АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции арбитражного суда
г. Краснодар дело №А-32-29667/2006-22/441
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2008г., полный текст постановления изготовлен 25 марта 2008г.
Арбитражный суд апелляционной инстанции Краснодарского края в составе судей Дубина Л.И., Анциферова В.А. под председательством судьи Аваряскина В.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Международный аэропорт Сочи», г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 июня 2007г. (судья Чуприна Т.В.) по делу №А-32-29667/2006-22/441по иску ОАО «Международный аэропорт Сочи», г. Сочи
к 265 КЭУ Глав. КЭУ Минобороны, г. Сочи
третьи лица:
1. Глав. КЭУ Минобороны России, г. Москва
2. Администрация г. Сочи, г. Сочи
3. Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, г. Краснодар
о признании построек самовольными и их сносе
с участием представителей сторон: от истца – ФИО1 – представитель по доверенности; от ответчика – ФИО2 – представитель по доверенности, ФИО3 – представитель по доверенности; от третьих лиц: 1. – ФИО2 – представитель по доверенности; 2. – ФИО4 – представитель по доверенности; 3. – не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Актом Министра обороны РФ от 09.03.2002 г. № 312/2/0109 Ш «О мерах по усилению и обустройству участков Российско-Грузинской границы и выделения денежных средств для этих целей» было принято решение разместить вертолетную эскадрилью на аэродроме Адлер.
Постановлением Главы города Сочи от 15.03.2002 г. № 157 «О разрешении 148 квартирно-эксплуатационному отделу Министерства обороны Российской Федерации размещения вертолетных площадок на территории аэропорта в Адлерском районе» разрешено размещение вертолетных площадок, с необходимой реконструкцией для специспользования, на земельном участке общей площадью ориентировочно 6,5 га на территории аэропорта «Сочи».
Постановлением Главы города Сочи от 29.04.2002 г. № 261 «О разрешении 148 квартирно-эксплуатационному отделу Министерства обороны Российской Федерации размещения вертолетных площадок на территории аэропорта в Адлерском районе» разрешено размещение вертолетных площадок, с необходимой реконструкцией для специспользования, на земельном участке общей площадью ориентировочно 14 га на территории аэропорта «Сочи».
Во исполнение директивы Министра обороны РФ от 09.03.2002 г. № 312/2/0109 Ш «О мерах по усилению и обустройству участков Российско-Грузинской границы и выделения денежных средств для этих целей», на основании разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, выданного 104 отделом государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ, ответчиком – 265 КЭУ Глав. КЭУ Минобороны (правопреемник 148 КЭО) на земельном участке площадью 3 598 640 кв.м. с кадастровым номером 23:49:04 02 023:0017, находящимся в федеральной собственности, было осуществлено строительство семи объектов недвижимости: КПП, пункт управления инженерно-авиационной службы, 2-х этажное комплексное здание (казарма, общежитие, столовая), склад продовольственный, склад авиационно-технического имущества, полевая лаборатория ГСМ, кирпичный забор. Кирпичным забором огорожено 14 га земли в границах землепользования аэропорта. За забором оказались три объекта недвижимости, находящиеся в собственности аэропорта: вертодром Адлер, стоянка для вертолетов, футбольное поле.
