ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-26899/2022 от 03.10.2023 АС Северо-Кавказского округа

667/2023-52396(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-26899/2022 03 октября 2023 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2023 года. 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Аваряскина В.В., судей Зотовой И.И. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании  от истца – открытого акционерного общества «Верхнебаканский цементный завод»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 01.01.2023), в  отсутствие ответчика − Управления Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***>,  ОГРН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети  Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на  решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2023 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу   № А32-26899/2022, установил следующее. 

ОАО «Верхнебаканский цементный завод» (далее – общество) обратилось  в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю  (далее – управление) о признании незаконными уведомлений управления  о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации  права: от 24.03.2022 № КУВД-001/2022-9750299/2 в части пунктов 1, 3, от 07.04.2022   № КУВД-001/2022-9750299/3 в части пункта 2, от 26.04.2022   № КУВД-001/2022-9750299/7, от 19.09.2022 № КУВД-001/2022-9750299; признании  незаконными уведомлений о не устранении причин приостановления государственного  кадастрового учета и государственной регистрации права: от 03.10.2022   № КУВД-001/2022-9750299/12, от 28.10.2022 № КУВД-001/2022-9750299/14, от 22.11.2022   № КУВД-001/2022-9750299/16, уведомления об отказе государственного кадастрового 


учета и государственной регистрации права от 19.12.2022 № КУВД-001/2022-9750299/17  (измененные требования, заявленные в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации; далее – Кодекс). 

Решением суда от 03.02.2023 заявленные требования удовлетворены. Суд возложил  обязанность на управление рассмотреть вопрос о постановке на кадастровый учет  и государственную регистрацию прав на линейный объект. 

Постановлением апелляционного суда от 20.06.2023 решение суда от 03.02.2023  изменено, абзац 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: «Обязать  управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную  регистрацию права общества на линейный объект: «Технологическое присоединение  объектов по производству электрической энергии общества к электрическим сетям  ц/з «Первомайский» ОАО «Новоросцемент» (новая технологическая линия мощностью  6 тыс. тонн) с параллельной работой с энергосистемой, по адресу: Краснодарский край,  г. Новороссийск, <...>».В остальной части решение суда  от 03.02.2023 оставлено без изменения. Обществу из федерального бюджета возвращено  1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению  от 22.02.2023 № 1132. С управления в пользу общества взыскано 1500 рублей расходов  по уплате государственной пошлины. 

В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление,  принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.  Податель жалобы указывает, что согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального  закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее –  Закон № 218-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета объекта  недвижимого имущества представляется технический план, подготовленный в результате  проведения кадастровых работ в установленном федеральном порядке. Отсутствие  соответствующего технического плана препятствует проведению государственного  кадастрового учета и дальнейшей регистрации права. Заявитель не представил  технический план от 17.04.2017, подготовленный в соответствии с нормами закона,  указанный в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 26.05.2017 № 23-3080002055-2017, без которого указанное разрешение недействительно. Дополнительными  документами (от 11.11.2022 № КУВД-001/2022-619772) представлен технический план  от 10.11.2022. 

Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные  акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. 


В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения  кассационной жалобы. 

Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции в части. Таким  образом, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является постановление  суда апелляционной инстанции. 

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд  Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по  следующим основаниям. 

Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании разрешения  на строительство от 12.02.2016 № 23-308000-103/-2016 осуществлено строительство  линейного объекта: «Технологическое присоединение объектов по производству  электрической энергии общества к электрическим сетям ц/з «Первомайский»  ОАО «Новоросцемент» (новая технологическая линия мощностью 6 тыс. тонн)  с параллельной работой с энергосистемой, по адресу: Краснодарский край  г. Новороссийск, <...>» (далее – линейный объект). 

Указанный линейный объект на основании разрешения от 26.05.2017   № 23-308000-2055-2017 введен в эксплуатацию. 


7 апреля 2022 года управлением повторно вынесено уведомление о  приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации  прав № КУВД-001/2022-9750299/3 до 14.09.2022 ввиду того, что опять выявлены  повторяющиеся точки, технический план сформирован и подписан 03.03.2022, а не  17.04.2017. 

Управлением вынесены уведомления о не устранении причин приостановления  государственного кадастрового учета и государственной регистрации права: от 03.10.2022   № КУВД-001/2022-9750299/12 – представить технический план от 17.04.2017 либо  обратиться в орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.05.2017   № 23-308000-2055-2017 для внесения изменений в разрешение; от 28.10.2022   № КУВД-001/2022-9750299/14 – представить документ, подтверждающий внесение  изменений в разрешение на ввод в эксплуатацию; от 22.11.2022   № КУВД-001/2022-9750299/16 – представить технический план от 17.04.2017. 

Полагая действия регистрирующего органа незаконными и нарушающими его  права, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 


совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых  вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными  ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их  несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий  (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение  оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием  для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо,  которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса). 

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная  регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и  подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного  лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения  недвижимого имущества. 

С государственной регистрацией Закон № 218-ФЗ связывает определенные  юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход  или прекращение прав на недвижимое имущество. 

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав  осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным  Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в определяемом  данным Законом порядке. 

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета  и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки  в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством,  действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения  сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход,  прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости  в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения,  прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости  (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ). 


Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение,  ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для  осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на  недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1  статьи 21 Закона № 218-ФЗ). 

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов,  если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного Закона  и требованиям принятых в соответствии с приведенным Законом нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным  Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ). 

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по  решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы,  необходимые для осуществления государственного кадастрового учета  и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ). 

Пунктом 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная  регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании  разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию  и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен  такой объект недвижимости. 

