АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Краснодар | Дело № А-32-27258/2006-63/369 | |||||||
«27» | июня 2007 г. | |||||||
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2007 года Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2007 года Арбитражный суд Краснодарского края в составе: | ||||||||
председательствующего | Шкира Д.М. | |||||||
судей | Грязевой В.В., Капункина Ю.Б. | |||||||
при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М. | ||||||||
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Геленджикской городской организации Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ВОИ, г. Геленджик на решение арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2007 г. | ||||||||
по делу № | А-32-27258/2006-63/369 | (судья | Погорелов И.А.) | |||||
по заявлению | ГУ УПФ РФ в г. Геленджике, г. Геленджик | |||||||
к Геленджикской городской организации Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ВОИ, г. Геленджик | ||||||||
о взыскании 558 731 руб. 38 коп. | ||||||||
при участии в заседании: | ||||||||
от заявителя: | не явился, извещен | |||||||
от ответчика: не явился, извещен | ||||||||
У С Т А Н О В И Л:
ГУ УПФ РФ в г. Геленджике (далее – заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Геленджикской городской организации Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» ВОИ (далее – организация, ответчик) о взыскании 558 731 руб. 38 коп. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Решением суда от 06.03.2007 г. ходатайство организации об уменьшении размера пени отклонено, с организации взыскано в бюджет Пенсионного фонда России пени в сумме 558 731 руб. 38 коп., в том числе: на страховую часть пенсии - 503 093 руб. 72 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 55 637 руб. 66 коп., а также в доход федерального бюджета 12 087 рублей государственной пошлины.
Вывод в решении суда мотивирован ненадлежащим исполнением организацией обязанности по своевременной оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, нарушением организацией п. 2 ст. 14, п. 2 ст. 24 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - закон о страховании), ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
Организация с принятым решением суда не согласилась, направила апелляционную жалобу, дополнение к апелляционной жалобе, в которых просит отменить судебный акт первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Указывает на то, что пени по страховым взносам за 2004 г. должны исчисляться с 14 апреля 2005 г. Как следует из таблицы начисления пени, в нарушение положений закона о страховании пени начислены с 01.01.2005 г. Аналогичная ситуация и с начислением пени за 1, 2, 3 квартал 2005 г. В нарушение ст.ст. 11, 19, 10, 101 НК РФ решение управления вынесено в отношении структурного подразделения юридического лица, которое не является налогоплательщиком. В силу положений закона о страховании страхователями признаются организации – юридические лица. Также указывает на то, что в силу п. 2 ст. 333.37 НК РФ организация освобождена от уплаты государственной пошлины, что также не учтено судом первой инстанции. Ссылается на пропуск управлением срока направления требования об уплате пени за спорные периоды.
Организация просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель заявителя не явился, заявитель извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства. Свои возражения по существу доводов, изложенных в жалобе, отразил в отзыве на апелляционную жалобу, считая доводы апелляционной жалобы необоснованными. Указывает на то, что основанием обращения в суд явился факт нарушения организацией сроков оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Требование № 348 предъявлено хозрасчетному структурному подразделению «Хлеб-сервис» при Геленджикском горправлении ВОИ, следовательно, ссылаться на ст. 13 Гражданского кодекса РФ и считать названное требование не соответствующим закону оснований не имеется. Требование и решение вручены лично председателю организации. Управление может обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по окончании как отчетных, так и расчетных периодов в зависимости от времени выставления соответствующего требования об уплате недоимки. Направил объяснение к расчету, согласно которому на основании Таблицы начисления пени за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. сумма пени на текущую задолженность за 2005 г. составляет: на страховую часть пенсии – 199 472 руб. 25 коп., на накопительную часть пенсии – 12 021 руб. 03 коп.
Дело рассматривается по правилам главы 34 АПК РФ.
Суд, исследовав и оценив доказательства по делу, признает решение суда первой инстанции подлежащим изменению ввиду нижеследующего.
Организация является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации общественного объединения (т. 1 л.д. 26), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. серии 23 № 003214647 (т. 1 л.д. 27). Организация состоит на учете в управлении в качестве страхователя по уплате страховых взносов, состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС РФ по г. Геленджику. Осуществляет деятельность на основании Устава организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». Имеет хозрасчетное структурное подразделение «Хлеб-сервис», действующее на основании Положения (т. 1 л.д. 11-15).
В силу требований ст. 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ ответчик является страхователем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, у организации имелась недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2004 годы.
Организации за несвоевременную уплату страховых взносов начислена пеня в сумме 558 731 руб. 38 коп. за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., в том числе: на страховую часть пенсии в сумме 503 093 руб. 72 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 55 637 руб. 66 коп.
