ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-3504/07 от 18.04.2006 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                                        Дело №А-32-3504/2007-26/69-6АП

4 мая 2007г.

Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2006 года. Постановление в полном объеме изготовлено 4 мая 2007 года.

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе председательствующего судьи Дубина Л.И.,

судей Капункина Ю.Б. и Аваряскина В.В.,

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Дубина Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Тандер», г.Краснодар,

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2007 по делу №А-32-3504/2007-26/69-6АП (судья Ветер И.В.)

по заявлению ИФНС РФ № 2 по г.Краснодару, г.Краснодар,

к ЗАО «Тандер», г.Краснодар,

о привлечении к административной ответственности,

при участии ФИО1 – представителя ИФНС РФ № 2 по г.Краснодару по доверенности от 22.02.2007, ФИО2 – представителя ЗАО «Тандер» по доверенности от 07.02.2007,

установил:

           ИФНС РФ №  2 по  г.  Краснодару (далее налоговая  инспекция) обратилась в арбитражный   суд с  заявлением о  привлечении ЗАО «Тандер» к  административной  ответственности по ч.2 ст.14.16 Кодекса РФ об  административных  правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2007 по делу №А-32-3504/2007-26/69-6АП ЗАО «Тандер» привлечено к административной  ответственности по  ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ  в виде  административного штрафа  в  размере  40 000 руб.  без  конфискации  предметов  административного  правонарушения.

ЗАО «Тандер», не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что по результатам проверки составлено два протокола об административном правонарушении – в отношении ЗАО «Тандер» и в отношении директора ЗАО «Тандер», в адрес ЗАО «Тандер» налоговой инспекцией направлена одна повестка, для составления какого именно протокола вызывался законный представитель юридического лица установить невозможно. Кроме того, заявитель указывает на нарушение судом пятнадцатидневного срока, в течение которого должно быть рассмотрено дело о привлечении к административной ответственности.

Налоговая инспекция в отзыве указывает на необоснованность доводов заявителя и просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

На основании поручения № 07/11 от 18 января 2007г. ИФНС РФ № 2 по г.Краснодару проведена проверка принадлежащего ЗАО «Тандер» магазина «Магнит», расположенного по адресу: <...>, по вопросам соблюдения  правил  реализации  алкогольной  продукции.

           В ходе проверки установлено,  что общество осуществляет  реализацию алкогольной продукции -  коньяк  КВ  «Изербаш»  емкостью  0,7  л.,  акцизная  марка   № 001 400038897,   дата  розлива 18.11.2006  г. стоимостью 669  руб.  за бутылку  без  надлежаще оформленных товаро-транспортных   документов,  а  именно в части 1  раздела «б»   справки  к товаро-транспортной накладной на алкогольную продукцию отсутствует подпись уполномоченного должностного лица и печать организации-покупателя,  что является нарушением п. 5 заполнения Правил заполнения справки к     товаротранспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и  спиртосодержащую    продукцию, утвержденных Постановлением Правительства  РФ № 864 от 31.12.2005г.  

По данному факту возбуждены дела об административном правонарушении, составлены протоколы об административном  правонарушении в отношении директора ЗАО «Тандер» ФИО3 №001163/52 от 07.02.2007 (л.д.70) и в отношении ЗАО «Тандер» № 001276/51 от 7  февраля 2007 г.  (л.д. 9).

           О времени и месте составления протоколов об административном правонарушении законный представитель ЗАО «Тандер» - директор общества  ФИО3 извещен  надлежащим образом, однако в назначенное  время в налоговую инспекцию  для  составления  протокола   не  прибыл.

           В  качестве   доказательства  надлежащего извещения ЗАО «Тандер» о  времени и месте составления протокола от 7 февраля 2007  г. налоговой  инспекцией  предоставлена   повестка  от    30  января   2007 г. № 1 (л.д.  15). Из содержания  повестки от 30 января 2007 г. о вызове для составления протокола следует,  что генеральному  директору  ЗАО «Тандер»  было  предложено  явиться в  налоговую  инспекцию  07.02.2007г.  в 10-00 для составления протокола об административном правонарушении. Указанная  повестка 1.02.2007г. была направлена налоговой инспекцией в  адрес общества (<...>) заказным письмом с  уведомлением  № 83903 и вручена  03.02.2007 г. ответственному лицу за получение  письменной  корреспонденции - ФИО4 (по доверенности), что подтверждается ответом на запрос налоговой инспекции ФГУП «Почта  России» от 13.03.2007 г. №  23.82.10-3/458 (л.д. 85-86).  На обозрение суда налоговой инспекцией представлен журнал регистрации входящей   и   исходящей   корреспонденции  за  2007  г.,   копия которого приобщена к  материалам дела, также подтверждающий факт направления в адрес ЗАО «Тандер» данной повестки  (л.д. 95-96).

