АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А32-46075/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Зотовой И.И. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца– министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 03.04.2023), от ответчика ? общества с ограниченной ответственностью «Юг сервис +» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 30.10.2023), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью
«Юг сервис +» на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 19.09.2023 по делу № А32-46075/2022, установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
(далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском
к ООО «Юг сервис +» (далее – общество) о расторжении договора от 06.04.2015 № 7.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2023 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 19.09.2023 решение суда от 16.05.2023 отменено, принят новый судебный акт. Договор от 06.04.2015 № 7, заключенный министерством и обществом, о выполнении работ по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке и их возврату расторгнут.
С общества в доход федерального бюджета взыскано 9 тыс. рублей государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы указывает,
что Закон Краснодарского края от 11.03.2019 № 3983-КЗ (далее – Закон № 3983-КЗ), согласно которому внесены изменения, предусматривающие ограничение срока действия таких договоров (не более 5 лет), не имеет обратной силы. Изменение действующего законодательства не является существенным изменением обстоятельств в соответствии
со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс). Министерство не заявляло о расторжении договора на основании статьи 782 Гражданского кодекса, в связи с чем общество будет лишено возможности компенсировать понесенные расходы.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва,выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 06.04.2015 департамент транспорта Краснодарского края и общество заключили договор № 7 о выполнении работ по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки.
Позднее департамент транспорта Краснодарского края переименован
в министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
В соответствии со статьей 3 Закона Краснодарского края от 04.06.2021 № 2508-КЗ «О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки
на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение
и хранение и о возврате транспортных средств» (далее – Закон № 2508-КЗ; в редакции, действующей до 23.03.2019) деятельность по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированных стоянках и их возврату осуществляется уполномоченной организацией на основании договора с уполномоченным органом. Установление сроков действия договора не предусматривалось.
23 марта 2019 года внесены изменения в Закон № 2508-КЗ. Так изменения определяют срок действия договоров на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (их) хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и их возврату – 5 лет, порядок заключения таких договоров исключительно посредством проведения торгов (аукциона на понижение цены), также вносят иные изменения в части осуществления деятельности по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению
на специализированных стоянках и возврату.
Согласно пункту 4.1 досрочное расторжение договора осуществляется, в том числе,
в судебном порядке по инициативе уполномоченного органа, при существенном нарушении уполномоченной организацией условий данного договора, пункта 2.3 договора
либо в случае утраты уполномоченной организацией правовых оснований владения (распоряжения) транспортными средствами, указанными в пункте 1.1 договора, а также существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили
при заключении договора.
Министерство в исковом заявлении указывает, что в данном конкретном случае договор на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки после внесения соответствующих изменений
в нормативный правовой акт, регулирующий заключение таких договоров, был бы заключен с обществом на значительно отличающихся условиях, предусматривающих, в том числе, срок действия договора – 5 лет.
Министерство в адрес общества направило соответствующие дополнительные соглашения, вместе с тем ответ на предложения министерства не поступил.
Обращаясь в суд с иском, министерство указывает, что ранее заключенные договоры на перемещение задержанных транспортных средств подлежат приведению в соответствие с действующим нормативным регулированием. В связи с отказом общества от внесения изменений в эти договоры, они подлежат расторжению (прекращению), поскольку их сохранение влечет нарушение прав публично-правового образования и неопределенного круга лиц, не имеющих возможности участвовать в аукционных процедурах на право заключения договоров на перемещение задержанных транспортных средств на территории города Краснодара.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота и регулирует, в частности, договорные и иные обязательства (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса).
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал
и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя
и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подпункт 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса).
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами
(пункт 1 статьи 420, пункты 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса).
Частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что перемещение транспортных средств
на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств
на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение
и хранение, а также возврат транспортных средств. Во исполнение части 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на территории Краснодарского края 04.06.2012 принят Закон № 2508-КЗ. Данный Закон
под перемещением задержанного транспортного средства понимает перемещение такого транспортного средства с места задержания при помощи другого транспортного средства на специализированную стоянку. Под хранением задержанного транспортного средства понимается хранение такого транспортного средства на специализированной стоянке.
