ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-27112/2021 от 10.08.2022 АС Северо-Кавказского округа

768/2022-40435(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-27112/2021 10 августа 2022 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2022 года  Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2022 года 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Коржинек Е.Л., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии от истца –  индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>,  ОГРНИП <***>) – ФИО2 (доверенность от 11.06.2021), в отсутствие  ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьих  лиц: администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, федерального  государственного бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Краснодарскому  краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,  в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда  в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную  жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 и постановление Пятнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по делу № А32-27112/2021, установил  следующее. 

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель)  обратился в арбитражный суд со следующими требованиями: 

– возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Геленджикского филиала 

(далее – управление) в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда  снять с кадастрового учета гидротехническое сооружение – дамбу протяженностью 100 м,  кадастровый номер 23-40:0501000:290, расположенное по адресу: г. Геленджик, 

<...> выдел 10 (измененные требования). 


[A1] К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального  образования город-курорт Геленджик (далее – администрация), федеральное  государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата» по Краснодарскому краю. 

Решением суда от 01.02.2022, оставленным без изменения постановлением суда  апелляционной инстанции от 20.04.2022, в удовлетворении требований отказано.  Судебные акты мотивированы наличием спора о вещных правах в отношении указанного  объекта недвижимости, который может быть разрешен лишь с использованием  установленных гражданским законодательством вещно-правовых способов защиты,  а не в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – Кодекс). 

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты  и удовлетворить иск. Заявитель указывает на то, что спорный объект – пруд-копань,  расположенный на земельном участке предпринимателя, не является объектом  недвижимости. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что представленное  заключение эксперта является ненадлежащим доказательством, поскольку экспертиза  проводилась в рамках гражданского дела, соответственно, эксперт предупрежден об  уголовной ответственности. Суды не приняли во внимание, что предприниматель подал  именно исковое заявление. В ходе рассмотрения дела представитель заявителя  неоднократно ссылался на положения пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при  разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»  (далее – постановление № 10/22). 

В судебном заседании представитель предпринимателя высказал свои доводы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя  предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не  подлежит удовлетворению на основании следующего. 

Из материалов дела видно и судами установлено, что предпринимателю на праве  собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 23:40:0503000:2  площадью 9 тыс. кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик,  <...> выдел 10. 


[A2] В 1993 году предприниматель при наличии соответствующего согласования  с Геленджикским лесхозом построил водоем и котлован, которые используются им для  полива сада и выращивания рыбы. 

Управление имущественных отношений администрации провело мероприятия,  направленные на принятие в муниципальную собственность муниципального образования  город-курорт Геленджик гидротехнического сооружения – дамбы, протяженностью 100 м,  расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, <...>  выдел 10 (далее – дамба), в том числе постановку на государственный кадастровый учет  указанного объекта недвижимого имущества. 

На основании постановления администрации от 09.03.2017 № 671 спорный объект  недвижимости с кадастровым номером 23:40:0501000:290 включен в реестр бесхозяйного  имущества муниципального образования город-курорт Геленджик, регистрационная  запись № 23/012/2017-1. 

Предприниматель, обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемыми  требованиями, указал на допущенные нарушения регистрирующим органом его прав. На  участке, принадлежащем предпринимателю, находится бесхозяйное имущество, на  которое в дальнейшем может быть признано право собственности за администрацией.  В обоснование требований предприниматель указал, что у регистрирующего органа  отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета в отношении спорного  объекта, поскольку данный объект не является объектом недвижимости. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения  предпринимателя в суд с требованием о возложении обязанности на управление 


[A3] осуществить снятие с кадастрового учета спорного гидротехнического сооружения с  кадастровым номером 23-40:0501000:290. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили  из следующего. 

Согласно части 1 статьи 2 Кодекса, пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) основной задачей судопроизводства  в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую  деятельность. 

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться  в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов в порядке, установленном данным Кодексом. 

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12  Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом  избираемый способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и  характеру нарушения, а в случае удовлетворения требований должен привести к  восстановлению нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой. 