Истец, ссылаясь на положения ст. 222 ГК РФ, указывая на то, что земельный участок площадью 3 598 640 кв.м. с кадастровым номером 23:49:04 02 023:0017 принадлежит ему на праве аренды согласно договору аренды от 03.11.2006г. № 04-24/250С (л.д. 20-26, том 1), заключенного между истцом и ТУ ФАУФИ, считая, что возведенные ответчиком здания и сооружения на указанном земельном участке являются самовольными постройками, нахождение которых на территории аэропорта нарушает права и законные интересы ОАО «Международный аэропорт Сочи», а также создает реальные препятствия к своевременному завершению строительства аэровокзального комплекса, обратился в арбитражный суд с иском о признании возведенных 265 КЭУ Глав. КЭУ Минобороны на земельном участке с кадастровым номером 23:49:04 02 023:0017 объектов недвижимости: КПП, пункт управления инженерно-авиационной службы, 2-х этажное комплексное здание (казарма, общежитие, столовая), склад продовольственный, склад авиационно-технического имущества, полевая лаборатория ГСМ, кирпичный забор самовольными постройками; обязать 265 КЭУ Глав. КЭУ Минобороны снести самовольные постройки за свой счет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18 июня 2007г. в удовлетворении исковых требований отказано. Выводы суда мотивированы наличием специальных разрешений компетентных органов на строительство спорных объектов, возведение этих объектов с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, в результате чего, по мнению суда первой инстанции, указанные постройки не могут быть признаны самовольными ввиду отсутствия соответствующих критериев, предусмотренных ст. 222 ГК РФ. В подтверждение выводов суд сослался на Решение Президента РФ от 2002 года, Решение Министра обороны РФ от 09.03.2002 г. № 312/2/0109 Ш «О мерах по усилению и обустройству участков Российско-Грузинской границы и выделения денежных средств для этих целей», Постановление Главы города Сочи от 29.04.2002 г. № 261 «О разрешении 148 квартирно-эксплуатационному отделу Министерства обороны Российской Федерации размещения вертолетных площадок на территории аэропорта в Адлерском районе», разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, выданного 104 отделом государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ.
Суд первой инстанции также указал, что собственник земельного участка – Российская Федерация в лице Территориального управления возражает против сноса спорных строений.
В июле 2007г. истец обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 18 июня 2007г. по настоящему делу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учел, что земельный участок, на котором расположены спорные объекты, воинским формированиям и ответчику в частности, не предоставлялся для строительства в установленном порядке; данный земельный участок предоставлен истцу в аренду по действующему договору (л.д. 20-26, том 1); кирпичный забор, которым ответчик незаконно огородил земельный участок площадью 14 га, препятствует истцу пользоваться принадлежащем ему на праве собственности имуществом (вертодром Адлер, стоянка для вертолетов, футбольное поле); Постановлением Главы г. Сочи № 157 от 15.03.2002г. (л.д. 34, том 1) и № 261 от 29.04.2002г. ответчику указанный земельный участок не предоставлялся, а давалось лишь разрешение на строительство с согласия землепользователя (истца); своим письмом № 14.12-34 от 11.03.2002г. (л.д. 36, том 1) истец согласовал выделение земельного участка для оборудования вертолетных площадок площадью 1 га, но никак не 14 га; выводы суда о том, что спорные объекты являются федеральной собственностью, не обоснованы
В судебном заседании заявитель апелляционной жалобы поддержал ее доводы, представитель ответчика, а также представители Глав. КЭУ Минобороны России, Администрация г. Сочи возражали относительно ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, ссылаясь на постановления Главы г. Сочи № 157 от 15.03.2002г. и № 261 от 29.04.2002г. (л.д. 34-35, том 1), возражения ТУ ФАУФИ относительно исковых требований, сделал ошибочный вывод об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, для признания спорных построек самовольными.
Как следует из материалов дела (л.д. 8-13, том 1, 76-154 том 3, 1-51, 59-68, том 4), ОАО «Международный аэропорт Сочи» создано в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ «Об акционерных обществах», на основании распоряжения Правительства РФ от 03.07.2006г. № 953-р, приказа ФАУФИ от 07.08.2006г. № 180 путем преобразования ФГУП «Аэропорт Сочи» в ОАО «Международный аэропорт Сочи».
При этом, согласно Приложениям (л.д. 81-154, том 3, л.д. 1-58, том 4) к распоряжению ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю № 02-04/3196С «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Аэропорт Сочи» (л.д. 76-80, том 3), передаточному акту (л.д. 59-69, том 4), спорные объекты недвижимости в состав передаваемого истцу имущества, как и в состав Перечня обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Аэропорт Сочи», не вошли; ответчик, в качестве лица, в пользу которого устанавливалось ограничение (обременение) имущества истца, не указан.
В соответствии с п. 4 раздела IV Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, земельный участок, на котором расположены спорные объекты, является федеральной собственностью.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. В соответствии с п. 2 вышеуказанного Постановления Правительства РФ ФАУФИ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом РФ.
