020/2023-43264(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар Дело № А32-33749/2022 15 августа 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 года Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2023 года
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя – администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 22.12.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия – межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>) – Кеда И.И. (доверенность от 06.04.2023), рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023 по делу № А32-33749/2022, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее – администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – территориальное управление, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просила:
– признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в непринятии решения по заявлениям администрации от 29.12.2021 № 3145/01, от 18.03.2022 № 486/07 о безвозмездной передаче земельного участка площадью 35 915 кв. м с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Калинина, с видом
разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования, из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар, как не соответствующее пункту 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс);
– обязать территориальное управление устранить нарушение законных прав и интересов администрации: не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу решения принять и направить администрации решение о безвозмездной передаче земельного участка площадью 35 915 кв. м с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Калинина, с видом разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования, из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
Требования основаны на положениях главы V.5 Земельного кодекса и нормах главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Заявление мотивировано незаконным длительным непринятием территориальным управлением решения по вопросу о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Краснодар земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642. Администрацией в установленном законом порядке направлены все необходимые документы, однако до настоящего времени решение по данному вопросу уполномоченным органом не принято.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2023, требования администрации удовлетворены.
Суды установили, что на земельный участок площадью 35 915 кв. м с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Калинина, с видом разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования, зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Администрацией проводится работа, направленная на безвозмездную передачу из федеральной собственности данного участка в собственность муниципального образования город Краснодар с целью реализации объекта «строительство автомобильной дороги местного значения по ул. им. Думенко от ул. им. 70-летия Октября до ул. им. Калинина в г. Краснодаре». На основании постановления от 07.03.2018 № 849 администрацией выполнены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:46, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:43:0000000:144, и выделен земельный
участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, необходимый для автомобильной дороги. В отношении части земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:46 издано постановление администрации от 07.03.2018 № 849 «Об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара». На основании положений статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса администрацией направлено территориальному управлению ходатайство от 29.12.2021 № 3145/01 о передаче из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 в собственность муниципального образования город Краснодар. В связи с отсутствием ответа на обращение, администрацией направлено территориальному управлению обращение от 18.03.2022 № 486/07 с просьбой сообщить о ходе рассмотрения вопроса о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 в муниципальную собственность. Также администрацией руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – Федеральное агентство) направлено обращение от 28.03.2022 № 655/01 об оказании содействия в передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 в собственность муниципального образования город Краснодар. Ссылаясь на длительное незаконное бездействие уполномоченного органа по вопросу о передаче указанного участка, нарушающего права (интересы) муниципального образования город Краснодар, администрация оспорила его в судебном порядке. Суды при разрешении спора исходили из следующего. Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования город Краснодар» утвержден Генеральный план муниципального образования город Краснодар (далее – Генеральный план). Земельный участок площадью 35 915 кв. м с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 расположен в границах муниципального образования город Краснодар. В соответствии с Генеральным планом данный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры, частично в зоне застройки многоэтажными домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный), в границах объекта местного значения – магистральной улицы районного значения, планируемой к реконструкции (ул. Генерала Шифрина). Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 (в редакции от 22.07.2021 № 17 п. 19; далее – Правила землепользования и застройки), указанный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры. По сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (далее – ГИСОГД) рассматриваемый
участок расположен в границах территории, на которую постановлением администрации от 18.08.2016 № 3663 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) линейного объекта (автомобильной дороги) по улице им. Думенко от улицы 70-летия Октября до улицы им. Калинина в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. В составе данной документации установлены границы элемента планировочной структуры и утверждены красные линии, сведения о которых внесены в ГИСОГД в установленном порядке. Местоположение утвержденных красных линий установлено по границе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, не пересекая его. Испрашиваемый земельный участок обладает признаками территории общего пользования. Территориальным управлением не представлено доказательств того, что передача из федеральной собственности данного земельного участка в собственность муниципального образования город Краснодар невозможна по основаниям, приведенным в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса. Материалы дела подтверждают, что на обращения администрации о передаче земельного участка в муниципальную собственность решение территориального управления о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо