ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-41075/2022 от 24.08.2023 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-41075/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2023 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Рассказова О.Л. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца– индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) ? ФИО2 (доверенность от 27.10.2022), в отсутствие ответчика ? администрации муниципального образования Брюховецкий район (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьих лиц: администрации муниципального образования Курганинский район, министерства труда и социального развития Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по делу № А32-41075/2022, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Брюховецкий район (далее – администрация) о признании недействительным решения
об одностороннем отказе от исполнения контракта.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Курганинский район и министерство труда и социального развития Краснодарского края (далее – министерство).

Решением суда от 04.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.06.2023, в удовлетворении ходатайства министерства
об отложении судебного разбирательства отказано. В удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение
и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, что действующее законодательство
не ограничивает процентное соотношение квартир, включенных в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенному виду жилых помещений, к общему количеству квартир в многоквартирном доме. Ограничения, установленные в пункте 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ), части 4 статьи 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009
№ 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее – Закон № 1748-КЗ), распространяются исключительно на количество квартир, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующим лицам. При определении процентного барьера следует руководствоваться не количеством квартир, включенных в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенному виду жилых помещений, а количеством квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Закона
№ 159-ФЗ. Лица, являющиеся нанимателями жилых помещений, расположенных по спорному адресу, не относятся к лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ.

Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, указывает на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва,Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела видно и судами установлено, что 04.07.2022 администрация (заказчик) и предприниматель (поставщик) по результатам электронного аукциона (извещение об осуществлении закупки № 0818600005722000152,
ИКЗ 223232700486423270100100050596810412) в рамках Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заключили контракт № 08186000057220001520001 на приобретение жилого помещения
для последующего предоставления гражданам, относящимся к категории детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В соответствии с пунктом 1.1 контракта поставщик обязан передать заказчику
в муниципальную собственность жилое помещение (изолированная благоустроенная квартира), отвечающее всем предъявляемым законодательством Российской Федерации требованиям к жилым помещениям, с чистовой отделкой, не требующей дополнительного косметического ремонта, а заказчик – своевременно принять жилое помещение и оплатить поставщику стоимость продаваемого жилого помещения. Технические, функциональные, эксплуатационные, качественные характеристики жилого помещения указаны в описании объекта закупки на приобретение жилого помещения.

Пунктом 1.2 контракта установлен адрес приобретаемого жилого помещения: Российская Федерация, Краснодарский край, Курганинский район, г. Курганинск,
ул. Юности 20Е, кв. 14 (кадастровый номер объекта недвижимости: 23:16:0602198:731).

Поставщик гарантирует, что жилое помещение, указанное в пунктах 1.1 и 1.2,
не отчуждено, не заложено, не подарено, не завещано, не обещано в дар, в споре
и под арестом не состоит, в доверительное управление, в аренду, в качестве вклада
в уставный капитал юридических лиц не передано, иными правами третьих лиц
не обременено, также не обременено задолженностью по налогам, коммунальным платежам, электроэнергии, газоснабжению, услугам связи и др. (пункт 1.3 контракта).

Согласно пункту 1.4 контракта поставщик гарантирует, что жилое помещение пригодно для постоянного проживания граждан, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требованиям технических регламентов, технической документации, противопожарным требованиям и иным обязательным требованиям.

3 августа 2022 года администрация приняла решение об одностороннем отказе
от исполнения контракта. Решение мотивировано несоблюдением требований показателя 11 приложения № 1 к контракту, а именно: жилое помещение, расположенное по адресу: <...>,
не соответствует требованиям, которые установлены пунктом 7 статьи 8 Закона № 159-ФЗ, частью 4 статьи 5 Закона № 1748-КЗ в части превышения количества жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенному виду жилых помещений, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в многоквартирном жилом доме.

Полагая, что решение администрации от 03.08.2022 об одностороннем отказе
от исполнения контракта является недействительным, предприниматель обратился
в арбитражный суд с иском.

