ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-31529/20 от 04.03.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

                 Дело № А32-31529/2020

07 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2022 года.

Постановление в полном объеме  изготовлено 07 марта 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе                          председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Герасименко А.Н.,                                     при участии в судебном заседании от заявителя – закрытого акционерного общества «Нива» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность                        от 10.06.2021), от заинтересованных лиц – Управления Федерального казначейства                          по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2  (доверенность от 10.01.2022), специалиста отдела расходов Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю ФИО3 (паспорт, удостоверение), от подателя кассационной жалобы в порядке статьи 42                                Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – Федерального казначейства (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО4                           (доверенность от 01.03.2022), в отсутствие заинтересованного лица – Главного             управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю                           (ИНН <***>, ОГРН <***>), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном                      сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю и Федерального казначейства на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по делу № А32-31529/2020, установил следующее.

ЗАО «Нива» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением                                к Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю (далее – казначейство), специалисту отдела расходов казначейства ФИО3 (далее – специалист), Главному управлению Федеральной службы судебных приставов                     по Краснодарскому краю (далее – служба) о признании незаконными действий (бездействия) казначейства, службы, специалиста и других, а именно: 1) действия (бездействие) казначейства, выразившиеся в грубом заволокичивании на 20 дней, неперечислении долга взыскателю (обществу) и неисполнении в установленный                           законом 3-месячный срок с момента его регистрации 22.01.2020 в казначействе исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2020                              серии ФС № 026040936 о взыскании со службы в пользу общества 42 179 рублей судебных расходов по делу № А32-8909/2019 (далее – и/л № 026040936); непринятии                    всех мер в полном объеме по понуждению должника по и/л № 026040936 – службы перечисления всей суммы долга по и/л № 026040936 и в установленные законом                         сроки на расчетный счет казначейства; неуведомлении взыскателя (общества) в установленный законом 7-дневный срок со дня регистрации обращения общества 22.01.2020 в казначейство о возможности самостоятельного отслеживания информации                   о ходе исполнения и/л № 026040936 на официальном сайте Федерального казначейства                      в сети Интернет; неуведомлении взыскателя (общества) о невозможности разрешения обращения общества в установленный законом срок и о продлении срока рассмотрения его обращения; 2) действия (бездействие) специалиста, выразившиеся в грубом заволокичивании на 20 дней, неперечислении долга взыскателю (обществу) и неисполнении в установленный законом 3-месячный срок с момента его регистрации 22.01.2020 в казначействе требований и/л № 026040936; неподготовке и ненаправлении                      в адрес взыскателя (общества) в установленный законом 7-дневный срок со дня регистрации обращения общества 22.01.2020 в казначействе уведомления о возможности самостоятельного отслеживания информации о ходе исполнения и/л № 026040936 на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет; неподготовке и ненаправлении в адрес взыскателя (общества) уведомления о невозможности разрешения обращения общества в установленный законом срок и о продлении срока рассмотрения его обращения; 3) действия (бездействие) службы, выразившиеся в грубом заволокичивании и неперечислении всей суммы долга по и/л № 026040936 в полном объеме и в установленные законом сроки на расчетный счет казначейства.

Решением суда от 17.11.2020, оставленным без изменения постановлением  суда апелляционной инстанции от 10.03.2021, обществу отказано в удовлетворении                         заявления со ссылкой на то, что казначейство, служба и специалист не совершили действия (бездействие), противоречащие требованиям действующего законодательства                           и нарушающие права общества.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.07.2021 решение суда от 17.11.2020 и постановление суда апелляционной инстанции                                       от 10.03.2021 отменены в части несвоевременного перечисления Управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю на расчетный счет ЗАО «Нива» денежных средств по и/л № 026040936 и в этой части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части судебные акты оставлены                           без  изменения.

При новом рассмотрении дела решением суда от 17.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2021, признано незаконным бездействие казначейства и специалиста, выразившееся в несвоевременном перечислении на расчетный счет общества денежных средств по и/л № 026040936. Судебные акты мотивированы тем, что казначейство и специалист допустили                        незаконное бездействие, выразившееся в несвоевременном перечислении на расчетный счет общества денежных средств по и/л № 026040936.

