ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-26868/2021 от 21.02.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-26868/2021

23 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено  23 февраля 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н., в отсутствие в судебном заседании истца – Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308078236 ОГРН 1022301204111),  ответчика – администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (ИНН 2310032246 ОГРН 1022301606799), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление № 15642 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 по делу А32-26868/2021, установил следующие.

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – министерство) обратилось с иском в арбитражный суд к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее – администрация) о взыскании 686 651рубля 21 копейки субсидии.

Решением суда от 14.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.11.2021, иск удовлетворен по мотиву недостижения ее получателем необходимых показателей результативности предоставления субсидии.

В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать п мотиву отсутствия оснований для взыскания с администрации 686 651рубля 21 копейки, составляющих 10 % от объема субсидии, перечисленной в бюджет муниципального образования.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает  жалобу не подлежащей  удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, при проверке с 31.08.2020 по 25.09.2020 соблюдения администрацией бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при реализации отдельных мероприятий государственных программ Краснодарского края за  2018 – 2019 годы, истекший период 2020 года, выявлено, что по итогам реализации в 2018 году мероприятий, установленных программой и приложением № 2 соглашения, по значениям показателей результативности администрация их не достигла.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) на получателя бюджетных средств возложена обязанность обеспечить  результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирования и предоставления бюджетной отчетности получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса). Исходя из пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного  кодекса  нарушение получателем  субсидии условий ее предоставления влечет возврат соответствующих средств в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 9(2) и подпунктом 7 пунктом 7 Правил предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утверждённых постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.10.2011 № 1129, установлено, что если до 01.11.2019 нарушения условий соглашения о достижении целевых результатов не устранены, в доход бюджета Краснодарского края из бюджета муниципального образования до 15.12.2019 подлежит возврату 10% от объема субсидии, перечисленной бюджету муниципального образования.   Администрация в 2019 году достижение показателей результативности не  обеспечила.

Суд проверил и правомерно отклонил ссылки администрации на достижение целевых показаний субсидии (строительство насосной станции, подтверждаемое актами приемки выполненных работ). Суд отметил, что по соглашению от 24.07.2018 № ВС-12 между министерством и администрацией о предоставлении субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по организации водоснабжения населения в 2018 году,  выделенная субсидия может использоваться на мероприятия, перечисленные в заявке муниципального образования (строительство новых систем коммунального водоснабжения). Пунктом 2.2.10 соглашения администрация обязалась выполнить показатели результативности предоставления субсидии по приложению № 2 к соглашению – обеспечить строительство сооружения водоснабжения села Ахштырь Адлерского района города Сочи (проектно-изыскательские работы, строительство) в количестве 1 единицы.  Между тем, как правильно установил суд, из представленных доказательств (фотоматериалы, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2)) усматривается выполнение строительных работ, но не работ по установке и монтажу технологического оборудования в насосной станции. Исходя из пункта 4.5 соглашения  недостижение муниципальным образованием установленных значений показателей результативности предоставления субсидии и эффективности её использования влечет возврат  субсидии в краевой бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 9(2) постановления от 04.10.20211 № 1129 Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского Края «О предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края» в 2019 году установлено, что если органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края по состоянию на 31.12.2018  нарушены обязательств по соглашению и подпункта 7 пункта 7 Правил, и в срок до 01.11.2019 они не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования Краснодарского края в 2018 году, подлежит возврату из бюджета муниципального образования Краснодарского края в доход краевого бюджета в срок до 15.12.2019.

Расчет объема средств, подлежащих возврату из местного бюджета муниципального образования Краснодарского края в доход краевого бюджета, осуществляется отдельно для каждого мероприятия и (или) объекта капитального строительства, в отношении которого допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом 7 пункта 7 Правил, с учетом применения показателей результативности использования субсидии, предусмотренных для такого мероприятия и (или) объекта капитального строительства в соответствующих правилах предоставления субсидии. Общий объем средств, подлежащих возврату, определяется как сумма объемов средств, подлежащих возврату, для каждого из мероприятий и (или) объектов капитального строительства в соответствии с абзацами первым, вторым настоящего пункта, в отношении которых были допущены нарушения.

При расчете объема средств, подлежащих возврату из местного бюджета муниципального образования Краснодарского края в доход краевого бюджета, учитывается размер субсидии, перечисленной бюджету муниципального образования Краснодарского края в отчетном финансовом году в соответствии с пунктом 10 Правил, за исключением размера остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов краевого бюджета, осуществляющим администрирование доходов краевого бюджета от возврата остатков субсидий.

Поскольку администрация условия  соглашения не выполнила и в установленный срок его не устранила, значения показателей результативности использования субсидии не достигла, суд правомерно счел подлежащим возврату из бюджета муниципального образования город-курорт Сочи в доход краевого бюджета 686 651 рублей 21 копейку
(10 % от объема субсидии).

Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.

Руководствуясь статьями 258, 269 – 271   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2021 по
делу №  А32-26868/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                              Л.А. Черных

Судьи                                                                                                            Л.Н. Воловик

                                                                                                                       А.Н. Герасименко