ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-26899/2022 от 03.10.2023 АС Северо-Кавказского округа

667/2023-52396(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-26899/2022 03 октября 2023 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года. 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Аваряскина В.В., судей Зотовой И.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании  от истца – открытого акционерного общества «Верхнебаканский цементный завод»  (ИНН 2315076504, ОГРН 1022302385808) – Деминой И.А. (доверенность от 01.01.2023), в  отсутствие ответчика − Управления Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540,  ОГРН 1042304982510), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети  Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на  решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2023 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу   № А32-26899/2022, установил следующее. 

ОАО «Верхнебаканский цементный завод» (далее – общество) обратилось  в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю  (далее – управление) о признании незаконными уведомлений управления  о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации  права: от 24.03.2022 № КУВД-001/2022-9750299/2 в части пунктов 1, 3, от 07.04.2022   № КУВД-001/2022-9750299/3 в части пункта 2, от 26.04.2022   № КУВД-001/2022-9750299/7, от 19.09.2022 № КУВД-001/2022-9750299; признании  незаконными уведомлений о не устранении причин приостановления государственного  кадастрового учета и государственной регистрации права: от 03.10.2022   № КУВД-001/2022-9750299/12, от 28.10.2022 № КУВД-001/2022-9750299/14, от 22.11.2022   № КУВД-001/2022-9750299/16, уведомления об отказе государственного кадастрового 


учета и государственной регистрации права от 19.12.2022 № КУВД-001/2022-9750299/17  (измененные требования, заявленные в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации; далее – Кодекс). 

Решением суда от 03.02.2023 заявленные требования удовлетворены. Суд возложил  обязанность на управление рассмотреть вопрос о постановке на кадастровый учет  и государственную регистрацию прав на линейный объект. 

Постановлением апелляционного суда от 20.06.2023 решение суда от 03.02.2023  изменено, абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: «Обязать  управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную  регистрацию права общества на линейный объект: «Технологическое присоединение  объектов по производству электрической энергии общества к электрическим сетям  ц/з «Первомайский» ОАО «Новоросцемент» (новая технологическая линия мощностью  6 тыс. тонн) с параллельной работой с энергосистемой, по адресу: Краснодарский край,  г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Орловская, 11».В остальной части решение суда  от 03.02.2023 оставлено без изменения. Обществу из федерального бюджета возвращено  1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению  от 22.02.2023 № 1132. С управления в пользу общества взыскано 1500 рублей расходов  по уплате государственной пошлины. 

В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление,  принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.  Податель жалобы указывает, что согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального  закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее –  Закон № 218-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета объекта  недвижимого имущества представляется технический план, подготовленный в результате  проведения кадастровых работ в установленном федеральном порядке. Отсутствие  соответствующего технического плана препятствует проведению государственного  кадастрового учета и дальнейшей регистрации права. Заявитель не представил  технический план от 17.04.2017, подготовленный в соответствии с нормами закона,  указанный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.05.2017 № 23-3080002055-2017, без которого указанное разрешение недействительно. Дополнительными  документами (от 11.11.2022 № КУВД-001/2022-619772) представлен технический план  от 10.11.2022. 

Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные  акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. 


В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения  кассационной жалобы. 

Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции в части. Таким  образом, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является постановление  суда апелляционной инстанции. 

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд  Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по  следующим основаниям. 

Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании разрешения  на строительство от 12.02.2016 № 23-308000-103/-2016 осуществлено строительство  линейного объекта: «Технологическое присоединение объектов по производству  электрической энергии общества к электрическим сетям ц/з «Первомайский»  ОАО «Новоросцемент» (новая технологическая линия мощностью 6 тыс. тонн)  с параллельной работой с энергосистемой, по адресу: Краснодарский край  г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Орловская, 11» (далее – линейный объект). 

Указанный линейный объект на основании разрешения от 26.05.2017   № 23-308000-2055-2017 введен в эксплуатацию. 


7 апреля 2022 года управлением повторно вынесено уведомление о  приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации  прав № КУВД-001/2022-9750299/3 до 14.09.2022 ввиду того, что опять выявлены  повторяющиеся точки, технический план сформирован и подписан 03.03.2022, а не  17.04.2017. 

Управлением вынесены уведомления о не устранении причин приостановления  государственного кадастрового учета и государственной регистрации права: от 03.10.2022   № КУВД-001/2022-9750299/12 – представить технический план от 17.04.2017 либо  обратиться в орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.05.2017   № 23-308000-2055-2017 для внесения изменений в разрешение; от 28.10.2022   № КУВД-001/2022-9750299/14 – представить документ, подтверждающий внесение  изменений в разрешение на ввод в эксплуатацию; от 22.11.2022   № КУВД-001/2022-9750299/16 – представить технический план от 17.04.2017. 

Полагая действия регистрирующего органа незаконными и нарушающими его  права, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 


совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых  вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными  ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их  несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий  (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение  оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием  для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо,  которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса). 

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная  регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и  подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного  лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения  недвижимого имущества. 

С государственной регистрацией Закон № 218-ФЗ связывает определенные  юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход  или прекращение прав на недвижимое имущество. 

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав  осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным  Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в определяемом  данным Законом порядке. 

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета  и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки  в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством,  действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения  сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход,  прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости  в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения,  прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости  (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ). 


Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение,  ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для  осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на  недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1  статьи 21 Закона № 218-ФЗ). 

