ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-29549/06 от 10.07.2007 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                                     

Дело № А-32-29549/2006-11/513

«20»

июля 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2007 года

Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2007 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего 

Шкира Д.М.

судей 

ФИО1, ФИО2

при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Анапа, г. Анапа

на   решение арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2007 г.

по делу №

А-32-29549/2006-11/513

(судья

ФИО3)

по заявлению

Войсковой части 34629, п. Сукко

к  администрации муниципального образования город-курорт Анапа, г. Анапа

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании:

от заявителя:

ФИО4 – доверенность от 09.01.2007 г. № б/н

от ответчика:    ФИО5 – доверенность от 09.03.2007 г. № 01.521

У С Т А Н О В И Л :

Войсковая часть 34629 (далее - часть) обратилась в суд с заявлением о  признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее – администрация, ответчик) в части уклонения от согласования производственной программы и установления тарифов на водоснабжение и водоотведение для части,  об обязании администрации согласовать производственную программу части и установить тарифы на услуги для сторонних организаций по водоснабжению и водоотведению (требования уточнены  в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 22.03.2007 г. заявленные частью требования удовлетворены, бездействие администрации в части уклонения от согласования производственной программы и установления тарифов на водоснабжение и водоотведение для части признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». На администрацию возложена обязанность согласовать производственную программу части, установить тарифы на услуги для сторонних организаций по водоснабжению и водоотведению.

Решение суда мотивировано представлением частью доказательств несоответствия оспариваемого бездействия администрации действующему законодательству и нарушения этим бездействием прав и имущественных интере6сов части. Администрация признала факт того, что потребителями товаров и услуг, предоставляемых части, в сфере водоснабжения и водоотведения, являются потребители муниципального образования г. Анапа.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу,  дополнение к апелляционной жалобе, на названное решение арбитражного суда, в которых просит названное решение суда отменить, в удовлетворении заявленных частью требований отказать.

Свои доводы обосновывает тем, что частью фактически не были представлены администрации производственная и инвестиционные программы с приложением к ним установленного Решениями РЭК перечнем документов. Ни в одном из писем части в приложении не указывалось на наличие экономически обоснованного (расчёта) цен и тарифов, утвержденного уполномоченного органом. Данное обстоятельство указывает на несоблюдение частью досудебного порядка урегулирования спора. Частью не представлено доказательств потребления населением 80 и более процентов услуг организаций коммунального комплекса. Экономическое обоснование тарифов должно быть закреплено решением РЭК – Департамента цен и тарифов Краснодарского края, а не заключением ООО «Экономика».

Представитель администрации настаивает на удовлетворении апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных частью требований.

Представитель части возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Направил отзыв  на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что 28.08.2006 г. часть во исполнение ФЗ от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций муниципального комплекса» обратилась с заявлением в администрацию с требованием утвердить экономически обоснованные тарифы. 05.10.2006 г. повторно часть обратилась в администрацию установить тарифы на водоснабжение и водоотведение, с приложением инвестиционной и производственной программ. В свою очередь, администрацией не было принято никаких мер, что указывало на незаконное бездействие администрации. Ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

Дело пересматривается по правилам главы 34 АПК РФ.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 10.07.2007 г. до 11 час. 00 мин.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как явствует из материалов дела, часть является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 23 № 004163325. Осуществляет деятельность на основании Положения о войсковой части 34629 (л.д. 18-22). Оказание услуг по водоснабжению и водоотведению сторонним организациям является внебюджетной деятельностью части.

Решением Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 05.08.2004 г. № 31/2004-ЖКХ «Об утверждении экономически обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению и канализации, оказываемые войсковой части 34629» (л.д. 35) установлены экономически обоснованные тарифы (без НДС) для части: водоснабжение – 4,87 руб./куб.м., канализация – 4,6 руб./куб.м.

Согласно доводов части, данные тарифы являлись для неё убыточными, что и явилось основанием их пересмотра.