           Таким образом, законный представитель общества надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Довод ЗАО «Тандер» о том, что законный представитель не знал, для составления какого протокола он вызывается в налоговую инспекцию, не принят судом, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов общества или его законного представителя. Заблаговременно получив повестку, общество и законный представитель имели возможность получить дополнительные сведения помимо указанных в повестке, обратившись в налоговую инспекцию, однако указанных действий не произвели.  Законный представитель, проигнорировав повестку налоговой инспекции, для составления протокола в назначенное время не явился.

           Протокол № 001276/51 от 7 февраля 2007 г. составлен налоговым органом в  соответствии с требованиями   КоАП  РФ  в пределах своей  компетенции.  Довод общества о том, что налоговая инспекция была не вправе составлять  протоколы об  административных правонарушениях  по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ не принят судом во внимание по следующим основаниям.

   Из содержания п. 64 ст. 28.3. КоАП РФ следует, что составлять протоколы  дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, уполномочены должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

  В статье 23 ФЗ РФ от 22.11.1995 N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

  Оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (ст. 2 Закона).

           Согласно п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в пределах компетенции налоговых органов, следовательно имеет право на составление протоколов об  административных  правонарушениях, предусмотренных ч. 2  ст.  14.16 КоАП РФ.

Протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, и в  силу  ст. 26.2  КоАП РФ и п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. № 2 «О  некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» является  доказательством совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения,   предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при составлении протокола судом не  установлено.    

           Материалы дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд в соответствии с правилами о подведомственности.

           В соответствии со ст. 10.2. ФЗ от 22.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании    производства   и    оборота    этилового  спирта,  алкогольной    и

спиртосодержащей продукции» и п. 139 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных  Постановлением Правительства  РФ от 19.01.1998 г. № 55 оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется толькопри наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в  число  которых  входит  справка,  прилагаемая  к товарно-

транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ).

  Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без  сопроводительных документов   запрещается (п. 1  ст.  26   закона).

  При продаже товаров продавец   обязан  доводить до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих     документов:  сертификат или декларация о соответствии;  надлежащим  образом    заверенная  копия  указанного сертификата; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или  регистрационный  номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя   (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона (п. 12 Постановления Правительства  РФ  №  55  от 19.01.1998  г.   «Правила продажи отдельных видов товаров»).

  В соответствии с п.139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.02.2006 N 80), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории РФ.

Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок ее заполнения устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию"

        В соответствии с Правилами заполнения справки к товаро-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных  Постановлением  Правительства  РФ  № 864 от 31.12.2005 г. «О справке к товаро-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и  спиртосодержащую продукцию», раздел "Б" справки заполняется  продавцом и покупателем (получателем)  алкогольной  продукции при  каждой последующей  реализации и заверяется их печатями.

Из материалов дела следует, что ответчиком нарушены обязательные  требования  к оформлению справки,  прилагаемой к товаро-транспортной   накладной.

В силу   ч.2  ст. 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Справка к товарно-транспортной накладной является неотъемлемым приложением к товаротранспортным документам на алкогольную продукцию (п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55, Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию").

  Розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов означает, что продавец имеет соответствующие документы на алкогольную продукцию, но они оформлены ненадлежащим образом.

  Таким образом, ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность не только за отсутствие товаротранспортных документов, но и за их ненадлежащее оформление.

            При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел  к  обоснованному выводу, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, привлек ЗАО «Тандер» к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде минимального размера штрафа,  предусмотренного ч. 2 ст. 14.16. КоАП РФ для юридических лиц, в размере 400 МРОТ, что составляет 40000 руб. без конфискации предметов административного  правонарушения. Не применение санкции в виде конфискации обусловлено тем, что товар в ходе проверки не был изъят, протокол ареста алкогольной продукции не составлялся.

   Согласно ч.1 ст.205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.2 ст.205 АПК РФ арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.

Частью 1 ст.29.6 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В соответствии с ч.2 ст.29.6 КоАП РФ в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Как видно из материалов дела, сроки, установленные ч.2 ст.205 АПК РФ и ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела нарушены, что обусловлено ходатайством налоговой инспекции об отложении судебного разбирательства для представления дополнительных доказательств. Однако определение о продлении рассмотрения срока рассмотрения дела судом не выносилось, что не соответствует положениям ч.2 ст.205 АПК РФ и ч.2 ст.29.6 КоАП РФ.

Согласно ч.3 ст.270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

В данном случае нарушение срока рассмотрения дела об административном правонарушении не привело к принятию неправильного решения.

Судом апелляционной инстанции не установлено наличие оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, в том числе предусмотренных частью 4 статьи

270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2007 по делу №А-32-3504/2007-26/69-6АП следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 65, 71, 266, 268, 269 п.1, 271 АПК РФ,

    ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.03.2007 по делу №А-32-3504/2007-26/69-6АП оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                             Дубина Л.И.

Судьи                                                                                        Аваряскин В.В.

                                                                                                                       Капункин Ю.Б.