решение об отказе в безвозмездной передаче такого земельного участка, заявителю не поступали. По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН; выписка от 16.05.2022 № КУВИ-001/2022-73429303) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования; в ЕГРН зарегистрировано 07.06.2019 право собственности Российской Федерации. В отношении земельного участка зарегистрировано ограничение прав в виде решения об изъятии в пользу муниципального образования город Краснодар на основании постановления администрации от 07.03.2018 № 849 (дата регистрации в ЕГРН 18.07.2018). В соответствии с данной выпиской из ЕГРН в границах земельного участка расположены объекты с кадастровыми номерами 23:43:0000000:16864, 23:43:0000000:16872, 23:43:0138003:8480, 23:43:0000000:21635, 23:43:0000000:24332. По сведениям публичной реестровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, объект с кадастровым номером 23:43:0000000:16864 представляет собой сеть канализации, находящуюся в частной собственности. Объект с кадастровым номером 23:43:0000000:16872 представляет собой сети водоснабжения, находящиеся в частной собственности. Объект с кадастровым номером 23:43:0138003:8480 представляет собой сети водоснабжения, находящиеся в частной собственности. Объект с кадастровым номером 23:43:0000000:21635 представляет
собой дождевую канализацию, находящуюся в собственности публично-правового образования. Объект с кадастровым номером 23:43:0000000:24332 представляет собой сеть ливневой канализации. Исходя из назначения линейных подземных объектов и информации об их принадлежности, суд пришел к выводу о том, что какие-либо объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют. Из материалов дела также следует, что участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 не застроен, он фактически представляет собой проезжую часть, а также идущую вдоль проезжей части грунтовую дорогу с автостоянкой и зелеными насаждениями, которые простираются вдоль комплекса многоквартирных жилых домов. Исходя из установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности требования администрации о признании незаконным бездействия территориального управления по вопросу о принятии решения по заявлениям администрации о безвозмездной передаче из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 в собственность муниципального образования город Краснодар. В целях устранения нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на уполномоченный орган обязанность в установленном законом порядке принять решение о безвозмездной передаче в муниципальную собственность указанного земельного участка.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Судом апелляционной инстанции не исследованы и оценены доводы территориального управления, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе, поступившей 20.05.2023 через систему «Мой арбитр». Поведение администрации является недобросовестным, от суда сокрыты факты получения ответов, направленных управления в адрес органа местного самоуправления, которым оценка судом при разрешении спора не дана. На рассмотрение в территориальное управление из администрации поступило обращение 18.03.2022 (исх. № 486/07) о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар. Данное обращение направлено в предусмотренном порядке для рассмотрения по подведомственности в Федеральное агентство, которое 01.09.2022 (ошибочно в жалобе указано – 01.09.2023) направило в администрацию ответ (исх. № 10/39411). В соответствии с пунктом 13 статьи 56.6
Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд действует в течение трех лет со дня его принятия. С учетом того, что срок указанного решения об изъятии земель (18.07.2018) на момент обращений администрации (29.12.2021 и 18.03.2022) с заявлением в территориальное управление истек, передачу участка возможно рассмотреть в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее – Закон № 122-ФЗ). Федеральным агентством указано на необходимость направления в территориальное управление заявления о передаче из федеральной собственности земельного участка в муниципальную собственность в порядке, установленном статьей 154 Закона № 122-ФЗ с приложением документов, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации». Федеральным агентством в направленном ответе обращено также внимание на данные публичной кадастровой карты, а также выписку из ЕГРН, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:46 пересекает границы испрашиваемого участка. При этом спорный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:144, являющегося единым землепользованием, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:46. В этой связи Федеральное агентство указало, что при постановке на кадастровый учет в результате образования спорного участка в сведения ЕГРН не были внесены изменения об исходном земельном участке. Кроме того, территориальным управлением 14.12.2022 исх. № 2305/27225 сообщено администрации, что Федеральным агентством органу местного самоуправления дан мотивированный ответ. Таким образом, требования администрации о незаконном бездействии территориального управления не обоснованы. Также испрашиваемый земельный участок из фактического владения Российской Федерации не
выбывал. Судами при разрешении спора не дана оценка законности издания администрацией постановления от 07.03.2018 № 849, которым в нарушение установленной процедуры изъят федеральный участок для муниципальных нужд. Указанным незаконным актом осуществлен обход процедуры предоставления земельного участка в порядке статьи 154 Закона № 122-ФЗ, статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако указанные обстоятельства судами не исследованы. Кроме того, в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллина М.Ш. от 05.10.2022 № МХ-П13-16770 передача федерального имущества на иной уровень публичной собственности возможна после разработки и утверждения Правительством Российской Федерации порядка, предусматривающего решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность региона либо муниципального образования. Таким образом, вопрос передачи испрашиваемого участка будет возможен лишь после принятия Правительством Российской Федерации соответствующего подзаконного акта. Суды также не вправе подменять функции уполномоченного органа, в ведении которого находится принятие решения о распоряжении земельным участком. Вместе с тем, судебные акты подменяют функции уполномоченного органа и обязывают принять территориальное управление незаконное решение, о чем дополнительно проинформирована администрация (письмо от 29.03.2023 исх. № 23-05/6831). Обязав территориальное управление принять решение о предоставлении земельного участка, арбитражный суд нарушил принцип разделения властей, подменив орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение государственной собственностью.