В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось казначейство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной                       инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суды не указали, в чем выразилось                         бездействие казначейства; общество не представило доказательства, что общество обращалось в казначейство или к специалисту по вопросу исполнения и/л № 026040936 или перечисления денежных средств обществу, а казначейство или специалист проигнорировали такое обращение. Общество не привело доводы о том, что оспариваемые действия казначейства нарушают его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Суд апелляционной инстанции не рассмотрел отзыв службы от 22.11.2021. Лимиты денежных средств выделены и отражены на лицевом счете должника 06.05.20210. Предусмотренный пунктом 6 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок относится к главному распорядителю бюджетных средств, в данном случае – службе. Суды                                  не исследовали порядок прохождения и исполнения заявки на кассовый расход и сведений, перечисления денежных средств по назначению. Заявка на кассовый                            расход поступила от службы в казначейство 07.05.2020, включена в консолидированную заявку 08.05.2020, которая направлена в  Межрегиональное операционное                               Управление федерального казначейства в г. Москве со сроком платежа 12.05.2020. Казначейство исполнило все требования действующего законодательства и в установленный срок перечислило денежные средства обществу. Действия специалиста                          не могут быть признаны незаконными в порядке главы 24 Арбитражного                      процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку  специалист не осуществляет организационно-распорядительные функции в казначействе.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты                          без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве на кассационную жалобу специалист просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявления.

В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса                                                 Российской Федерации служба не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.

До рассмотрения кассационной жалобы казначейства от Федерального казначейства поступило ходатайство о восстановлении срока подачи им в порядке                          статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                         кассационной жалобы  на судебные акты по настоящему делу (кассационная жалоба приложена к ходатайству).

В этой связи в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального                     кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 02.03.2022                                   на 09 часов 30 минут, объявлен перерыв до 04.03.2022 до 10 часов 50 минут для                           решения вопроса о принятии к производству суда кассационной инстанции                           кассационной жалобы  Федерального казначейства для ее совместного рассмотрения                        с  кассационной  жалобой  казначейства.

Определением суда от 03.03.2022 кассационная жалоба  Федерального казначейства принята к производству суда кассационной инстанции, ее рассмотрение назначено на 04.03.2022 на 10 часов 50 минут совместно с рассмотрением                           кассационной  жалобы  казначейства.

После перерыва в судебном заседании 04.03.2022  рассмотрение дела начато                       сначала: рассматриваются кассационные жалобы казначейства и Федерального казначейства.

До рассмотрения кассационных жалоб общество заявило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с обжалованием им определения                           Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.03.2022 о восстановлении                             срока подачи кассационной жалобы Федерального казначейства  и принятии                                      к производству суда кассационной инстанции кассационной жалобы Федерального казначейства  на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2021                                  и  постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021                               по делу № А32-31529/2020.

Представители казначейства и Федерального казначейства, специалист                          возражают  против  отложения  рассмотрения  кассационных  жалоб.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает ходатайство общества подлежащим отклонению как направленное на затягивание рассмотрения дела                                      в суде кассационной инстанции  при том, что в производстве суда кассационной инстанции дело находится с 17.01.2022, рассматривается судом кассационной                        инстанции повторно (после направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции) и, кроме того,  Арбитражным процессуальным кодексом                            Российской Федерации не предусмотрено обжалование определений суда                        кассационной инстанции о принятии кассационной жалобы к производству.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационных  жалоб и отзывов.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела,                             проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб                                              и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что                        кассационная жалоба казначействане подлежит удовлетворению, а производство по кассационной жалобе Федерального казначейства  – подлежит прекращению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество направило в казначейство заявление                            от 16.01.2020 об исполнении  и/л № 02604093.

Заявление и и/л № 02604093 получены казначейством 22.01.2020.

Платежным поручением от 12.05.2020 № 336762 на расчетный счет общества перечислено 42 179 рублей.

На основании заявления от 16.01.2020 обществу направлены информационное письмо от 19.05.2020 № 18-02-32/1260 и копия платежного поручения от 12.05.2020 № 336762, подтверждающего исполнение и/л № 026040936.

Полагая, что при исполнении и/л № 026040936 казначейство, служба и                            специалист допустили нарушения требований законодательства, повлекшие нарушение срока исполнения и/л № 026040936, и тем самым нарушение прав общества,                            последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.

