ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-34297/2017 от 26.06.2018 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-34297/2017

26 июня 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2018 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя – закрытого акционерного общества «Морское агентство “Новоторик”» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 01.06.2018), заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю – ФИО2 (доверенность от 22.03.2018), третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю – ФИО3 (доверенность от 15.06.2017), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2017 (судья Решетников Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018
(судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу № А32-34297/2017, установил следующее.

АО «Морское агентство “Новоторик”» (далее – общество) обратилось
в арбитражный суд с заявлением о признании решения Межрайонной ИФНС № 16
по Краснодарскому краю (далее – инспекция) об отказе в государственной регистрации
от 30.05.2017 № 1501319А неправомерным (недействительным) и не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о признании незаконными действий инспекции; о возложении обязанности на инспекцию в порядке
и в сроки, предусмотренные действующим законодательством, устранить нарушения прав и законных интересов общества, в том числе возложить обязанность на инспекцию зарегистрировать внесенные изменения в сведения о юридическом лице – АО «Морское агентство “Новоторик”», содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений
в учредительные документы; о взыскании с инспекции 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решением от 14.12.2017, оставленным без изменения постановлением
от 12.03.2018, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе инспекция просит обжалуемые судебные акты отменить,
в удовлетворении заявленных требований – отказать. По мнению заявителя, суды не учли довод о том, что
никаких исключений по числу участников законом не установлено,
т.е. и акционерные общества, состоящие из одного участника (акционера), должны нотариально удостоверять решения (статья 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее – Гражданский кодекс).
Из представленного обществом
на государственную регистрацию комплекта документов не возможно установить достоверные сведения о количестве акционеров, что в свою очередь также свидетельствует об обоснованности позиции при принятии решения от 24.03.2017
№ 7511069А об отказе в государственной регистрации. Наличие удостоверительной надписи на представленном решении является подтверждением достоверности сведений, включаемых (вносимых) в ЕГРЮЛ.

В отзывах на жалобу управление поддержало ее доводы, общество просило оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители инспекции и управления настаивали на доводах жалоб, представитель общества просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела видно и суды установили, чтообщество зарегистрировано
в качестве юридического лица 10.09.1997 администрацией города Геленджик. При перерегистрации от 28.08.2002 обществу присвоен ОГРН <***>.

Согласно пункту 2.6 устава общества и списку лиц, осуществляющих права по ценным бумагам по состоянию на 20.04.2017, единственным акционером общества является ЗАО «Лукойл-Черноморье». Таким образом, общество является дочерним по отношению к ЗАО «Лукойл-Черноморье».

Решением ЗАО «Лукойл-Черноморье» от 18.05.2017, как единственного акционера общества, утверждены изменения в устав общества.

Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 23.05.2017 № 1501319А
о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме № Р13001, указав на необходимость государственной регистрации изменений в уставе общества, утвержденных решением ЗАО «Лукойл-Черноморье» от 18.05.2017 как единственного акционера общества.

К заявлению общество приложило изменения к его уставу, решение о внесении изменений в устав общества, документ об уплате государственной пошлины
и доверенность представителя.

Решением инспекции от 30.05.2017 № 1501319А в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, отказано на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон
№ 129-ФЗ) в связи с непредставлением всех документов, необходимых для государственной регистрации соответствующих изменений.

Решение инспекции мотивировано несоблюдением заявителем требований статьи 67.1 Гражданского кодекса, согласно которому решения общего собрания акционерного общества и состав акционеров, принявших решение, в зависимости от его статуса (публичное или непубличное общество) должно быть удостоверено нотариусом или реестродержателем, выполняющим функции счетной комиссии общества.
В представленном на государственную регистрацию решении единственного акционера отсутствует соответствующая удостоверительная надпись, что влечет за собой ничтожность решения.

Общество обжаловало решение инспекции от 30.05.2017 № 1501319А
в вышестоящий налоговый орган – в управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю.

По итогам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 29.06.2017
№ 22-12-932 об оставлении жалобы заявителя без удовлетворения. Решение управления мотивировано отсутствием в статье 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ
«Об акционерных обществах» (далее –
Закон об акционерных обществах) исключений
в применении правил удостоверения принятия решений в хозяйственных обществах, установленных статьей 67.1 Гражданского кодекса.

Полагая, что отказ в государственной регистрации изменений в сведения
о юридическом лице не соответствует статье 47 Закона «Об акционерных обществах»
и статье 23 Закона № 129 – ФЗ, общество обратилось в арбитражный суд
с соответствующим заявлением.

При рассмотрении спора суды правомерно руководствовались следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права
и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).

Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 6 совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований
о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Кодекса).

Согласно статье 1 Закона № 129-ФЗ законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса, названного Закона и издаваемых
в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регламентируется главой 6 Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица,
в регистрирующий орган представляются, в том числе:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов (подпункт «а»; пункт 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ).

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что для государственной регистрации изменений в уставе общество представило в инспекцию полный пакет документов.

Отказ в регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, обоснован регистрирующим органом необходимостью удостоверения решения единственного акционера лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении непубличного акционерного общества путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества
и выполняющим функции счетной комиссии.

Согласно пункту 6 статьи 98 Гражданского кодекса акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц.

В силу пункта 3 статьи 47 Закона об акционерных обществах в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, руководствуясь Гражданским кодексом, Законом об акционерных обществах и Законом № 129-ФЗ, с учетом того, что единственным акционером общества является АО «Лукойл-Черноморье», о чем свидетельствует устав общества, решением которого от 18.05.2017 утверждены изменения в устав общества,суды пришли к верному выводу о том, что с учетом соблюдения обществом требований по представлению полного пакета документов для регистрации изменений в учредительных документах, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых
в учредительные документы юридического лица и правомерно удовлетворили заявленные требования в части.

При этом суды учли, что принятие решения по вопросам, отнесенным
к компетенции общего собрания, в хозяйственных обществах, состоящих из одного участника (акционера), осуществляется не в форме и по процедуре общего собрания,
а в форме единоличного решения. Исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса следует, что данная норма определяет порядок подтверждения принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников (акционеров) общества, присутствующих при его принятии. Нотариус или лицо, осуществляющее ведение реестра акционеров такого общества, присутствующее на общем собрании хозяйственного общества, должно подтвердить наличие одновременно двух обстоятельств: количество присутствующих
на собрании участников (акционеров) и принятие этим же количеством участников (акционеров) решения. Следовательно, в хозяйственном обществе, состоящем из одного участника (акционера), отсутствуют юридически значимые обстоятельства, которые должны подтверждаться специальным способом удостоверения решения общего собрания участников (акционеров) хозяйственного общества согласно пункту 3 статьи
67.1 Гражданского кодекса.

Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали
и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.

Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным
в кассационной жалобе доводам отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 по делу
№ А32-34297/2017оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                       Е.В. Артамкина  

Судьи                                                                                                                     В.В. Аваряскин  

                                                                                                                    Е.В. Улько