667/2023-52396(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар Дело № А32-26899/2022 03 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года. Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Зотовой И.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от истца – открытого акционерного общества «Верхнебаканский цементный завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие ответчика − Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу № А32-26899/2022, установил следующее.
ОАО «Верхнебаканский цементный завод» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление) о признании незаконными уведомлений управления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права: от 24.03.2022 № КУВД-001/2022-9750299/2 в части пунктов 1, 3, от 07.04.2022 № КУВД-001/2022-9750299/3 в части пункта 2, от 26.04.2022 № КУВД-001/2022-9750299/7, от 19.09.2022 № КУВД-001/2022-9750299; признании незаконными уведомлений о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права: от 03.10.2022 № КУВД-001/2022-9750299/12, от 28.10.2022 № КУВД-001/2022-9750299/14, от 22.11.2022 № КУВД-001/2022-9750299/16, уведомления об отказе государственного кадастрового
учета и государственной регистрации права от 19.12.2022 № КУВД-001/2022-9750299/17 (измененные требования, заявленные в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – Кодекс).
Решением суда от 03.02.2023 заявленные требования удовлетворены. Суд возложил обязанность на управление рассмотреть вопрос о постановке на кадастровый учет и государственную регистрацию прав на линейный объект.
Постановлением апелляционного суда от 20.06.2023 решение суда от 03.02.2023 изменено, абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: «Обязать управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права общества на линейный объект: «Технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии общества к электрическим сетям ц/з «Первомайский» ОАО «Новоросцемент» (новая технологическая линия мощностью 6 тыс. тонн) с параллельной работой с энергосистемой, по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, <...>».В остальной части решение суда от 03.02.2023 оставлено без изменения. Обществу из федерального бюджета возвращено 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 22.02.2023 № 1132. С управления в пользу общества взыскано 1500 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, что согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества представляется технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном порядке. Отсутствие соответствующего технического плана препятствует проведению государственного кадастрового учета и дальнейшей регистрации права. Заявитель не представил технический план от 17.04.2017, подготовленный в соответствии с нормами закона, указанный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.05.2017 № 23-3080002055-2017, без которого указанное разрешение недействительно. Дополнительными документами (от 11.11.2022 № КУВД-001/2022-619772) представлен технический план от 10.11.2022.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции в части. Таким образом, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является постановление суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании разрешения на строительство от 12.02.2016 № 23-308000-103/-2016 осуществлено строительство линейного объекта: «Технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии общества к электрическим сетям ц/з «Первомайский» ОАО «Новоросцемент» (новая технологическая линия мощностью 6 тыс. тонн) с параллельной работой с энергосистемой, по адресу: Краснодарский край г. Новороссийск, <...>» (далее – линейный объект).
Указанный линейный объект на основании разрешения от 26.05.2017 № 23-308000-2055-2017 введен в эксплуатацию.
7 апреля 2022 года управлением повторно вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2022-9750299/3 до 14.09.2022 ввиду того, что опять выявлены повторяющиеся точки, технический план сформирован и подписан 03.03.2022, а не 17.04.2017.
Управлением вынесены уведомления о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права: от 03.10.2022 № КУВД-001/2022-9750299/12 – представить технический план от 17.04.2017 либо обратиться в орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.05.2017 № 23-308000-2055-2017 для внесения изменений в разрешение; от 28.10.2022 № КУВД-001/2022-9750299/14 – представить документ, подтверждающий внесение изменений в разрешение на ввод в эксплуатацию; от 22.11.2022 № КУВД-001/2022-9750299/16 – представить технический план от 17.04.2017.
Полагая действия регистрирующего органа незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6
совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон № 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в определяемом данным Законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Закона и требованиям принятых в соответствии с приведенным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В пункте 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких
объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
В силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Суды установили, что в данном случае строительство спорного линейного объекта осуществлено на основании разрешения на строительство от 12.02.2016 № 23-308000-1031-2016, а на основании разрешения от 26.05.2017 № 23-308000-2055-2017 линейный объект введен в эксплуатацию. На дату подачи документов согласно Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 технический план подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Новые XML-схемы
начали действовать с 26.06.2019 в соответствии с Приказом Росреестра от 25.04.2019 № П/0163. В связи с изменением XML-схемы сформировать технический план в XML- схеме, действующей в 2017 году, в настоящее время не представляется возможным. Оригинал технического плана от 17.04.2017 на бумажном носителе и на диске 2017 года представлены в управление; в техническом плане указана вся требуемая информация, предусмотренная Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, который действовал на момент сдачи документов.
Из материалов дела следует, что технический план подготовлен на основании разрешения на строительство от 12.02.2016 № 23-308000-1031-2016, в котором указаны кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен объект капитального строительства: 23:47:0106026:5, 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:61, 23:47:0106007:14, 23:47:0000000:523. В ходе проведения кадастровых работ в 2017 году установлено, что линейный объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 23:47:0106026:5, 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0106007:14, 23:47:0000000:523. Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:61 является единым землепользованием, границы которого не установлены, при этом линейный объект не расположен в пределах названного участка. В связи с наличием противоречий относительно сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:47:0000000:61 в разрешении на строительство и разрешении на ввод объекта в эксплуатацию с данными технического плана 10.11.2022 выполнен технический план на предмет актуализации информации. В ходе проведения кадастровых работ выявлено, что спорное линейной сооружение расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0106007:14, 23:47:0106026:5, 23:47:0000000:523, 23:47:0000000:7194, 23:47:0000000:7216, 23:47:0000000:7619. Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами: 23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7194, 23:47:0000000:7216 сформированы в 2020 году, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН, поэтому данные участки не указаны в разрешении на строительство от 12.02.2016 № 23-308000-1031-2016 и соответственно в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.05.2017 № 23-308000-2055-2017.
При этом согласно сведениям ЕГРН правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами: 23:47:0000000:523, 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:7216 является Российская Федерация, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:7619 является муниципальное образование город Новороссийск.
С учетом изложенного на указанных земельных участках спорное сооружение может быть размещено без предоставления земельного участка или сервитута. Подземные части сооружения расположены на следующих земельных участках: 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:523(2), 23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7216(1), 23:47:0000000:7216 (2). Согласно статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, также не требуется.
Суды установили, что управление не оспаривает расположение линейного объекта в пределах земельных участков с кадастровыми номерами, указанными в техническом плане. Линейный объект функционирует с 2017 года, используется обществом в текущей деятельности. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано уполномоченным органом, в установленном законом порядке не оспорено, не признано недействительным. Технический план не содержит ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный кадастровый учет невозможным технически и/или незаконным. Общество представило все необходимые документы, подготовило и подало в управление технический план, отражающий все изменения, содержащий все необходимые координаты, все необходимые сведения о линейном объекте. С учетом изложенного суды обоснованно признали уведомления управления незаконными, а апелляционный суд также признал необходимым возложить обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общества на линейный объект.
В кассационной жалобе управление повторно указывает на отсутствие технического плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном порядке. Заявитель не представил технический план от 17.04.2017.
Суды подробным образом исследовали вопрос предоставления обществом технического плана спорного сооружения. В материалах дела имеется как технический план от 17.04.2017, так и технический план с актуализированными данными на 2022 год.
Соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм
материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Кодекса.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу № А32-26899/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу − без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Аваряскин
Судьи И.И. Зотова
Е.Л. Коржинек