ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-28756/06 от 13.08.2007 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                         

Дело № А-32-28756/2006-11/501

«17»

августа 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2007 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2007 года

         Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего 

Шкира Д.М.

судей 

ФИО1, ФИО2

при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской краевой общественной организации Всероссийского общества охраны природы, г. Краснодар

на   решение арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2007 г.

по делу №

А-32-28756/2006-11/501

(судья

ФИО3)

по заявлению

Краснодарской краевой общественной организации Всероссийского общества охраны природы, г. Краснодар

к администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края, ст. Полтавская

третье лицо: комитет имущественных отношений Администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края, ст. Полтавская

о признании недействительным постановления

при участии в заседании:

от заявителя:

не явился, извещен

от ответчика:    ФИО4 – доверенность от 19.08.2006 г.

от третьего лица: ФИО4 – доверенность № б/н б/д

У С Т А Н О В И Л :

Краснодарская краевая общественная организация Всероссийского общества охраны природы (далее - организация) обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным постановления главы муниципального образования Красноармейский район от 12.09.2006 г. № 1724 «Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район» с приложением к постановлению от 12.09.2006 г. № 1724 «Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район» объект: ½ здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119, и об обязании администрации муниципального образования Красноармейский район исключить из реестра муниципальной собственности объект: ½ здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район,                            ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119.

Заявленные требования мотивированы тем, что названная часть здания включена в реестр муниципальной собственности без соблюдения требований постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1, Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г.      № 114-рп.

Решением арбитражного суда от 22.05.2007 г. в удовлетворении заявленных организацией требований отказано.

Вывод суда мотивирован тем, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствует закону, нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы организации. В Уставе организации отсутствуют сведения, подтверждающие наличие филиала или представительства организации в Красноармейском районе, правопреемство между общественной организацией и специализированным магазином «Природа» или районным Советом общества охраны природы, которому фактически в пользование по решению исполнительного комитета была передана часть здания. Из представленных заявителем документов следует, что титульным владельцем спорного имущества на праве собственности он не является. представленные в качестве доказательств несения расходов на содержание имущества, не имеют отношение к заявленному организацией основанию иска, поскольку не свидетельствуют о возникновении права собственности на объект недвижимости в котором производились реконструкция (ремонт) и относятся к ремонту детского сада № 2, магазина «Природа» без указания на идентифицирующие признаки объекта (адрес, номер и пр.). Представленный заявителем технический паспорт на магазин «Природа» (т. 1 л.д. 68) содержит указание на его местонахождение по адресу:                     ул. Ковтюха, без указания на титул и адрес в ст. Красноармейской, и не свидетельствует о принадлежности указанного магазина на праве собственности заявителю.

Организация с решением суда не согласилась и обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, дополнением к апелляционной жалобе на решение арбитражного суда от 22.05.2007 г., в которых просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, признав недействительным названное постановление с приложением к нему, обязать администрацию исключить из реестра муниципальной собственности объект: ½ здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119. В обосновании своих доводов заявитель указал на то, что судом первой инстанции не выяснены в полном объёме обстоятельства, имеющие значение для дела. Представленными в дело доказательствами подтверждается создание спорного объекта недвижимости заявителем на отведенном для этих целей занимаемом участке. Администрацией не соблюден установленный законодательством порядок пообъектной передачи и закрепления в муниципальную собственность спорного объекта. Суд необоснованно отказал в ходатайстве об истребовании документов. Представленными в материалы дела документами подтверждается факт выполнения подрядных работ для магазина «Природа» Краевого Совета общества охраны природы, расположенного по ул. Ковтюха в ст. Полтавской. Правовых оснований для внесения спорного объекта в реестр муниципальной собственности на основании постановления № 3020-1 не имелось, поскольку оно касается вопросов разграничения государственной собственности. В данном случае спорный объект был вновь построен за счет средств заявителя.

Администрация против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Отзыв на апелляционную жалобу не представило. Поддерживает доводы, ранее изложенные в отзыве на заявленные требования.

Третье лицо против удовлетворения апелляционной жалобы возражает. Письменный отзыв на жалобу не представило.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,  в судебное заседание не явился.

В силу п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается без участия заявителя по имеющимся материалам дела.

Дело пересматривается по правилам главы 34 АПК РФ.

Суд, выслушав представителя администрации и третьего лица, исследовав и оценив доказательства по делу, признает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции не подлежащим отмене либо изменению ввиду нижеследующего.

Как явствует из материалов дела, Краснодарская краевая общественная организация Всероссийского общества охраны природы согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 23 № 003215258 зарегистрирована в качестве юридического лица Управлением юстиции Краснодарского края 16.08.1996 г. за ОГРН <***>.

 Согласно решению исполнительного комитета Красноармейского района Совета народных депутатов от 12.12.1988 г. № 574 Красноармейским сельским Советом передано на баланс районного Совета общества охраны природы 1/2 часть здания бывшего детского сада № 2 (корпус № 1), расположенного в ст. Красноармейской по ул. Ковтюха под магазин «Природа».

