ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-30960/2022 от 21.09.2023 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-30960/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Кедр»
(ИНН 2312271472 ОГРН1182375039220) – Бугаевой Л.В. (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица – Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН2309053192
ОГРН1022301433813), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Полтавской Веры Никифоровны, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кедр» на решение арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 27.06.2023 по делу № А32-30960/2022, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Кедр» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – управление) от 10.06.2022 № 023/04/9.21-1280/2022 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – Кодекс) в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа за повторное нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Полтавская В.Н. (далее – абонент).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2023, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого апелляционного суда от 27.06.2023, в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдения процедуры и срока давности привлечения к ответственности. Общество обжаловало постановление и представление в арбитражный суд.

В кассационной жалобе общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворить его требования, ссылаясь на неправильное применение норм права к фактическим обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу абонент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, считает, что судебные акты подлежат отмене в части, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса, суд правильно установил фактические обстоятельства дела, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, и применил к ним нормы права.

Суд исследовал и оценил представленные в материалы дела доказательства и указал, что заполненный и подписанный проект договора о технологическом присоединении к электросетям общества в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, с учетом характеристик поданной заявки абонентом Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее –
Закон № 35-ФЗ), оно направило с нарушением правил. Заявку абонента на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Краснодар ул. Дальняя д. 8 пом. 80 – 82 с заявленной мощностью 30 кВт (ранее присоединенная мощность 6,58 кВт), уровень напряжения 0,4 кВ общество рассмотрело и 31.01.2022 на электронную почту Полтавской В.Н. направило договор № 1-447/1-АС-ТП, где присоединяемой мощностью указало 6,5 кВт с уровнем напряжения 0,4 кВ, что не соответствовало испрашиваемой мощности в заявке абонента от 27.12.2021. По жалобе абонента 10.06.2022 по результатам рассмотрения материалов дела № 023/04/9.21- 1280/2022 № 23АА9438122 управление вынесло постановление о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса в виде взыскания 300 тыс. рублей штрафа, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших его совершению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным и регулируется Правилами № 861. В силу пункта 3 Правил № 861 технологического присоединения № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил.

Исходя из пункта 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 – 14 Правил, при отсутствии перечисленных в них сведений и документов сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В соответствии с абзацем третьим пункта 15 Правил № 861 заявителям, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (абзац девятнадцатый пункта 15 Правил).

Суд установил, что днем поступления заявки абонента на технологическое присоединение является 27.12.2021, не позднее 31.31.2022 сетевой организации следовало направить абоненту для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, с учетом характеристик поданной заявки. Однако, письмом от 31.01.2022 Полтавской В.Н. поступил договор № 1-447/1-АС-ТП с характеристикой присоединяемой мощности 6,5 кВт и уровнем напряжения 0,4 кВ. Таким образом. Редакция
договора № 1-447/1-АС-ТП об осуществлении технологического присоединения объекта с указанием запрашиваемой абонентом присоединяемой мощности в объеме 30 кВт направлена ему только 08.04.2022 – нарушением срока, установленного пунктом 15 Правил № 861.

Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины общества в совершении вменяемого правонарушения, принятии необходимых и достаточных мер по направлению заявителю договора в установленный срок, наличие чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которые от него требовались, не представлены.

Соблюдение сетевой организацией срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению не ставится в зависимость от наличия у сетевой организации каких-либо затруднений в проведении мероприятий по технологическому присоединению. Данные вопросы, в том числе получение информации, должны разрешаться сетевой организацией оперативно, в максимально короткие сроки, в тот период времени, который предоставлен сетевой организации для исполнения возложенных на нее обязанностей.

Исходя из этого суд сделал о нарушении обществом пункта 15 Правил № 861.

Как установил суд, ранее общество привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса. Процедура и срок привлечения к ответственности соблюдены.

Выводы суда о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, доказанности его совершения основаны на правильном применении орм права к установленным им обстоятельствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в этой части не установлены.

При проверке законности обжалуемых по делу судебных актов в части отказа в признании недействительным представления управления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, кассационная инстанция, не ставя под сомнение у управления полномочий на проведение проверки в спорный период, установленном Кодексом, по результатам которой оно вынесло постановление о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса, учитывает следующее.