Администрация в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Право заявителя на безвозмездное предоставление земельного участка основано на законе (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса). Необходимость такой передачи следует из материалов дела, подтверждающих, что участок площадью 35 915 кв. м с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 расположен в границах муниципального образования город Краснодар. В соответствии с Генеральным планом данный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры, частично в зоне застройки многоэтажными домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный), в границах объекта местного значения – магистральной улицы районного значения, планируемой к реконструкции (ул. Генерала ФИО3). Согласно Правилам землепользования и застройки указанный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры. По сведениям ГИСОГД
рассматриваемый участок расположен в границах территории, на которую постановлением администрации от 18.08.2016 № 3663 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) линейного объекта (автомобильной дороги) по улице им. Думенко от улицы 70-летия Октября до улицы им. Калинина в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. В составе данной документации установлены границы элемента планировочной структуры и утверждены красные линии, сведения о которых внесены в ГИСОГД в установленном порядке. Местоположение утвержденных красных линий установлено по границе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, не пересекая его. Довод уполномоченного органа об отсутствии с его стороны незаконного бездействия противоречит фактическим обстоятельствам, подтверждающим, что решение о передаче земельного участка до настоящего времени не принято. Границы данного участка не пересекаются с границами иных земельных участков, о чем свидетельствуют материалы дела. На территории Краснодарского края уполномоченным органом по распоряжению федеральными земельными участками является территориальное управление. Реализация программ развития инфраструктуры муниципального образования город Краснодар, решения социальных, хозяйственных и иных вопросов местного значения е может ставиться в зависимость от отсутствия надлежащей организации внутренней работы Федерального агентства и его территориальных органов. Письма, на которые уполномоченный орган ссылался в дополнении к апелляционной жалобе, администрации не направлялись.
Представитель территориального управления в судебном заседании поддерживал доводы жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела и доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на земельный участок площадью 35 915 кв. м с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Калинина, с видом разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования, зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Данный земельный участок расположен в границах муниципального образования город Краснодар.
Администрацией проводится работа, направленная на безвозмездную передачу из федеральной собственности данного участка в собственность муниципального образования город Краснодар с целью реализации объекта «строительство автомобильной дороги местного значения по ул. им. Думенко от ул. им. 70-летия Октября до ул. им. Калинина в г. Краснодаре». На основании постановления от 07.03.2018 № 849 администрацией выполнены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:46, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:43:0000000:144, и выделен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, необходимый для автомобильной дороги. В отношении части земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:46 издано постановление администрации от 07.03.2018 № 849 «Об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара».
В соответствии с Генеральным планом данный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры, частично в зоне застройки многоэтажными домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный), в границах объекта местного значения – магистральной улицы районного значения, планируемой к реконструкции (ул. Генерала ФИО3). Согласно Правилам землепользования и застройки указанный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры. По сведениям ГИСОГД рассматриваемый участок расположен в границах территории, на которую постановлением администрации от 18.08.2016 № 3663 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) линейного объекта (автомобильной дороги) по улице им. Думенко от улицы 70-летия Октября до улицы им. Калинина в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. В составе данной документации установлены границы элемента планировочной структуры и утверждены красные линии, сведения о которых внесены в ГИСОГД в установленном порядке. Местоположение утвержденных красных линий установлено по границе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, не пересекая его.
На основании положений статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса администрацией направлено территориальному управлению ходатайство от 29.12.2021 № 3145/01 о передаче из федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 в собственность муниципального образования город Краснодар. В связи с отсутствием ответа на обращение, администрацией направлено территориальному управлению обращение от 18.03.2022 № 486/07 с просьбой сообщить о ходе рассмотрения вопроса о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 в
муниципальную собственность. Также администрацией руководителю Федерального агентства направлено обращение от 28.03.2022 № 655/01 об оказании содействия в передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 в собственность муниципального образования город Краснодар.