Постановлением главы администрации ст. Полтавской Красноармейского района № 77 от 31.01.1995 г. ККОО ВООП было предоставлено 0,1402 га земель для размещения здания под магазин (государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком КК-2 № 223810000083) по адресу ул. Ковтюха, 94.

Красноармейским районным советом общества «Охраны природы» и специализированным магазином «Природа» произведена реконструкция и строительство указанного объекта недвижимости, что подтверждается представленными в дело документальными доказательствами.

12.09.2006 г. главой администрации муниципального образования Красноармейский район принято постановление № 1724 «Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район». Пунктом 1 вышеназванного постановления утвержден перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность Красноармейского района, который включил в состав муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район ½ здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район,                               ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119.

Заявитель не согласился с названным постановлением и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления с приложением к нему недействительными, об обязании администрации исключить ½ здания, расположенного по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район,                              ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 119 из реестра муниципальной собственности.

При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Поскольку здание, расположенное в <...> является объектом, отнесенным к муниципальному уровню собственности, в соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета РФ, Решением Малого Совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 13.04.1992 г. № 160 ½ часть вышеуказанного здания, находившаяся в оперативном управлении исполнительных органов Советов народных депутатов (местной администрации) Красноармейского района была передана в муниципальную собственность Красноармейского района (т. 1 л.д. 105).

Оставшаяся ½ часть вышеуказанного здания в реестр муниципальной собственности своевременно включена не была.

Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» перечень полномочий представительного органа местного самоуправления, предусмотренных Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента РФ от 26.10.1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», является исчерпывающим. Остальные полномочия местного самоуправления, предусмотренные Законом РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», осуществляет местная администрация.

В соответствии с вышеуказанным положением выборный (представительный) орган местного самоуправления утверждает местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливает местные налоги и сборы, утверждает программы развития соответствующих территорий, принимает положение (устав) о местном самоуправлении, осуществляет контроль за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации). Вышеуказанные нормативные акты действуют в настоящее время на всей территории РФ.

В соответствии с Уставом муниципального образования Красноармейский район Советом муниципального образования Красноармейский район принято решение от 07.12.2005 г. № 12/29 «Об утверждении положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район». В разделе 2 выше указанного Положения определены цели и порядок формирования реестра муниципальной собственности.

Объектами учета и наблюдения Реестра являются муниципальные унитарные предприятия, учреждения, все виды имущества. В составе Реестра учитываются в том числе:

- отдельно-стоящие здания, строения, сооружения и помещений, находившиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам;

Одним из основании для включения или исключения объектов из Реестра является:

- постановления (распоряжения) главы муниципального образования Красноармейский район, включая ранее принятые постановления (распоряжения) главы (администрации) Красноармейского района;

В силу пункта 2.3.3. Положения Комитет имущественных отношений организует работу по формированию и ведению Реестра муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район.

Постановлением главы муниципального образования Красноармейский район от 12.09.2006 года № 1724 «Об утверждении перечня объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность муниципального образования Красноармейский район» внесена в реестр муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район ½ часть здания.

Право муниципальной собственности возникло до введения в действие Гражданского кодекса РФ при разграничении государственной собственности на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 и Указа Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Ссылка заявителя на ст. 218 ГК РФ, в соответствии с которой основанием возникновения (приобретения) права собственности на новую вещь является создание ее лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, а также ссылка заявителя в обоснование своих доводов на то, что реконструкция спорного объекта была произведена за счет собственных средств заявителя, в результате чего был создан новый объект недвижимости, что подтверждается представлением ККОО ВООП платежных поручений № 91 от 24.03.1989г., № 114 от 21.04.1989г., № 43 от 03.05.1989г., № 41 от 05.06.1989г., № 200 от 04.11.1989г., № 6 от 05.01.1990г., № 68 от 29.04.1990г., № 87 от 31.05.1990г., № 145 от 20.06.1990г., № 218 от 25.07.1990г., № 117 от 31.07.1990г., № 220 от 06.08.1990 г., № 238 от 28.12.1990г., № 88 от 13.06.1991г. и представление актов приемки выполненных работ оценены судом, как не имеющие отношение к заявленному ККОО ВООП основанию иска.

Расходы на содержание, капитальный ремонт (реконструкцию), эксплуатацию и использование муниципального имущества не являются основанием для признания в судебном порядке права собственности на спорное имущество за истцом.

В соответствии с положениями части первой Гражданского кодекса РФ (алее – ГК РФ) право собственности может быть приобретено по решению суда только в порядке ст. 222 ГК РФ путем признания права на самовольную постройку, которой здание в <...> не является.

Кроме того, представленные заявителем документы: решение исполнительного комитета Красноармейского районного Совета народных депутатов от 12.12.1988 г. № 547 «О передаче на баланс здания бывшего д/с № 2 районному Совету общества охраны природы и районному отделу культуры», письмо (исх. 45 от 16.01.1989 г.) за подписью ФИО5, акт обследования технического состояния здания от 17.01.1989 г., подрядный договор № 24 с приложением, акт приемки выполненных работ, договор подряда № 10, график проектных и изыскательских работ, платежные требования и иные документы также не могут фактически подтверждать основания и доводы заявителя, послужившие основаниями его обращения в суд с названными требованиями.