При новом рассмотрении дела суды удовлетворили заявление общества, обоснованно исходя из того, что для признания оспариваемого решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных                        органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух                            условий: оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

В силу пункта 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности                           и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного                         документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации                        текущего финансового года. При нарушении должником требований, установленных пунктом 3 статьи 242.3 Кодекса, орган Федерального казначейства приостанавливает                          до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств                    на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства                     (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее также – решения налоговых органов), а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Суды установили, что 28.01.2020 службе (должник) вручено уведомление о поступлении исполнительного документа от 24.01.2020 № 18-02-25/190.

Вместе с тем, до 12.02.2020, то есть в течение 10 дней со дня получения уведомления от 24.01.2020 № 18-0225/190, служба не предоставила указанные в уведомлении документы, в связи с чем операции по расходованию средств на лицевом счете службы приостановлены с 12.02.2020 и службе вручено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 12.02.2020 № 18-02-32/348.

На основании пункта 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных                          обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа                                 с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

Суды указали, что в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации 19.02.2020 служба предоставила в казначейство информацию от 18.02.2020 № 23915/20/122090 об источнике образования                       задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации                                Российской Федерации текущего финансового года, и копию запроса-требования                                от 18.02.2020 № 23915/20/12198-МН, направленного службой в адрес распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого он находится – ФССП России,                          на выделение соответствующих лимитов бюджетных обязательств, в связи с их отсутствием, а также с указанием даты поступления исполнительных документов в орган Федерального казначейства.

Операции по расходованию средств на лицевом счете должника автоматически возобновлены с 19.02.2020 в связи с устранением нарушений должником.

Лимиты бюджетных обязательств выделены и отражены на лицевом счете                      службы 06.05.2020 в 16 часов 53 минуты.

Согласно пункту 6 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.

В силу пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации                                 при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе                              Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов                                      по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении                     в Российской Федерации нерабочих дней» (далее – Указ № 206), от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239), от 28.04.2020 № 294 «О продлении                   действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой                        коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 294), от 11.05.2020 № 316                          «Об определении порядка продления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации                              в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее –                          Указ № 316) нерабочими днями установлены дни с 30.03.2020 по 30.04.2020 и                                               с 06.05.2020 по 08.05.2020.

При этом, 01.05.2020 являлся нерабочим праздничным днем, как и 09.05.2020. Нерабочий праздничный день 9 мая в 2020 году совпал с выходным днем (суббота),                                 в связи с чем, в силу части 2 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации указанный день перенесен на следующий после праздничного рабочий день – 11 мая.                       В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019                         «О переносе выходных дней в 2020 году» перенесены выходные: с субботы 4 января                             на понедельник 4 мая, с воскресенья 5 января на вторник 5 мая.

В письме Федерального казначейства от 01.04.2020 № 07-04-05/09-6794                      разъяснено, что в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса                                         Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день,                         днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.                                 При исчислении сроков в отношении всех должников по исполнительным документам территориальные органы Федерального казначейства должны считать нерабочими                       днями 30.03.2020 – 03.04.2020, а также руководствоваться статьей 193                                  Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из письма Федерального казначейства от 30.04.2020 № 07-04-05/09-8939                          следует, что должниками по исполнительным документам, поступающим в органы Федерального казначейства, являются разные типы учреждений, режим работы           которых в соответствии с Указом № 239 зависит от их деятельности.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с                            применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020                           (далее – Обзор № 1), Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что в ряде случаев в дни объявленными нерабочими, препятствие к исполнению обязательств                       могут отсутствовать, а в ряде случаев такое исполнение полностью невозможно. Принимая это во внимание, с учетом положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник представляет в орган Федерального казначейства документы, предусмотренные главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации,                    в первый рабочий день, если такой срок для него наступил. При непредставлении документов операции на лицевом счете должника приостанавливаются. При этом если в период установленных нерабочих дней должник представит платежный документ                            для исполнения требований исполнительного документа, оснований для отказа его                           оплаты у органа Федерального казначейства не имеется. При наступлении срока приостановления операций на лицевом счете должника (в том числе и нарушении трехмесячного срока исполнения исполнительного документа), в период установленных нерабочих дней, операции на лицевом счете должника приостанавливаются                                             в первый рабочий день.

Согласно письму Федерального казначейства от 13.05.2020 № 07-004-05/09-9380 организация исполнения исполнительных документов с 12.05.2020 осуществляется                              в сроки, установленные главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и                        частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Вместе с тем, как следует из Обзора № 1, нерабочие дни, объявленные                                  Указом № 206 и Указом № 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19),                                     и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию Гражданским кодексом Российской Федерации, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111 и 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения                         гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов                        Президента Российской Федерации. Установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких, как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности).

