ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-27629/2021 от 12.07.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-27629/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Т.Г. Маркиной, Л.А. Черных, при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Корпорация-Стройки» – ФИО1 (доверенность от 14.02.2022), в отсутствие заинтересованного лица – Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу № А32-27629/2021, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Корпорация-Стройки» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (управление, административный орган), Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о признании незаконными постановлений об административных правонарушениях от 14.04.2021 № 20-085923/315, 20-085928/316, 20-085926/317, 20-085934/319, 20-085922/324, 20-085935/325, 20-085933/326, 20-085930/331, 20-085932/332, 20-085929/333, 20-085924/337, 20-085925/339, 20-085931/343, 20-085927/344 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – Кодекс).

Решением от 14.09.2021 суд признал незаконными и отменил оспариваемые постановления административного органа в части штрафа, превышающего 125 тыс. рублей по каждому постановлению.

ООО «Корпорация-Стройки» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда первой инстанции от 14.09.2021 по настоящему делу до 01.07.2022.

Определением от 16.02.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022, суд частично удовлетворил заявление ООО «Корпорация-Стройки», представив отсрочку исполнения решения суда до 01.06.2022.

При принятии судебных актов суды, со ссылкой на статьи 16, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 31.5 Кодекса, статью 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), пришли к выводу о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного акта от 14.09.2021.

В кассационной жалобе Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю просит отменить определение суда первой инстанции от 16.02.2022 и постановление апелляционной инстанции от 11.05.2022 и принять новый судебный акт.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества поддержала доводы отзыва и, на вопрос суда, пояснила, что исполнительный (е) лист (ы), в том числе в связи с вынесением определения от 16.02.2022, судом не выдавались.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что определение суда первой инстанции от 16.02.2022 и постановление апелляционной инстанции от 11.05.2022 по данному делу подлежат отмене, а производство по делу – прекращению, на основании следующего.

В силу части 2 статьи 31.2 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.3 и 1.3-1 статьи 32.2 Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 12, части 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами и могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона № 229-ФЗ взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу статьи 31.5 Кодекса при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (часть 1).

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно части 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава - исполнителя.

В силу части 1 статьи 37 Закона № 229-ФЗ взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд.

Согласно статье 12 Закона № 229-ФЗ, к числу исполнительных документов, относятся как исполнительные листы, выдаваемые, в том числе арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, так и акты других органов, осуществляющих контрольные функции, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных положений законодательства, арбитражный суд компетентен отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта; вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения не судебного акта, а акта другого органа или должностного лица должен разрешаться тем органом (должностным лицом), которые выдали исполнительный документ.

Следовательно, вопрос о предоставлении рассрочки судебного акта разрешает арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, а вопрос о рассрочке уплаты административного штрафа подлежит разрешению органом, должностным лицом, вынесшим, подлежащие исполнению, постановления о привлечении общества к административной ответственности.

В данном случае общество привлечено к административной ответственности постановлениями управления. Соответственно вопрос о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения постановлений управления разрешается управлением с соблюдением процедуры, предусмотренной Кодексом. В арбитражном суде заявление общества о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты административного штрафа, назначенного управлением, рассмотрению не подлежит.

Сходная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2022 № 303-ЭС22-7183.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а производство по делу – прекращению согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 150, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2022 по делу № А32-27629/2021 отменить.

Производство по делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Н. Воловик

Судьи

Т.Г. Маркина

Л.А. Черных

х