Российской Федерации не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации.
Из указанного следует, что казачьи общества для размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации наделяются земельными участками даже на праве бессрочного (постоянного) пользования, без проведения аукциона, и казачьему обществу достаточно лишь представить проектно-техническую документацию, утвержденную в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Истец не просит ответчиков передать ему земельный участок в бессрочное постоянное) бесплатное пользование, а просит передать участок в возмездное (платное) пользование, в аренду сроком на 49 лет, поэтому суд 1-ой инстанции, учитывая указанные обстоятельства правильно обязал ответчиков предоставить истцу испрашиваемый земельный участок для размещения станицы с культурным центром в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи.
Дело рассмотрено в соответствие с требованиями норм материального и процессуального законодательства, имеющимся в деле доказательствам суд 1-ой инстанции дал надлежащую и правильную оценку, что достаточно полно нашло свое отражение в решении арбитражного суда от 05.12.2006г., поэтому апелляционная инстанция не находит оснований к отмене или изменению принятого 05.12.2006г. по настоящему делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266-268, п. 1 269, ст. 271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2006г. по делу № А-32-25360/2006-22/39 оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Л.В.Буренков
Судьи М.Г. Козубова
ФИО1