Указами № 206, № 239, № 294 постановлено Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих в дни, объявленными нерабочими, функционирование этих органов.

Кроме того, в письме Федерального казначейства от 01.04.2020 № 07-04-05/09-6794 дополнительно обращено внимание на то, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют регистрацию и проведение правовой экспертизы исполнительных документов в установленные сроки, исходя из того, что указанные                            дни для них являются рабочими.

В письме Федерального казначейства от 09.04.2020 № 07-04-05/09-7361 указано, что территориальные органы Федерального казначейства осуществляют регистрацию, проведение правовой экспертизы, направление уведомлений о поступлении, уточнении реквизитов счета взыскателя, возврате, возобновлении операций и исполнении, в установленные сроки, исходя из того, что указанные дни для них являются рабочими.

При новом рассмотрении дела суды установили, что в период с 06.05.2020  по 08.05.2020 казначейство и специалист работали в обычном режиме; согласно                                пояснениям представителей казначейства, дни с 06.05.2020  по 08.05.2020 являлись                           для сотрудников казначейства рабочими, деятельность управления осуществлялась                             в обычном режиме.  Аналогичная позиция высказана и специалистом, которая также пояснила суду, что дни с 06.05.2020  по 08.05.2020 являлись для нее рабочими днями,                              а в ее должностные обязанности входило своевременное исполнение требований исполнительных листов, соблюдение сроков по их исполнению.

В соответствии с пунктом 7 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник обязан представить в орган Федерального казначейства распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного                            документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 242.3 Кодекса.

Суды установили, что 07.05.2020 служба предоставила заявку на кассовый                            расход от 07.05.2020 № 00ГУ-001741 на оплату требований и/л № 026040936.

Суды отметили, что согласно пояснениям казначейства заявка на кассовый                        расход от 07.05.2020 № 00ГУ-001741 на оплату требований по и/л № 02604093                             поступила 07.05.2020 в 16 часов 53 минуты, однако поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства поступления данной заявки именно в 16 часов 53 минуты,                       а не ранее, суды  отклонили это утверждение как документально не обоснованное.

В соответствии с абзацем 2 пункта 8.5 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами                             Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Казначейства России от 10.10.2008 № 8н, действующего в период спорных правоотношений (далее – Порядок № 8н), прием платежных документов от получателей средств (администраторов источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и расчетных документов от финансовых органов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на бумажном носителе для их исполнения в течение текущего рабочего дня производится в день их поступления в Федеральное                         казначейство (орган Федерального казначейства) до 13 часов 00 минут местного времени.

Согласно абзацу 3 пункта 8.5 Порядка № 8н прием заявок от получателей                     средств (администраторов источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и расчетных документов от финансовых органов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в электронном виде для их исполнения в течение текущего рабочего дня производится в день их поступления в Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства)                                          до 16 часов 00 минут местного времени.

В соответствии с абзацем 8 пункта 8.5 Порядка № 8н документы, поступившие                             в Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства) по истечении                            времени, указанного в пункте 8.5 Порядка № 8н, исполняются в течение следующего рабочего дня. Документ действителен для представления в орган Федерального казначейства в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.

Суды верно исходили из того, что в силу абзаца 8 пункта 8.5 Порядка № 8н документ, поступивший 07.05.2020 позднее 13 часов 00 минут, надлежало исполнить не в день его поступления – 07.05.2020, а в течение следующего рабочего дня, то есть 08.05.2020.

При этом при исчислении сроков в отношении всех должников по исполнительным документам территориальные органы Федерального казначейства должны руководствоваться статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суды указали, что и/л № 026040936 от общества поступил на исполнение в  казначейство 22.01.2020.

Учитывая, что трехмесячный срок для исполнения требований и/л № 026040936 истек 22.04.2020, а заявка на кассовый расход службы поступила в казначейство 07.05.2020, суды сделали обоснованный вывод о том, что вне зависимости от даты регистрации заявки в программе (08.05.2020 № ЗКР1800/20-7350),                                         консолидированную заявку на перечисление средств надлежало обработать и денежные средства перечислить не позднее 08.05.2020.