Исходя из дословного текста представления, обществу в порядке устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предложено «осуществить действия по направлению Полтавской В.Н. подписанного проекта договора в двух экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, с учетом характеристик поданной заявки от 27.12.2021 на технологическое присоединение к электрическим сетям ЭПУ нежилых помещений…(спорный адрес), с заявленной мощностью 30 кВт (ранее присоединенная мощность 6,56 кВт), уровень напряжения 0,4 кВ и положениям Правил № 861».

Судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.12 Кодекса) (пункт 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебном практике при рассмотрении денл об административных правонарушениях»).

Статьей 1, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
(далее – Закон № 294-ФЗ) установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Предписание должно являться законным, выдаваться по результатам проведения плановой выездной проверки по правилам Закона № 294-ФЗ, его исполнение носит обязательный характер. Сферой применения Закона № 294-ФЗ определена в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде и другим объектам, а также обязано принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.

Данным обязанностям указанных должностных лиц корреспондирует их право провести внеплановую проверку выполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания органов государственного контроля (надзора) по истечении установленного в нем срока исполнения; при этом предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (части 1, 2 и 21 статьи 10 Закона № 294-ФЗ).

Не предполагая произвольного правоприменения, приведенные нормы
Закона № 294-ФЗ, направленные на обеспечение безопасности, предписывают принятие уполномоченным органом законного и обоснованного решения, указывающего на конкретные нарушения, и не препятствуют подаче юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, проверка которых проводилась, возражений в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений (часть 12 статьи 16 Закона № 294-ФЗ), а также оспариванию таких предписаний в судебном порядке. Действующим правовым регулированием обязанности компетентных лиц в сфере энергоснабжения не ставятся в зависимость от необходимости одновременного привлечения соответствующего юридического лица и (или) должностного лица к административной ответственности за данные нарушения.

Однако, предписание подразумевает самостоятельное изложение выявленных нарушений, создающих угрозы для неопределенного круга лиц, и тем самым автоматически не предполагает прямой зависимости от наличия или отсутствия в действиях лица, которому оно выдано, состава административного правонарушения.

Отсутствие в действиях привлекаемого к ответственности лица состава административного правонарушения может влечь за собой отмену представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению данного административного правонарушения.

Предписание же об устранении допущенных нарушений обязательных требований, в том числе в сфере электроэнергетики, выступает средством восстановления законности и правопорядка, повышения общественной безопасности и противодействия угрозам, возникающим вследствие нарушения действующего законодательства, и подлежит исполнению, в том числе в соответствии с вынесенным по результатам его проверки судебным решением.

Государственный контроль (надзор), как это следует из Федерального закона
от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле, надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации», направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований (часть 2 статьи 1).

Должной правовой оценки суда основания проведения управлением как органом административной юрисдикции, контролирующим соблюдение субъектами электроэнергетики законодательства об энергоснабжении (помимо антимонопольного законодательства, исключение на проведение которого в спорный период устанавливались Законами № 294-ФЗ и 248-ФЗ) не получили.

Из текста резолютивной части представления управления, хоть и названного направленным на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, следует, скорее, что оно направлено на устранение выявленных в ходе проверки нарушений в области энергоснабжения, а не устранение и предотвращение фактов совершения административных правонарушений в превентивном (профилактическом) порядке. Суд не обсудил, может ли в изложенное в тексте обжалуемого представления его формальное наименование устранять его смысл, цели выдачи и предписываемые нарушителю закона требования, а также отменять установленную законом процедуру выдачи предписаний об устранении нарушений или представлений об устранении причин и условий, способствующих их совершению. Перечисленные обстоятельства требуют дополнительной проверки и правовой оценки суда, в связи с чем судебные акты в части отказа в признании недействительным предписания управления, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для дополнительной проверки наличия оснований для выдачи представления.

руководствуясь статьями 274, 284, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 по
делу № А32-30960/2022 отменить в части отказа в признании недействительным представления от 20.06.2022 № 2419/2 и дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 по
делу № А32-30960/2022 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Л.А. Черных

Судьи А.Н. Герасименко

М.В. Посаженников