ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-44593/2021 от 17.08.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-44593/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания – Краснодар» (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431) –
Литке В.В. (доверенность от 29.07.2020), в отсутствие заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьих лиц: администрации муниципального образования город Краснодар, муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия № 14 муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания – Краснодар»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по
делу № А32-44593/2021, установил следующее.

ООО «Городская управляющая компания – Краснодар» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра
по Краснодарскому краю (далее – управление) об оспаривании решения от 29.03.2021
№ КУВД-001/2021-9294705/1 о приостановлении государственной регистрации прав; обязании возобновить государственную регистрацию права собственности в отношении следующих объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. им. Ковалева, 6А: нежилое помещение первого этажа № 15, общая площадь 16,3 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6795; нежилое помещение первого этажа № 17, общая площадь 3,2 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6794; нежилое помещение первого этажа № 19, общая площадь 12,3 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:4219; нежилое помещение второго этажа № 11, общая площадь 25,6 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6822; нежилое помещение второго этажа № 17, общая площадь 10,3 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6810; нежилое помещение второго этажа № 18, общая площадь 10,5 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6813; нежилое помещение второго этажа № 19, общая площадь 10 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6812; нежилое помещение второго этажа № 20, общая площадь 12,4 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6811; нежилое помещение третьего этажа № 1, 2, 3, общая площадь
66,9 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6802; нежилое помещение третьего
этажа № 9, 10, 11, 13, общая площадь 48 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6806; нежилое помещение третьего этажа № 17, 18, общая площадь 23,1 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6801; нежилое помещение третьего этажа № 19, общая площадь
10,2 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6848; нежилое помещение третьего
этажа № 20, общая площадь 10,5 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6804; нежилое помещение третьего этажа № 21, общая площадь 10,2 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6805; нежилое помещение третьего этажа № 22, общая площадь 12,3 кв. м, кадастровый номер 23:43:0137005:6803 (далее – спорные помещения; уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования г. Краснодар и МУ РЭП № 14 МО г. Краснодар (далее – предприятие).

Решением суда от 24.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты.
Как указывает податель жалобы, удовлетворение заявленных требований приведет
к продолжению процедуры государственной регистрации. Суды необоснованно полагают, что после возобновления процедуры государственной регистрации управление примет решение об отказе в государственной регистрации. На дату принятия управлением решения о приостановлении государственной регистрации были нарушены права общества.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.

Из материалов дела видно и суды установили, что 12.03.2021 заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава по Центральному округу г. Краснодара Главного управления ФССП по Краснодарскому краю в рамках исполнительного производства от 01.04.2020 № 56226/20/23042-ИП, возбужденного
в отношении должника – предприятия, в пользу взыскателя – общества, вынесено постановление о передаче взыскателю не реализованного в принудительном порядке имущества должника – спорных помещений на сумму 7 217 175 рублей; составлен акт
о передаче нереализованного имущества должника взыскателю от 12.03.2021.

12 марта 2021 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава по Центральному округу г. Краснодара Главного управления
ФССП по Краснодарскому краю вынесено постановление о проведении государственной регистрации права собственности в отношении взыскателя на имущество (имущественного права должника), в соответствии с которым на регистрирующий орган – управление возложена обязанность провести государственную регистрацию прав общества в отношении спорного имущества.

15 марта 2021 года общество обратилось в управление с заявлением
о государственной регистрации права собственности в отношении спорных помещений.

Государственным регистратором на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) вынесены решения о приостановлении государственной регистрации прав в отношении указанных объектов недвижимости.

Полагая действия управления незаконными и нарушающими его права, общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.

В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление соответствующих сведений, содержащихся
в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Законом № 218-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания
и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

С государственной регистрацией Закон № 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости
в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ).

В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению
о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона
и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).

Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ
«Об арбитражных судах в Российской Федерации» и частью 1 статьи 16 Кодекса установлено, что вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц
и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также неисполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную этим Кодексом и другими федеральными законами.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимания доводы и возражения лиц, участвующих
в деле, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Суды установили, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2021 по делу № А32-29250/2020 признаны ничтожными приказы Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 20.12.2016 № 1108 «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение» и от 28.02.2017 № 95 «О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение»; признан (недействительным) ничтожным заключенный предприятием и обществом предварительный договор
купли-продажи от 19.12.2016 нежилых помещений. В рамках указанного дела суды пришли к выводу о том, что переданное предприятию в хозяйственное ведение спорное имущество не предназначалось для использования в его уставной деятельности,
не улучшило его финансового положения, а также последовательные действия предприятия и общества, связанные с заключением договора и отчуждением муниципального имущества из казны конкретному хозяйственному субъекту в рамках исполнительного производства (дело № А32-49867/2019), носят притворный характер, были направлены на отчуждение муниципального имущества в обход законодательства
о приватизации (без проведения торгов).

При установленных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что поскольку у предприятия не возникло право хозяйственного ведения в отношении спорных нежилых помещений, то данные помещения не могли быть реализованы обществу в рамках исполнительного производства в составе имущества должника (дело № А32-49867/2019).

С учетом изложенного, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, суд кассационной инстанции признает верными выводы судов нижестоящих инстанций.

Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными. Тот факт, что решение суда в рамках дела № А32-29250/2020 вступило в законную силу позднее принятия управлением оспариваемого в настоящем деле решения от 29.03.2021 № КУВД-001/2021-9294705/1 о приостановлении государственной регистрации прав, не исключает, в том числе установленное в судебном порядке, обстоятельство отсутствия у предприятия права на отчуждение спорного имущества
в пользу общества и, следовательно, невозможность государственной регистрации прав на него в отношении общества как на момент принятия управлением оспариваемого решения, так и на дату вступления решения суда по делу № А32-29250/2020 в законную силу. Ничтожная сделка недействительна с момента ее заключения независимо
от признания ее таковой решением суда, а потому не может порождать прав
и обязанностей сторон, на которые они рассчитывали при ее заключении (статьи 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом оценки судов обеих инстанций и обоснованно ими отклонены с отражением в обжалуемых судебных актах исчерпывающих мотивов их отклонения, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали
и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд
не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных
по делу обстоятельств.

Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным
в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2022
и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022
по делу № А32-44593/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.В. Садовников

Судьи В.В. Аваряскин

Е.И. Афонина