Заявитель, используя избранные способы защиты, должен доказать нарушение  его прав или законных интересов и возможность восстановления этого права избранным  способом защиты. Выбранный заявителем способ защиты должен соответствовать  характеру нарушенного права, не должен нарушать права и законные интересы иных лиц.  Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный  способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права,  вправе применять лишь этот способ. 

Избрание заявителем неверного способа судебной защиты влечет отказ  в удовлетворении заявленных им требований, поскольку в таком случае не обеспечивается  защита права и законных интересов заявителя. 

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007   № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (действовавшим на момент осуществления  регистрации, далее – Закон о кадастре) постановка на учет объекта недвижимости, учет  изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса  правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае  принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении  кадастрового учета. 


[A4] Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих  государственному кадастровому учету, а также ведение Единого государственного  реестра недвижимости и представление соответствующих сведений, содержащихся  в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом  от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившим  в силу с 01.01.2017 (далее – Закон № 218-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ Единый  государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных  систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения)  и графической форме (графические сведения) и состоит, в числе прочего из реестра  объектов недвижимости (кадастр недвижимости). 

Законом № 218-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое  имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения,  прекращения, в том числе ограничения права определенного лица на недвижимое  имущество и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1). Государственной  регистрации подлежит прекращение возникающих, в том числе на основании договора  аренды, ограничения прав и обременения недвижимого имущества (часть 6 статьи 1).  В Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав в результате  государственной регистрации вносятся сведения о прекращении ограничения прав  и обременения недвижимого имущества (часть 1 статьи 13). Основаниями  для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную  силу судебные акты (пункт 5 части 2 статьи 14). Государственная регистрация прав  осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости при  государственной регистрации договора, прекращения ограничения или обременения  (пункт 2 части 3 статьи 15). Государственная регистрация прав включает в себя  проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия  или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации прав  либо для отказа в ее осуществлении (пункт 3 части 1 статьи 29). Права на недвижимое  имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации  в соответствии с названным Федеральным законом (часть 1 статьи 58). К компетенции  органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета  и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных 


[A5] заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ  лица или органа власти (пункт 2 части 3 статьи 3). 

Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, государственный  кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно  в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который  зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. 

Согласно пункту 2 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый  учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно  в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта  недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРП, с приложением документов,  являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета  и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных частью 2 статьи 14  названного Закона. 

Частью 1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ установлено, что при осуществлении  государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно  такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав  осуществляются по заявлению. 

С государственной регистрацией Закон № 218-ФЗ связывает определенные  юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход  или прекращение прав на недвижимое имущество. 

Согласно части 7 статьи 40 Закона о регистрации недвижимости при снятии  с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения  прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно  осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная  регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании,  сооружении. 

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение,  ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые  для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую  для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав  на недвижимое имущество в ЕГРН (часть 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ). 


[A6] Согласно части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ акт обследования объекта  недвижимого имущества является одним из оснований для осуществления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. 

Согласно части 7 статьи 72 Закона о регистрации недвижимости в течение срока  действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости по  заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов  недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект  недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН. 

Кроме того, сведения об объекте недвижимости могут быть аннулированы и  исключены из ЕГРН на основании вступившего в законную силу решения суда. 

Иных оснований для снятия с государственного кадастрового учета объекта  недвижимости, в отношении которого в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных  правах, Законом о регистрации недвижимости не предусмотрено. 

Как разъяснено в пункте 52 совместного постановления № 10/22, оспаривание  зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем  предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи  в ЕГРН. При этом ответчиком по иску, направленному на оспаривание  зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано  спорное право или обременение (пункт 53). 

Согласно пункту 56 постановления № 10/22 зарегистрированное право  на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований,  подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса, поскольку в порядке  производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может  разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает,  что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении  государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением  по правилам главы 24 Кодекса с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким  делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда  об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод,  если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц,  а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт  принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного  регистратора совершить регистрационные действия. 