Суд апелляционной инстанции, оценив вышеназванные документы, приходит к выводу о том, что представленные заявителем документальные доказательства в качестве доказательств несения расходов на содержание имущества, не имеют отношение к заявленному организацией основанию иска, поскольку не свидетельствуют о возникновении права собственности на объект недвижимости, в котором производились реконструкция (ремонт), и относятся к ремонту детского сада № 2, магазина «Природа» без указания на идентифицирующие признаки объекта (адрес, номер).

Кроме того, судом установлено, что организация создана 16.08.1996 г., перерегистрирована 26.06.1997 г. (после введения в действие ч. 1 ГК РФ), что подтверждается свидетельством о регистрации общественного объединения (т. 1 л.д. 102), Уставом (т. 1 л.д. 81), и правом собственности на имущество, отнесенное к муниципальной форме собственности, не обладает.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться в том числе, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации.

В Уставе организации отсутствуют сведения, подтверждающие наличие филиала или представительства общественной организации в Красноармейском районе, правопреемство между общественной организацией и специализированным магазином «Природа» или районным Советом общества ораны природы, которому фактически в пользование по решению исполнительного комитета была передана часть здания.

Земельный участок предоставлялся на основании постановления главы Полтавской сельской администрации от 31.01.2005 г. № 77 краевому Совету общества охраны природы для предоставления под размещение магазина в постоянное (бессрочное) пользование по адресу: Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 94 (противоположная сторона улицы).

Из государственного акта на землю КК-223810000083 (т. 1 л.д. 64-67) также усматривается, что земельный участок предоставлен Краснодарской краевой организации всероссийского общества охраны природы под размещение здания магазина по адресу               ул. Ковтюха, 94, что не совпадает с адресом спорного объекта недвижимости.

Справка Краснодарской краевой общественной организации всероссийского общества охраны природы от 06.02.2007 г. также свидетельствует о том, что на балансе организации числится здание, расположенное по адресу ул. Ковтюха, 94.

Администрацией также представлена справка б/н, б/д, свидетельствующая о том, что здание бывшего детского сада, внесенное в реестр муниципальной собственности муниципального образования Красноармейский район, расположено в <...>.

Доказательств того, что названный адрес администрацией, как органом, уполномоченным присваивать адреса земельным участкам и объектам недвижимого имущества, изменялся в материалы дела представлено не было.

Представленный заявителем технический паспорт на магазин «Природа» (т. 1 л.д. 68) содержит указание на его местонахождение по адресу: ул. Ковтюха без указания на титул и адрес в ст. Красноармейской, и также не может свидетельствовать о принадлежности указанного магазина на праве собственности организации.

В соответствии с нормами части 1 ГК РФ право собственности может быть приобретено по решению суда в порядке статьи 222 ГК РФ путем признания права на самовольную постройку, которой здание в ст. Полтавской по ул. Ковтюха, 119 не является.

Наличие технического паспорта на спорное имущество, а так же государственная регистрация права муниципальной собственности на ½ его часть, внесение в реестр муниципальной собственности оставшейся части, свидетельствуют о том, что спорное имущество не является самовольной постройкой.

Следовательно, из представленных заявителем документов не следует, что организация является титульным владельцем спорного имущества на праве собственности.

Довод заявителя о нарушении при принятии обжалуемого постановления, требований, предъявляемых к порядку оформления передачи собственности, установленных в п. 9 распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 г. № 114-рп «Об утверждении положения об определении пообьектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» судом также не принимается, поскольку из содержания п. 9 вышеуказанного распоряжения не следует, что в состав муниципальной собственности не могли быть включены объекты иной формы собственности.

Согласно абзацу 2 п. 9 распоряжения в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 г. № 3020-1. В указанные перечни объектов включаются государственные предприятия, объединения государственных предприятий.

Согласно приложению 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 (в ред. Постановления ВС РФ от 23.05.1992 г.            № 2824-1) перечислены виды объектов, относящихся к объектам к муниципальной собственности. Среди них в частности называются (п. 1) объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, (п. 2) объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов, (п. 3) предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ, (п. 4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий и пр.

Довод заявителя о нарушении судом первой инстанции процессуальных норм при рассмотрении дела, выразившееся в отклонении ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением в служебной командировке, судом не может быть принят во внимание в связи с необоснованностью и документальной неподтвержденностью.

Кроме того, данный довод организации не является основанием, с учётом положений главы 34 АПК РФ, для безусловной отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Довод общества о том, что судом необоснованно отказано в ходатайстве об истребовании из администрации муниципального образования Красноармейский район соответствующих сведений о спорном объекте, также несостоятелен, поскольку принятие решения об удовлетворении или отклонении ходатайства  осуществляется по внутреннему убеждению суда на основании принципов законности и обоснованности. Администрацией при рассмотрении спора в судебном заседании указанные документы были предъявлены.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 270 АПК РФ), не установлено.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2007 г. по делу № А-32-28756/2006-11/501 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его вынесения, и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Д.М. Шкира

Судьи

ФИО2

ФИО1