Закон № 2508-КЗ в первоначальной редакции предусматривал исключительно заявительный порядок заключения договоров на осуществление деятельности
по перемещению задержанных транспортных средств, их хранению на специализированных стоянках и возврату владельцам транспортных средств. Также
Закон № 2508-КЗ не предусматривал срок, на который заключаются такие договоры (либо сроки исполнения сторонами своих обязательств по этим договорам).
В период с 2019 по 2022 годы в Закон № 2508-КЗ внесены существенные изменения, предусматривающие срочность (не более 5 лет) договоров о выполнении работ
по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки
и договоров по хранению задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, а также их возврату. Изменен и порядок заключения таких договоров, которые заключаются с заинтересованными лицами не в заявительном порядке, а посредством публичных процедур (проведения торгов в виде аукциона на понижение цены).
Суд первой инстанции при разрешении спора исходил из того, что внесение
в Закон № 2508-КЗ изменений в отношении договоров по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на специализированных стоянках, заключаемых
после внесения соответствующих изменений, не может являться основанием
для расторжения договоров по иску министерства. Закон № 3983-КЗ издан в период действия спорного договора и вступил в силу 23.03.2019. Положений, указывающих,
что действие Закона № 3983-КЗ распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, данный Закон не содержит. Правовые основания для расторжения в судебном порядке спорного договора, предусмотренные положениями статьи 451 Гражданского кодекса, также отсутствуют. С учетом изложенного суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд признал, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая квалификация спорным отношениям. Общество фактически оказывает услуги Краснодарскому краю (в лице министерства) по перемещению задержанных в результате совершения лицами административных правонарушений, влекущих задержание транспортных средств, на специализированные стоянки. Тем самым Краснодарский край является получателем (заказчиком) услуг и реализует свою функцию, в том числе,
по надлежащему функционированию дорожно-транспортной системы края. Общество, оказывая данные услуги, получает плату, но не непосредственно от Краснодарского края,
а за счет лиц, привлекаемых к административной ответственности, чьи транспортные средства задерживаются и помещаются на специализированные стоянки. Такой порядок оплаты оказываемых услуг действует в силу нормативных требований Закона № 2508-КЗ
и не противоречит правовой конструкции договора возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса). В спорном договоре отсутствуют условия о том, что министерство ограничено в реализации полномочия, закрепленного в пункте 2 статьи 782 Гражданского кодекса. Следовательно, истец в любой момент и без объяснения конкретных мотивов вправе заявить односторонний отказ от исполнения указанных договоров. Министерство не направляло предпринимателю уведомлений об одностороннем отказе от исполнения договора. Однако в письмах от 13.07.2020 и 01.10.2020 и при обращении в суд с иском министерство прямо выразило волю на прекращение с обществом договорных отношений. Способ защиты нарушенного права определяется лицом, чье право претерпевает нарушения. Вместо того, чтобы направить обществу уведомления об одностороннем отказе от исполнения договоров, министерство избрало такой способ защиты нарушенного права, как расторжение договоров в судебном порядке, что не противоречит нормам действующего законодательства и не способно привести к нарушению прав и законных интересов общества, как лица, оказывающего государству услуги. Более того, избранный способ защиты нарушенного права направлен на устранение правовой неопределенности в правоотношениях сторон, учитывая, что общество отрицает возможность прекращения договора по воле министерства. Удовлетворение иска не будет оказывать влияния и на возможность участия ответчика в торгах по заключению аналогичных договоров, но на условиях, которые будут соответствовать нормативным требованиям Закона № 2508-КЗ (в действующей редакции). Министерство вправе было заявить об отказе от исполнения договоров, в том числе посредством обращения с соответствующим иском в любой момент их исполнения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.12.2023 по делу № А32-40904/2022.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Кодекса.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд
не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных
по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным
в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 по делу
№ А32-46075/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В. Аваряскин
Судьи
И.И. Зотова
А.В. Садовников