Согласно экспертизе экономического обоснования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2006 г., проведенной аудиторской службой «Экономика», экономически обоснованные тарифы на услуги  водоснабжения на 2006 г. составляют 12,78 руб., водоотведения – 14,23 руб. (л.д. 9-14).

Письмами от 28.08.2006 г. № 723, от 05.10.2006 г. № 840 и от 24.10.2006 г. № 898 заявитель обращался к администрации с просьбой издать постановление об утверждении экономически обоснованных тарифов на водоснабжение и водоотведение для части.

Из содержания письма от 28.08.2006 г. № 723 следовало, что часть просила утвердить экономически обоснованные тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2006 год.

Из содержания письма от 05.10.2006 г. № 840 следовало, что в качестве приложения к нему указывались: инвестиционная программа по увеличению мощностей водоканализационного хозяйства части (на 2 листах), производственная программа по водоотведению части (на 3 листах), производственная программа по водоснабжению (на 3 листах).

Письма от 28.08.2006 г. № 723, от 24.10.2006 г. № 898 указаний на приложения к ним не содержали.

Письмом от 13.11.2006 г. № 01-2910 администрация указала, что  одним из методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является индексация установленных тарифов на товары и услуги, предельные индексы изменения размера платы принимаются региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края. Тарифы в части должны устанавливаться в пределах индексов изменения тарифов, принятых РЭК.

Названным письмом администрация указывала на необходимость представления всех необходимых материалов и расчетов, подтверждающих экономическое обоснование прилагаемых для утверждения тарифов, полного пакета документов для подтверждения производственной и инвестиционной программ.

Из материалов дела также следует, что письмом и.о. главы муниципального образования г. Анапа от 08.12.2006 г., адресованным командиру части, до сведения последнего доводилось о необходимости представления всех запрашиваемых материалов и расчетов, подтверждающих экономическое обоснование предлагаемых для утверждения тарифов, а также полного пакета документов для подтверждения производственной и инвестиционной программ. Непредставление названных документов исключало возможность принятия решения по установлению тарифов на услуги по водоснабжению и канализации для части.

Бездействие администрации, причиняющее, по мнению части, убытки, явилось основанием её обращения в суд с заявлением, содержащим названные требования об оспаривании бездействия администрации и обязании согласовать производственную программу, установить тарифы на услуги для сторонних организаций по водоснабжению.

При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Предметом заявленных требований является законность и обоснованность оспариваемого частью бездействия администрации и возложения на ответчика обязанности по согласованию производственной программы и установлению тарифов на услуги для сторонних организаций по водоснабжению и водоотведению.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого бездействия незаконным и удовлетворения заявленных частью требований необходимо одновременно наличие следующих оснований:

- оспариваемое бездействие должно не соответствовать закону или иному правовому акту;

- нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд.

Отсутствие одного из названных оснований исключает возможность признания оспариваемого бездействия незаконным.

В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ) органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В силу ст. 31 Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ, п. 6 ч. 10 ст. 35, пп. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги, предоставляемые предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности.

Право органов местного самоуправления по регулированию тарифов и надбавок предусмотрено также ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ), вступившего в законную силу с 01.01.2006 г., согласно которой органы регулирования муниципальных образований осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунального комплекса, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса. (Определение Верховного Суда РФ от 07.07.2006 г.            № 61-Г06-1).

Из материалов дела следует, что администрация, в порядке ст. 70 АПК РФ, признала факт того, что потребителями 100 % товаров и услуг, предоставляемых частью, в сфере водоснабжения и водоотведения являются потребители муниципального образования город.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ) представительные органы муниципальных образований утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, а также устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ) регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.

В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ) производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.

Таким образом, обращаясь к администрации письмом от 28.08.2006 г. с просьбой об утверждении тарифов на 2006 г., частью фактически не был соблюден названный трехмесячный срок, предусмотренный п. 3 ст. 9 ФЗ № 210-ФЗ.

Данное обстоятельство фактически исключало возможность администрации для утверждения тарифов части на 2006 год.

