ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-37417/2022 от 22.11.2023 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-37417/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2023 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Зотовой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Морской залив»
(ИНН 2301061106, ОГРН 1072301000419), заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), должностного лица Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарского края Петровой Анны Михайловны, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2023
и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу
№ А32-37417/2022, установил следующее.

ООО «Морской залив» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление) и должностному лицу Анапского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарского края Петровой А.М. о признании незаконным уведомления от 07.07.2022 № КУВД-13620070/3, о признании незаконным и отмене решения апелляционной комиссии от 07.06.2022 № 23/22/Р-170, о взыскании расходов
на оплату госпошлины.

Решением суда от 05.06.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.08.2023, признано незаконным решение апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета при управлении от 07.06.2022 № 23/22/Р-170.
Признан незаконным отказ управления, выраженный в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 07.07.2022
№ КУВД- 001/2022-13620070/3 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:391. Суд возложил на управление обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества.

В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать
в удовлетворении требований. По мнению заявителя, с заявлением о государственном кадастровом обратилось ненадлежащее лицо; в составе приложения представленного акта отсутствуют документы, подтверждающие прекращение существования здания или являющиеся основанием для сноса здания; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Заявитель избрал ненадлежащий способ защиты.

В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, общественная организация «Краснодарская краевая немецкая национально-культурная автономия», ранее являвшаяся собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:391, прекратила свое существование 22.01.2018 и исключена из ЕГРЮЛ на основании статьи 29 Федерального закона
от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.12.2021 № ЮЭ965-21-314054082, полученной
в отношении ОО «ККННКА»: Способ прекращения юридического лица
ОО «Краснодарская краевая немецкая национально-культурная автономия» – «Прекращение деятельности общественного объединения в качестве юридического лица
по решению суда на основании статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях»; дата прекращения юридического лица – 22.01.2018.

Из выписок ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах
на объект недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:391 следует, что ликвидированная организация являлась собственником указанного объекта недвижимости, который не имеет точных координат местоположения.

1 апреля 2022 года общество обратилось в Филиал МФЦ г. Анапа с заявлением
о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с прилагаемыми документами в отношении объекта недвижимости – здание с кадастровым номером 23:37:1101002:391. Заявление зарегистрировано за номером MFC-0504/2022-18167-1.
При подаче заявления от 01.04.2022, обществом представлены документы: CD-диск, содержащий в себе акт обследования в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:391, подготовленный в форме электронных документов
(в виде XML-документа), заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформленные в виде файлов в формате XML, а также электронные образцы бумажных документов (в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего акт) которые были предоставлены обществом, использовались кадастровым инженером при подготовке актов обследования и отражены в разделе 4 «Перечень документов, использованных при подготовке акта»; копия акта обследования, заверенная кадастровым инженером (без приложения документов, отраженных в разделе 4 «Перечень документов, использованных при подготовке акта»); копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора ООО «Морской залив»
Карпенко А.В., а именно: свидетельство о государственной регистрации юридического лица; типовой устав от 01.08.2018 № 20; приказа о назначении от 20.01.2021 № 01/21/к; выписки из ЕГРЮЛ от 21.03.2022; паспорта Карпенко А.В.

При проведении правовой экспертизы представленных документов, государственным регистратором был сделан вывод о необходимости принятия решения
о приостановлении действий по государственному кадастровому учету от 08.04.2022
№ КУВД-001/2022-13620070/1. В обоснование принятия решения указано, что с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, обратилось ненадлежащее лицо, отсутствует связь объекта недвижимого имущества с земельным участком, собственником которого является
ООО «Морской залив».

4 мая 2022 года общество направило в адрес председателя апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета при управлении заявление об обжаловании решения
о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 08.04.2022 КУВД-001/2022-13620070/1, с приложениями.

Решением апелляционной комиссии от 07.06.2022 заявление ООО «Морской залив» об обжаловании решения о приостановлении от 08.04.2022 № КУВД-001/2022-13620070/1 отклонено в связи с тем, что для проведения государственного кадастрового учета
и государственной регистрации прекращения прав необходимо обратиться
с соответствующим заявлением правопреемникам общественной организации «Краснодарская краевая немецкая национально-культурная автономия», представив правоустанавливающие либо правоподтверждающие документы. Также комиссией указано, что в нарушение пунктов 2, 10, 12 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Росреестра от 24.05.2021 № П/0217, обществом к акту обследования не представлены документы, подтверждающие прекращение существования здания или являющиеся основанием для сноса здания.

07 июля 2022 года управление вынесло решение об отказе государственного кадастрового учета № КУВД-13620070/3.

В обоснование отказа управление указало, что с заявлением о снятии
с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, обратилось ненадлежащее лицо.

Полагая, что решения управления и апелляционной комиссии не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился
в арбитражный суд с заявлением.

Разрешая спор, суды правомерно руководствовались следующим.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1
статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
далее – Кодекс).

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений
и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений
и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права
и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих регистрации, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В силу части 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях
их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права
и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных этим Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет
и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления,
за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших
в орган регистрации прав в установленном порядке.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми
в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункты 2 и 3 части 4
статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

На основании части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами.

В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

На основании статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается
по решению государственного регистратора прав в случае, среди прочего, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1). Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2).

Согласно части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ акт обследования объекта недвижимого имущества является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер
в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места
в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено (часть 1 статьи 23 Закона № 218-ФЗ).

На основании части 3 статьи 23 Закона № 218-ФЗ форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом
нормативно-правового регулирования.

Обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности,
но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли
к обоснованному выводу о том, что у государственного регистратора отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.

Судами установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером 23:37:1101002:391 фактически отсутствует; данное обстоятельство подтверждено заключением кадастрового инженера, необходимые документы представлены регистрирующему органу; организация, которой ранее принадлежало право собственности на спорный объект, ликвидирована в судебном порядке; общество является собственником земельного участка, в пределах которого располагался прекративший существование спорный объект, поэтому в силу пункта 2 части 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ вправе обратиться с заявлением об осуществлении испрашиваемых регистрационных действий. Удовлетворение заявленных требований в конкретном случае направлено на установление эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соответствует правовым принципам справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности. Аналогичные выводы при схожих обстоятельствах сделаны по делу № А32- 37418/2022.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся
в материалах дела доказательств. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу № А32-37417/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Е.И. Афонина

Судьи Е.В. Артамкина

И.И. Зотова