18.10.2006 г. организации выставлено требование № 348 об уплате недоимки по страховых взносам, пени и штрафов с предложением в добровольном порядке в срок до 30.10.2006 г. уплатить пени 558 731 руб. 38 коп. (т. 1 л.д. 19).
Из материалов дела явствует, что названное требование получено представителем организации 23.10.2006 г., что подтверждается соответствующей отметкой, имеющейся на требовании с подписью руководителя организации, и указывает на факт его своевременного вручения заявителем.
Названным требованием организации предлагалось уплатить пени в добровольном порядке, однако на момент рассмотрения указанного заявления, организация не оплатила пени, что и послужило для управления основанием обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании с организации названных сумм пени в судебном порядке.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.
Судом апелляционной инстанции, исходя из объяснения к расчёту (письмо управления от 15.05.2007 г. № 03-44), установлено, что непогашенная сумма задолженности по страховым взносам была установлена после сдачи индивидуальных сведений и декларации организацией, то есть в 2006 году. Следовательно, непогашенная сумма задолженности за 2002-2004 годы и участвует в расчёте пени с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. до полного погашения с учётом поступления текущих платежей за этот период после принятия индивидуальные сведений и сдачи деклараций организацией.
Согласно названному расчету сумма пени на просроченную задолженность:
- за 2002 г. составила: на страховую часть пенсии - 1 224 руб. 44 коп., на накопительную часть 0 руб.;
- за 2003г. составила: на страховую часть пенсии - 103 602 руб., на накопительную часть пенсии - 5 119 руб. 38 коп.
- за 2004 г. составила: на страховую часть пенсии - 176 864 руб. 50 коп., на накопительную часть пенсии - 37 495 руб.
Согласно реестра учёта платежей страхователей сумма недоимки за 2003 г. погашалась до 28.06.2005 г., сумма недоимки за 2004 г. погашалась до 05.09.2005 г., с 15.09.2005 г. погашалась сумма текущих платежей за 2005 год.
На основании таблицы начисления пеней за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. сумма пени на текущую задолженность за 2005 год составляет: на страховую часть пенсии - 199 472 руб. 25 коп., на накопительную часть пенсии - 12 021 руб. 03 коп.
В соответствии со п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора). Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 14 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно п. 1 ст. 26 названного федерального закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 6 названной статьи страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным период.
В соответствии со статьей 23 Закона о пенсионном страховании под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода - рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода.
Пунктом 2 статьи 24 Закона о пенсионном страховании определено, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Из приведенных выше норм следует, что окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода, но не месяца. Это подтверждается и положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Закона о пенсионном страховании, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога (сбора).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Как следует из материалов дела, ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по уплате страховых взносов явилось основанием доначисления ему в порядке ст. 75 НК РФ пени на общую сумму 558 731 руб. 38 коп.
Рассматривая заявленные требования о взыскании пени, суд учитывает, что требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ (ст. 70 НК РФ).
В силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В силу п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии со статьей 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховой взнос. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю по месту его учета.
Судом установлено, что организация имеет хозрасчетное структурное подразделение «Хлеб-сервис», действующее на основании Положения о хозрасчетном структурном подразделении (т. 1 л.д. 11-15).
Из содержания названного требования буквально следовало, что оно было выставлено в отношении хозрасчетного структурного подразделения «Хлеб-Сервис» при Геленджикском горправлении ВОИ, а не в отношении непосредственно организации, являющейся страхователем в силу положений названного Федерального закона № 167-ФЗ.
Именно организация в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Исходя из п. 2 ст. 19 НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности по уплате налога, однако не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц.
Документальных доказательств выставления требования управлением именно организации, как страхователю, в материалах дела не имеется.
Факт предъявления требования хозрасчетному структурному подразделению также подтвержден и содержанием отзыва на апелляционную жалобу, представленным управлением (л.д. 64).
Вручение требования руководителю организации, вынесенного в отношении структурного подразделения, не может доказывать соблюдение управлением досудебного порядка урегулирования спора.
Данные обстоятельства исключают выполнение управлением обязанности в части досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, что, с учётом положений ст. 148 АПК РФ, обязывало суд оставить заявленные управлением требования без рассмотрения.
Согласно п. 7 ст. 268 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с п. 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 148, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2006 г. по делу № А-32-27258/2006-63/369 – отменить.
Заявленные ГУ УПФ РФ в г. Геленджике требования оставить без рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий | Д.М. Шкира |
Судьи | В.В. Грязева |
Ю.Б. Капункин |