[A7] Предприниматель указал, что спорный объект не является недвижимым  имуществом и, соответственно, не подлежит кадастровому учету в ЕГРН, что  подтверждается актом экспертизы от 30.10.2020 № 1335/16.1, проведенной  в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу. 

Суды установили, что на момент осуществления кадастрового учета в отношении  спорного объекта администрация представила в установленном законом порядке  необходимые для осуществления кадастрового учета в отношении объекта недвижимого  имущества документы, а именно: заявление о постановке на кадастровый учет объекта  недвижимости, а также технический план здания, сооружения, помещения либо объекта  незавершенного строительства (поэтажный план) от 10.12.2016 № б/н. 

Согласно техническому плану сооружения от 10.12.2016 № б/н на земельном  участке с кадастровым номером 23:40:0503000:2 площадью 9 тыс. кв. м, расположенному  по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, <...> выдел 10,  находиться гидротехническое сооружение – дамба протяженностью 100 м, шириной  от 50 м до 1 м площадью 3166 кв. м. 

Из заключения кадастрового инженера следует, что спорный объект недвижимости  является бесхозяйственным, что подтверждается запросами в Минэкономразвития России,  Федеральное агентство по управлению государственным имуществом от 07.06.2016   № 04/8451, в Департамент имущественных отношений Краснодарского края от 11.05.2016   № 52-9632/16-21.13, в Геленджикское отделение филиала Государственного унитарного  предприятия Краснодарского края «Крайтехинвентаризация – краевое БТИ»  по г. Новороссийску от 19.04.2016 № 231, а также выпиской из ЕГРН от 07.12.2016   № 23/052/004/2016-855. 

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Краснодарскому краю  от 17.12.2020 № 14-513/051412 в ответ на поступившее обращение индивидуального  предпринимателя по вопросу осуществления государственного кадастрового учета  в отношении спорного объекта регистрирующий орган указал, что снятие  с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества осуществляется  на основании заявления и необходимых в соответствии с Законом № 218-ФЗ документов,  в том числе акта обследования, подтверждающего прекращение существования объекта  недвижимости. 

Довод заявителя жалобы о непринятии заключения экспертизы от 29.05.2020   № 1302/2020, проведенной в рамках дела № 33-3699/2020, рассмотрен судом  апелляционной инстанции и правомерно отклонен ввиду следующего. 


[A8] Из разъяснений пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения  арбитражными судами законодательства об экспертизе» следует, что заключение эксперта  по результатам проведения судебной экспертизы, назначенной при рассмотрении иного  судебного дела, а равно заключение эксперта, полученное по результатам проведения  внесудебной экспертизы, не могут признаваться экспертными заключениями  по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным  документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 Кодекса. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили  из того, что избранный заявителем способ защиты не является для предпринимателя  надлежащим, поскольку в данном деле спор касается вещных прав в отношении  указанного объекта недвижимости и может быть разрешен лишь с использованием  установленных гражданским законодательством вещно-правовых способов защиты, а не в  порядке главы 24 Кодекса (абзац 4 пункта 52 постановления № 10/22). 

Избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным и  достаточным основанием к отказу в иске (определения Верховного Суда Российской  Федерации от 27.03.2015 № 304-КГ14-6307, от 14.12.2015 № 307-ЭС15-16811  и от 14.09.2015 № 304-КГ15-10950). 

Регистрация объекта как недвижимого имущества в едином государственном  реестре прав не является препятствием для предъявления иска о признании  зарегистрированного права отсутствующим по мотиву неправомерного отнесения объекта  к недвижимому имуществу (определение Верховного Суда Российской Федерации 

от 22.10.2019 № 305-ЭС19-18137).

Исследовав по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела  доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи,  принимая во внимание доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли  к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения  заявленных требований. 

Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными,  поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при  рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов  либо опровергали выводы судов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции  регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми 


[A9] кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке)  установленных по делу обстоятельств. 

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4  статьи 288 Кодекса), не установлены. 

С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых  судебных актов отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по делу   № А32-27112/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Е.Л. Коржинек  Судьи В.В. Аваряскин   Е.И. Афонина 


[A10]