Суды также указали, что специалистдокументально не обосновал, почему                           заявка на расход, поступившая 07.05.2020, как указывает казначейство                                                      в 16 часов 53 минуты, даже с учетом ее регистрации в программе 08.05.2020,                                         включена в консолидированную заявку и направлена в подразделение казначейства – Межрегиональное операционное УФК лишь в 14 часов 14 минут, то есть во второй половине  рабочего  дня.

Суды отметили, что казначейство и специалист не обосновали составление расчетного документа и перечисление денежных средств лишь 12.05.2020 с учетом                      того, что консолидированная заявка в Межрегиональное операционное УФК поступила 08.05.2020 в 14 часов 16 минут, то есть задолго до окончания рабочего дня 08.05.2020,                     при этом нарушений составления консолидированной заявки не выявлено.

При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что казначейство и специалист допустили незаконное бездействие, выразившееся в несвоевременном перечислении на расчетный счет общества денежных средств по                                      и/л № 026040936, и обоснованно отклонили доводы об исполнении всех требований действующего законодательства и перечисление денежных средств обществу в установленные  сроки.

Довод казначейства и специалиста о том, что последний не осуществляет организационно-распорядительные функции в казначействе, однако это обстоятельство                              не оценено судами при новом рассмотрении дела, подлежит отклонению как                                                     не влияющий на правильность выводов суда о незаконности бездействия указанных                         лиц, выразившегося в несвоевременном перечислении на расчетный счет общества денежных средств  по  и/л № 026040936.

Таким образом, основания для удовлетворения кассационной жалобы                        казначейства  отсутствуют.

Производство по кассационной жалобе Федерального казначейства подлежит прекращению по следующим основаниям.

В силу статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный                                  суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Кодексом. Такие лица пользуются                       правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального                          кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции» (далее – постановление № 13), право на обжалование судебных актов                         имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся                          лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица,                          не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в случае, если он принят                          об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для                    реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.

В случае, когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемыми судебными актами непосредственно затрагиваются права и обязанности заявителя.                      Только установив это, суд решает вопросы об отмене обжалуемого судебного акта и о привлечении заявителя к участию в деле (пункт 3 постановления № 13).

Для возникновения у лиц, не привлеченных к участию в деле, права на обжалование судебных актов необходимо, чтобы судебные акты были приняты непосредственно о правах и обязанностях таких лиц. При этом судебный акт может                          быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо. Применительно к положениям статьи 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                           доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов представляют лица, названные в статье 42 Кодекса.

С учетом изложенного, для возникновения права на обжалование судебных                              актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц. Наличие у лица заинтересованности в исходе дела не свидетельствует о наличии предусмотренных указанной нормой                   оснований для обжалования судебных актов арбитражного суда по делам, в которых                       такое лицо участия не принимало.

Предметом разбирательства по данному делу является спор между обществом                          и казначейством, вытекающий из публичных правоотношений и связанный с реализацией  казначейством его полномочий в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации;                       в рамках настоящего дела проверяется законность действий (бездействия) казначейства и его специалиста  по перечислению на расчетный счет общества денежных средств по и/л № 026040936. Ссылка судов на письма Федерального казначейства, которыми регламентирована работа его подразделений в субъектах Российской Федерации,                                     в том числе,  в период новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не свидетельствует                    о том, что обжалуемые судебные акты по настоящему делу приняты о правах и обязанностях Федерального казначейства.  

Из судебных актов не усматривается, что они приняты о правах и                            обязанностях   Федерального казначейства, создают препятствия для реализации его  субъективного права или надлежащего исполнения обязательств по отношению                                          к одной из сторон спора. Доказательства обратного в материалы  дела не представлены.

Подача кассационной жалобы лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в кассационном порядке, является основанием для возвращения жалобы                   ее подателю в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку наличие такого основания установлено после принятия жалобы  Федерального казначейства на решение суда                                 от 17.09.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.12.2021 по настоящему делу к производству суда кассационной  инстанции, производство                                     по ней подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса.

Руководствуясь статьями 150, 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2021                                                                  и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021                                 по делу № А32-31529/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу                                             Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю – без  удовлетворения.

            Прекратить производство по кассационной жалобе Федерального казначейства                        на решение Арбитражного суда Краснодарского края  от 17.09.2021                                                         и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда   от  01.12.2021                                        по  делу  № А32-31529/2020.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                   Т.Н. Драбо

Судьи                                                                                                                 Л.Н. Воловик

                                                                                                                            А.Н. Герасименко