Спорные правоотношения по своей правовой природе подпадают под правовое регулирование общих норм обязательственного права, содержащихся в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), а также подлежат специальному регулированию нормами главы 30 Гражданского кодекса
и положениями Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса поставка товаров
для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 2 статьи 525 названного Кодекса предусмотрено, что к отношениям
по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки.

В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса по государственному
или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных
или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу,
а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закон № 44-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 523 Гражданского кодекса односторонний отказ
от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса).

Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным
в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 Гражданского кодекса).

В пункте 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично,
если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика
об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает
в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений.

Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Суды установили, что в ходе приемки жилого помещения заказчик с целью проверки приобретаемого жилого помещения требованиям Закона № 159-ФЗ и Закона № 1748-КЗ направил запросы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра
и картографии по Краснодарскому краю и администрацию муниципального образования Курганинский район. По результатам проверки установлено превышение 25% количества жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам от общего количества квартир в многоквартирном доме. Всего в многоквартирном доме 24 квартиры, из чего следует, что 25% составит 6 квартир. На момент запроса выписок в собственности муниципального образования Курганинского района находится 11 квартир, что подтверждается также письмом администрации муниципального образования Курганинский район от 17.08.2022 № 2714. Указанные квартиры переданы по договорам найма гражданам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом изложенного суды установили несоответствие поставленного товара условиям контракта по качеству, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Суды правомерно отметили, что исполнение контракта заказчиком повлекло бы нарушение федерального и краевого законодательства, нецелевое использование федеральных средств и превышение полномочий. Процедура одностороннего отказа заказчика от исполнения договора соблюдена.

Податель жалобы указывает, что действующее законодательство
не ограничивает процентное соотношение квартир, включенных в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенному виду жилых помещений, к общему количеству квартир в многоквартирном доме. Ограничения, установленные в пункте 7 статьи 8 Закона № 159-ФЗ, части 4 статьи 5 Закона № 1748-КЗ, распространяются исключительно на количество квартир, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующим лицам. При определении процентного барьера следует руководствоваться не количеством квартир, включенных
в специализированный жилищный фонд с отнесением их к определенному виду жилых помещений, а количеством квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ. Лица, являющиеся нанимателями жилых помещений, расположенных
по спорному адресу, не относятся к лицам, указанным в пункте 1 статьи 8
Закона № 159-ФЗ.

Суды дали надлежащую оценку позиции подателя жалобы. В рассматриваемом случае суды учли письмо администрации муниципального образования Курганинский район от 17.08.2022 № 2714, в котором указано, что все 11 квартир в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, Курганинский район,
<...>, предоставлены по договорам найма гражданам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, при определении соответствия приобретаемой квартиры вышеуказанному критерию, администрация учла именно квартиры, предоставленные по договорам найма гражданам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ссылка подателя жалобы на то, что лица, с которыми заключены договоры найма, все достигли предельного возраста отнесения их к соответствующей категории, также обоснованно отклонена. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям
и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Закона № 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ).

В документации об аукционе администрация указывала на необходимость соответствия жилого помещения требованиям Закона № 159-ФЗ и Закона № 1748-КЗ, согласно которым, в частности, общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, не может превышать 25% от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тыс. человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее 10. Предприниматель был знаком с аукционной документацией.
В поданной заявке на аукцион предприниматель подтвердил соответствие поставляемого товара требованиям, указанным в аукционной документации. Предприниматель при определении поставщика для исполнения контракта представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого им товара предъявляемым требованиям.
Суды обоснованно указали, что на период проведения конкурса и заключения контракта у предпринимателя условий соблюдения конкурса не имелось. Представление предпринимателем недостоверных сведений явилось получение необоснованного преимущества перед другими участниками, позволившего ему в нарушение основополагающих принципов законодательства о контрактной системе стать победителем конкурса.

Доводы кассационной жалобы полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций
и получили надлежащую правовую оценку судов в оспариваемых судебных актах,
по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили
с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены
и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли
на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд
не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4
статьи 288 Кодекса), не установлены.

С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 по делу
№ А32-41075/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

В.В. Аваряскин

Судьи

О.Л. Рассказов

А.В. Садовников