Согласно решению РЭК – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 01.11.2006 г. № 15/2006-ЖКХ органы местного самоуправления обязаны привести тарифы и услуги организаций коммунального комплекса, установленные до вступления в силу данного решения, в соответствие с установленными предельными индексами.

Судом апелляционной инстанции установлено, что Решением РЭК – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 25.08.2006 г. № 4/2006, принятым в соответствии с Федеральными законами от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ, от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ, от 30.12.2004 г.   № 210-ФЗ, установлен порядок представления инвестиционных программ, утверждаемых в установленном порядке, а также представления и согласования производственных программ, включенных в состав тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения.

В силу п. 3.1.1 названного решения представленная производственная программа должна содержать:

- обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых регулируемой организацией товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями регулируемой организации.

- план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры в соответствии с приложением к настоящему решению.

- подробную пояснительную записку и заверенные копии подтверждающих затраты документов (проектно-сметная документация, расчеты, сметы и т.п.).

Названным Решением № 4/2006 утверждена форма Плана мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса и по реконструкции эксплуатируемой системы коммунальной инфраструктуры на 2007 г., подлежащего согласованию главой муниципального образования.

Из материалов дела следует, что названное требование, предусмотренное  решением РЭК от 25.08.2006 г., частью исполнено в полном объеме не было, поскольку в администрацию не были представлены:  подробная пояснительная записка и заверенные копии подтверждающих затраты документов (проектно-сметная документация, расчеты, сметы и т.п.), план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации, соответствующий утвержденному приложению к решению от 25.08.2006 г. № 4/2006.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, частью в нарушение ст. 65 АПК РФ, представлено не было.

Решением РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 01.11.2006 г.                  № 15/2006-ЖКХ установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Краснодарского края на 2007 г.

В силу п. 5 названного решения на органы местного самоуправления возложена обязанность привести тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленные до вступления в силу настоящего решения, в соответствие с установленными предельными индексами.

Статьёй 8 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ  «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрены методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе и посредством

индексации установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).

Следовательно, принимая названное решение от 01.11.2006 г., РЭК фактически на 2007  г. осуществил регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса путем установления предельных индексов максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, применив предельный индекс 116 %.

Суд также принимает во внимание факт того, что  письмами от 13.11.2006 г., 08.12.2006 г. администрация указывала части на необходимость представления всех необходимых материалов и расчетов, подтверждающих экономическое обоснование прилагаемых для утверждения тарифов, полного пакета документов для подтверждения производственной и инвестиционной программ.

Непредставление названных документов исключало фактическую возможность принятия решения по установлению тарифов на услуги по водоснабжению и канализации для части.

Данные обстоятельства в своей совокупности, в силу изложенного и фактических обстоятельств, установленных судом, исключают незаконность оспариваемого бездействия администрации.

Судом принимаются доводы ответчика, изложенные им в апелляционной жалобе, как соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, так и доказывающие отсутствие нарушения законных прав и интересов заявителя.

С учётом изложенного, фактических обстоятельств дела, оспариваемое заявителем бездействие соответствует нормам действующего законодательства и не может нарушать права и охраняемые законом интересы заявителя.

Согласно пунктам 1, 7 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права.

При указанных обстоятельствах судом апелляционной инстанции установлены основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявленных частью требований, поскольку судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 АПК РФ судебные расходы подлежат взысканию с части.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями  266, 267, 268, п. 1 ст. 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2007 г. по делу № А-32-29549/2006-11/513 - отменить.

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Взыскать с Войсковой части 34629, п. Сукко, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб. (две тысячи рублей).

Взыскать с Войсковой части 34629, п. Сукко, в пользу администрации муниципального образования города-курорт Анапа, г. Анапа, государственную пошлину в размере 1 000 руб. (одна тысяча рублей).

Постановление вступает в законную силу с момента его вынесения, и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Д.М. Шкира

Судьи

ФИО1

ФИО2