ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-4524/06-12/135 от 12.07.2006 АС Северо-Кавказского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО  ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар                 Дело № А32-4524/2006-12/135             12 июля 2006 г.
                                                          Вх. Ф08-3158/06-1339А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Канатовой С.А., при участии в судебном заседании от заявителя – Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по              г. Краснодару – ФИО1 (доверенность от 30.05.06), от заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Газета ”Краснодарские известия”» – ФИО2 (доверенность от 10.01.06), рассмотрев кассационную жалобу  Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару  на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.06 по делу № А32-4524/2006-12/135                                 (судья Савченко Л.А.), установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару  (далее – налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с
ООО «Газета «Краснодарские известия»» (далее – общество) 51 236 рублей 60 копеек налоговых санкций.

Определением от 03.03.06   суд прекратил производство по делу.

Определение мотивировано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 04.11.05 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров»  данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Суд указал, что арбитражным судом рассматриваются заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, поданные до дня вступления в силу  названного закона – 01.01.06.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность  определения не проверялись.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит определение отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, прекращение производства по делу может повлечь за собой утрату налоговым органом возможности взыскания налоговых санкций. 

            В отзыве на кассационную жалобу  общество просит оставить определение суда без изменения, полагая, что оно  вынесено в соответствии с действующим законодательством и  обстоятельствами  дела.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,  изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей налогового органа и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства в период с 30.01.03 по 31.12.04.

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 09.09.05
№ 15-01-12/524 и принято решение от 28.09.05 № 296/15-01-12/554 о доначислении обществу 348 212 рублей 76 копеек налогов,  начислении 43 970 рублей 89 копеек пеней и
51 236 рублей 60 копеек штрафов (по НДС – 19 896 рублей; по НДФЛ – 813 рублей; по налогу на прибыль –  30 351 рубля 40 копеек;  по СН – 118 рублей; по налогу на имущество – 57 рублей 80 копеек).

Требованием от 04.10.05 № 2724 обществу предложено в срок до 14.10.05 уплатить сумму  названных штрафных санкций в добровольном порядке.

Поскольку в   указанный   срок  штрафы  не были уплачены,  налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Пунктом 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Федеральным законом от 04.11.05 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» часть первая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена статьей 103.1.

Пунктом 1 статьи 103.1 Кодекса предусмотрено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию – пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно решению налоговой инспекции,  сумма штрафа налагаемого на общество по каждому неуплаченному налогу не превышает 50 тыс. рублей.

Решение о взыскании налоговой санкции согласно пункту 7 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Статьей 3 Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу с 1 января 2006 года. При этом поданные в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Указанный порядок отражен в информационном письме  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ ”О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров”» от 20.02.06 № 105.

Следовательно, с 01.01.06 штрафы за налоговые правонарушения, не превышающие размеры, установленные пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат взысканию в судебном порядке.

Согласно штампу арбитражного суда на заявлении налоговой инспекции от 20.01.06, последнее поступило в  арбитражный суд Краснодарского края 25.01.06, то есть после вступления в силу  Федерального закона от 04.11.05 № 137-ФЗ.  В судебном заседании кассационной инстанции представитель налогового органа подтвердил, что с заявлением о взыскании с общества  налоговых санкций по решению от 28.09.05                       № 296/15-01-12/554 инспекция обратилась в суд  25.01.06.

Таким образом, арбитражный суд правомерно, руководствуясь пунктом 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекратил производство по делу.

Кассационной инстанцией не приняты доводы налоговой инспекции о том, что прекращение производства по делу может повлечь за собой утрату налоговым органом возможности взыскания налоговых санкций. Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговой санкции после 01.01.06. Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Федеральным законом от 04.11.05 № 137-ФЗ  предусмотрен иной порядок взыскания  налогов и налоговых санкций в установленных пределах: они взыскиваются  по решению налоговых органов без обращения в суд.

При указанных  обстоятельствах основания для отмены определения суда отсутствуют.

Нормы права  применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь  статьями 274,  286 – 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.06 по делу
№ А32-4524/2006-12/135 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                         Л.Н. Воловик

Судьи                                                                                                                       Т.Н. Драбо  

          С.А. Канатова

Пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ предусмотрено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию – пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно решению налоговой инспекции,  сумма штрафа налагаемого на общество по каждому неуплаченному налогу не превышает 50 тыс. рублей