Ссылаясь на длительное незаконное бездействие уполномоченного органа по вопросу о передаче указанного участка, нарушающего права (интересы) муниципального образования город Краснодар, администрация оспорила его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса (действует с 01.03.2015).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 указанной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей: 1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества; 2) земельные
участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; 3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд; 4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории; 5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации; 6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства, принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных названным Федеральным законом, или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных данным Федеральным законом; 8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства, и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 названного Федерального закона, если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 данного Федерального закона; 9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных
государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий; 10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»; 12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы; 13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации; 14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 39.30 Земельного кодекса).
Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка, в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31 Земельного кодекса).
В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в ЕГРН. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (пункты 2, 4 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в
муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса).
Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований: 1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса; 2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; 3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 – 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 7 статьи 39.31 Земельного кодекса).
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, суд первой инстанции установил, что порядок обращения с заявлением о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 администрацией соблюден. Имеет место длительное незаконное бездействие территориального управления по вопросу о принятии решения о передаче этого земельного участка в муниципальную собственность, либо об отказе в его передаче. При этом обстоятельства, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.30 и пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса в качестве оснований для принятия решения об отказе в безвозмездной передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность, не
установлены. В отсутствие законных оснований для принятия решения об отказе в безвозмездной передаче из федеральной собственности земельного участка в собственность муниципального образования город Краснодар, судебные инстанции признали заявление администрации обоснованным, обязав уполномоченный орган принять соответствующее решение в порядке, установленном законом.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы территориального управления об отсутствии незаконного бездействия по заявлениям администрации, а также об отсутствии оснований для безвозмездной передачи в собственность муниципального образования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, подлежат отклонению судом округа. Заявление в арбитражный суд подано администрацией в июле 2022 года. Материалами дела подтверждено, что решение по вопросу о передаче в муниципальную собственность спорного участка (отказе в его передаче) уполномоченным органом не принималось. Переписка, на которую территориальное управление ссылается в кассационной жалобе, решением, принятым уполномоченным органом в соответствии с положениями статьи 39.31 Земельного кодекса, не является. Кроме того, ответы Федерального агентства и территориального управления, на которые ссылается в жалобе ее податель, датированы сентябрем 2022 года и мартом 2023 года (соответственно). Поэтому судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о длительном незаконном бездействии уполномоченного органа по вопросу о безвозмездной передаче земельного участка земельного участка.
Доводы территориального управления об истечении срока действия постановления администрации от 07.03.2018 № 849, что влечет разрешение вопроса о передаче испрашиваемого участка по правилам Закона № 122-ФЗ, который пересекает границу участка с кадастровым номером 23:43:0138003:46, несостоятельны и опровергаются материалами дела, не подтверждающими факт пересечения границ участков. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 расположен в границах муниципального образования город Краснодар. Основания для отказа в его безвозмездной передаче, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.30 и пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса, судками при разрешении спора не установлены. Следовательно, эти доводы территориального управления не могут влечь отказ в удовлетворении требований администрации.
Иные доводы жалобы (изъятие земельного участка не основано на законе, вопрос передачи испрашиваемого участка будет возможен лишь после принятия Правительством Российской Федерации соответствующего подзаконного акта, суд не вправе подменять функции уполномоченного органа, в ведении которого находится принятие решения о распоряжении земельным участком) также не принимаются. Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса, которая действует с 01.03.2015. Действия суда первой инстанции основаны на положениях частей 2, 5 статьи 201 Кодекса и соответствуют разъяснениям, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Судебная практика по применению положений главы V.5 Земельного кодекса также исходит из возможности возложения на уполномоченный орган обязанности по принятию решения о безвозмездной передаче федерального земельного участка в собственность муниципального образования (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2017 № 309-КГ17-18214). С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Территориальное управление освобождено от уплаты пошлины за подачу жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 и постановление Пятнадцатого арЭблиеткртраожнноаяг оп оадппеилсьл ядцейисотнвинтоеглоьн сау.да от 30.05.2023 по делу № А32-33749/2022
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Дата 28.02.2023 4:35:00
Кому выдана Мещерин Андрей Иванович
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Электронная подпись действительна.
ПредседательствДуаюннщыие йЭ П :У достоверя ющий цен тр Казнач ейство Рос сии В.Е. Епифанов Дата 19.04.2023 10:47:00
Кому выдана Епифанов Виталий Евгеньевич
Судьи В.А. Анциферов
Э лект ронная п одпись действит ельна. А.И. Мещерин
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 22.05.2023 10:16:00
Кому выдана Анциферов Виктор Александрович