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов,  если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Закона  и требованиям принятых в соответствии с приведенным Законом нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным  Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ). 

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по  решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы,  необходимые для осуществления государственного кадастрового учета  и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ). 

Пунктом 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная  регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании  разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию  и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен  такой объект недвижимости. 

В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской  Федерации (далее – Градостроительный кодекс) объект капитального строительства –  здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено,  за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений  земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты – линии  электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения),  трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные  сооружения. 

В пункте 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации установлено,  что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию,  капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других  категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на  период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких 


объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного  транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников  объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не  требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с  установлением охранных зон таких объектов. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300  утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на  землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов,  в который включены подземные линейные сооружения и их наземные части и  сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения  которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы  и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется  разрешение на строительство (пункт 6). 

В силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта  в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение  строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме  в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также  соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства  требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства,  установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения  на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному  использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного  объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также  ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством  Российской Федерации. 

Суды установили, что в данном случае строительство спорного линейного объекта  осуществлено на основании разрешения на строительство от 12.02.2016   № 23-308000-1031-2016, а на основании разрешения от 26.05.2017 № 23-308000-2055-2017  линейный объект введен в эксплуатацию. На дату подачи документов согласно Приказу  Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 технический план подготавливается  в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной  электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, оформляется  в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и  обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Новые XML-схемы 


начали действовать с 26.06.2019 в соответствии с Приказом Росреестра от 25.04.2019   № П/0163. В связи с изменением XML-схемы сформировать технический план в XML- схеме, действующей в 2017 году, в настоящее время не представляется возможным.  Оригинал технического плана от 17.04.2017 на бумажном носителе и на диске 2017 года  представлены в управление; в техническом плане указана вся требуемая информация,  предусмотренная Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, который  действовал на момент сдачи документов. 

Из материалов дела следует, что технический план подготовлен на основании  разрешения на строительство от 12.02.2016 № 23-308000-1031-2016, в котором указаны  кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен объект  капитального строительства: 23:47:0106026:5, 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18,  23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:61, 23:47:0106007:14,  23:47:0000000:523. В ходе проведения кадастровых работ в 2017 году установлено, что  линейный объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами:  23:47:0106026:5, 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13,  23:47:0106007:14, 23:47:0000000:523. Земельный участок с кадастровым номером  23:47:0000000:61 является единым землепользованием, границы которого не установлены,  при этом линейный объект не расположен в пределах названного участка. В связи с  наличием противоречий относительно сведений о земельном участке с кадастровым  номером 23:47:0000000:61 в разрешении на строительство и разрешении на ввод объекта в  эксплуатацию с данными технического плана 10.11.2022 выполнен технический план на  предмет актуализации информации. В ходе проведения кадастровых работ выявлено, что  спорное линейной сооружение расположено в границах земельных участков с  кадастровыми номерами: 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13,  23:47:0106002:13, 23:47:0106007:14, 23:47:0106026:5, 23:47:0000000:523,  23:47:0000000:7194, 23:47:0000000:7216, 23:47:0000000:7619. Суды установили, что  земельные участки с кадастровыми номерами: 23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7194,  23:47:0000000:7216 сформированы в 2020 году, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН,  поэтому данные участки не указаны в разрешении на строительство от 12.02.2016   № 23-308000-1031-2016 и соответственно в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию  от 26.05.2017 № 23-308000-2055-2017. 

При этом согласно сведениям ЕГРН правообладателем земельных участков  с кадастровыми номерами: 23:47:0000000:523, 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:7216  является Российская Федерация, правообладателем земельного участка с кадастровым  номером 23:47:0000000:7619 является муниципальное образование город Новороссийск. 


С учетом изложенного на указанных земельных участках спорное сооружение может быть  размещено без предоставления земельного участка или сервитута. Подземные части  сооружения расположены на следующих земельных участках: 23:47:0105018:1,  23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:523(2),  23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7216(1), 23:47:0000000:7216 (2). Согласно статье 90  Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения  деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта  земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных  объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений.  На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта,  относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов  трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской  Федерации, также не требуется. 

Суды установили, что управление не оспаривает расположение линейного объекта  в пределах земельных участков с кадастровыми номерами, указанными в техническом  плане. Линейный объект функционирует с 2017 года, используется обществом в текущей  деятельности. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано уполномоченным  органом, в установленном законом порядке не оспорено, не признано недействительным.  Технический план не содержит ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный  кадастровый учет невозможным технически и/или незаконным. Общество представило  все необходимые документы, подготовило и подало в управление технический план,  отражающий все изменения, содержащий все необходимые координаты, все необходимые  сведения о линейном объекте. С учетом изложенного суды обоснованно признали  уведомления управления незаконными, а апелляционный суд также признал необходимым  возложить обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета  и государственной регистрации права общества на линейный объект. 

В кассационной жалобе управление повторно указывает на отсутствие  технического плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в  установленном федеральном порядке. Заявитель не представил технический план от  17.04.2017. 

Суды подробным образом исследовали вопрос предоставления обществом  технического плана спорного сооружения. В материалах дела имеется как технический  план от 17.04.2017, так и технический план с актуализированными данными на 2022 год. 

Соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм 


материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии  обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся  в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей  286 и 287 Кодекса. 

Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4  статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлены. 

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу   № А32-26899/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу − без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке,  предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Председательствующий В.В. Аваряскин 

Судьи И.И. Зотова

Е.Л. Коржинек