03.11.2006г. между ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю и ОАО «Международный аэропорт Сочи» заключен договор № 04-24/250 С (далее – Договор – л.д. 20-26, том 1) аренды земельного участка площадью 3 598 640 кв. м., находящимся в федеральной собственности, с кадастровым номером 23:49:04 02 023:0017 для обеспечения эксплуатации зданий сооружений и периферийных объектов аэропорта. Период действия Договора определен с момента его регистрации (07.11.2006г. – л.д. 27, том 1) до 03.11.2055г.
Таким образом, земельный участок, на котором расположены спорные объекты недвижимости, являясь федеральной собственностью, правомерно передан истцу компетентным органом (Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом) в аренду по акту приема – передачи (л.д. 27, том 1) на основании Договора.
Учитывая то обстоятельство, что указанный земельный участок отнесен к федеральной собственности, полномочия по управлению которой, в 1992г. были возложены на Комитет по управлению государственным имуществом, а в настоящее время, как указано выше, на ТУ ФАУФИ, Постановления Главы г. Сочи № 157 от 15.03.2002г. и № 261 от 29.04.2002г. (л.д. 34-35, том 1), согласно которым, правопредшественнику ответчика было разрешено размещение комплекса вертолетной авиационной группы на этом земельном участке, не могут быть приняты судом как доказательства правомерного возведения ответчиком спорных объектов на данном участке, поскольку Глава администрации г. Сочи не был наделен полномочиями по управлению федеральным (государственным) имуществом.
Кроме того, согласно постановлению Главы г. Сочи № 261 (л.д. 35, том 1), правопредшественнику ответчика было предоставлено 14га земли с согласия землепользователя (ГУП «Аэропорт Сочи»), в то же время, ГУП «Аэропорт Сочи» представил письменное согласие относительно выделения правопредшественнику ответчика 1 га земли.
Таким образом, с учетом того, что ответчиком спорные объекты недвижимости возведены на земельном участке, который ему в установленном законом порядке, компетентными лицами не предоставлялся, указанные постройки, согласно положениям ст. 222 ГК РФ, являются самовольными.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Разрешение на выполнение строительно – монтажных работ № 1040603. К-96 (л.д. 101-109, том 1), а также экспертное заключение № 2002-2-251 (л.д. 121-126, том 1) свидетельствуют лишь о технической возможности выполнения работ по возведению спорных строений, но не о правомерности их размещения на земельном участке, расположенном в пределах земельного участка, принадлежащего истцу на праве аренды.
При этом, суд обращает внимание, что актом Министра обороны РФ от 09.03.2002 г. № 312/2/0109 Ш «О мерах по усилению и обустройству участков Российско-Грузинской границы и выделения денежных средств для этих целей» было принято решение разместить вертолетную эскадрилью на аэродроме Адлер, однако, как следует из материалов дела, во исполнение указанных актов компетентными лицами в установленном порядке не совершены действия по индивидуализации и передачи земельного участка, необходимого ответчику для выполнения возложенных на него обязанностей, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 02 023:0017, принадлежащего истцу на праве аренды.
Однако, несмотря на то, что спорные объекты недвижимости в настоящее время юридически являются самовольными постройками, суд апелляционной инстанции, учитывая интересы государства, в том числе важность необходимости обеспечения безопасности Российской границы, а также факт принятия Министром обороны РФ решения о размещении вертолетной эскадрильи на аэродроме Адлер (без определения границ, условий и порядка использования земельного участка истцом и ответчиком), баланс интересов сторон, отнесения земельного участка, на котором расположены спорные строения, к государственной (федеральной) собственности, считает, что снос этих строений может причинить значительный вред интересам государства, отрицательным образом отразиться на безопасности границы РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда, и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 49, 266, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 июня 2007г. по делу №А-32-29667/2006-22/441 изменить.
Признать возведенное 265 КЭУ на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402023:0017 объекты недвижимости: КПП, пункт управления инженерно – авиационной службы, 2-х этажное комплексное здание (казарма, общежитие, столовая), склад производственный, склад авиационно – технического имущества, полевая лаборатория ГСМ, кирпичный забор самовольными постройками.
В удовлетворении требований о сносе самовольного строения отказать.
Взыскать с 265 КЭУ Глав. КЭУ Минобороны, г. Сочи в пользу ОАО «Международный аэропорт Сочи», г. Сочи 3 000 рублей – расходов на оплату госпошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий Аваряскин В.В.
Судьи Анциферов В.А.
Дубина Л.И.