В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской  Федерации (далее – Градостроительный кодекс) объект капитального строительства –  здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено,  за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений  земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты – линии  электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения),  трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные  сооружения. 

В пункте 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации установлено,  что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию,  капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других  категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на  период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких 


объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного  транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников  объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не  требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с  установлением охранных зон таких объектов. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300  утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на  землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов,  в который включены подземные линейные сооружения и их наземные части и  сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения  которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы  и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется  разрешение на строительство (пункт 6). 

В силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта  в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение  строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме  в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также  соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства  требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства,  установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения  на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному  использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного  объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также  ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством  Российской Федерации. 

Суды установили, что в данном случае строительство спорного линейного объекта  осуществлено на основании разрешения на строительство от 12.02.2016   № 23-308000-1031-2016, а на основании разрешения от 26.05.2017 № 23-308000-2055-2017  линейный объект введен в эксплуатацию. На дату подачи документов согласно Приказу  Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 технический план подготавливается  в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной  электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, оформляется  в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и  обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. Новые XML-схемы 


начали действовать с 26.06.2019 в соответствии с Приказом Росреестра от 25.04.2019   № П/0163. В связи с изменением XML-схемы сформировать технический план в XML- схеме, действующей в 2017 году, в настоящее время не представляется возможным.  Оригинал технического плана от 17.04.2017 на бумажном носителе и на диске 2017 года  представлены в управление; в техническом плане указана вся требуемая информация,  предусмотренная Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, который  действовал на момент сдачи документов. 

Из материалов дела следует, что технический план подготовлен на основании  разрешения на строительство от 12.02.2016 № 23-308000-1031-2016, в котором указаны  кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен объект  капитального строительства: 23:47:0106026:5, 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18,  23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:61, 23:47:0106007:14,  23:47:0000000:523. В ходе проведения кадастровых работ в 2017 году установлено, что  линейный объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами:  23:47:0106026:5, 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13,  23:47:0106007:14, 23:47:0000000:523. Земельный участок с кадастровым номером  23:47:0000000:61 является единым землепользованием, границы которого не установлены,  при этом линейный объект не расположен в пределах названного участка. В связи с  наличием противоречий относительно сведений о земельном участке с кадастровым  номером 23:47:0000000:61 в разрешении на строительство и разрешении на ввод объекта в  эксплуатацию с данными технического плана 10.11.2022 выполнен технический план на  предмет актуализации информации. В ходе проведения кадастровых работ выявлено, что  спорное линейной сооружение расположено в границах земельных участков с  кадастровыми номерами: 23:47:0105018:1, 23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13,  23:47:0106002:13, 23:47:0106007:14, 23:47:0106026:5, 23:47:0000000:523,  23:47:0000000:7194, 23:47:0000000:7216, 23:47:0000000:7619. Суды установили, что  земельные участки с кадастровыми номерами: 23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7194,  23:47:0000000:7216 сформированы в 2020 году, о чем свидетельствуют выписки из ЕГРН,  поэтому данные участки не указаны в разрешении на строительство от 12.02.2016   № 23-308000-1031-2016 и соответственно в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию  от 26.05.2017 № 23-308000-2055-2017. 

При этом согласно сведениям ЕГРН правообладателем земельных участков  с кадастровыми номерами: 23:47:0000000:523, 23:47:0105068:18, 23:47:0000000:7216  является Российская Федерация, правообладателем земельного участка с кадастровым  номером 23:47:0000000:7619 является муниципальное образование город Новороссийск. 


С учетом изложенного на указанных земельных участках спорное сооружение может быть  размещено без предоставления земельного участка или сервитута. Подземные части  сооружения расположены на следующих земельных участках: 23:47:0105018:1,  23:47:0105068:18, 23:47:0106001:13, 23:47:0106002:13, 23:47:0000000:523(2),  23:47:0000000:7619, 23:47:0000000:7216(1), 23:47:0000000:7216 (2). Согласно статье 90  Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения  деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта  земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных  объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений.  На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта,  относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов  трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской  Федерации, также не требуется. 

Суды установили, что управление не оспаривает расположение линейного объекта  в пределах земельных участков с кадастровыми номерами, указанными в техническом  плане. Линейный объект функционирует с 2017 года, используется обществом в текущей  деятельности. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано уполномоченным  органом, в установленном законом порядке не оспорено, не признано недействительным.  Технический план не содержит ошибок/недочетов, которые бы сделали государственный  кадастровый учет невозможным технически и/или незаконным. Общество представило  все необходимые документы, подготовило и подало в управление технический план,  отражающий все изменения, содержащий все необходимые координаты, все необходимые  сведения о линейном объекте. С учетом изложенного суды обоснованно признали  уведомления управления незаконными, а апелляционный суд также признал необходимым  возложить обязанность по осуществлению государственного кадастрового учета  и государственной регистрации права общества на линейный объект. 

В кассационной жалобе управление повторно указывает на отсутствие  технического плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в  установленном федеральном порядке. Заявитель не представил технический план от  17.04.2017. 

Суды подробным образом исследовали вопрос предоставления обществом  технического плана спорного сооружения. В материалах дела имеется как технический  план от 17.04.2017, так и технический план с актуализированными данными на 2022 год. 

Соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм 


материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии  обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся  в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей  286 и 287 Кодекса. 

Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4  статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлены. 

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу   № А32-26899/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу − без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке,  предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Председательствующий В.В. Аваряскин 

Судьи И.И. Зотова

Е.Л. Коржинек