ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-46894/2022 от 25.07.2023 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-46894/2022

26 июля 2023 года 15АП-9533/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2023 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,

судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

публичного акционерного общества «Россети Кубань»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.05.2023 по делу № А32-46894/2022

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Кубань»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея

при участии третьего лица: ФИО1

о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Россети Кубань» (далее - ПАО «Россети Кубань», общество, сетевая организация) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - УФАС по Республике Адыгея, управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 06.09.2022 по делу № 001/04/9.21-392/2022 о привлечении административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 800 000 рублей, представления от 06.09.2022 № 001/04/9.21-392/2022.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.

Решением суда первой инстанции от 22.05.2023 признано незаконным и изменено постановление УФАС по Республике Адыгея от 06.09.2022 по делу № 001/04/9.21-392/2022 в части размера штрафа, превышающего 600 000 руб. В удовлетворении требований об оспаривании представления от 06.09.2022 № 001/04/9.21-392/2022 отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «Россети Кубань» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что согласно акту разграничений границ балансовой принадлежности №3724 от 01.02.2017 указанный в заявке объект имеет технологическое присоединение. Ранее владельцем указанного выше объекта являлся собственник ФИО2 В адрес антимонопольного органа была представлена информация о том, что заявителем в СНТ «Заря» производится оплата за электрическую энергию. Указанное обстоятельство однозначно указывает на правомерность действий сетевой организации и отсутствие оснований повторного технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.

В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Адыгея просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, ФИО1 04.12.2021 через личный кабинет на сайте https://портал-тп.рф была подана заявка №3331298 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, а. Новая Адыгея, СНТ «Заря», ул. Myскатная, д. 104.

По результатам рассмотрения заявки в адрес ФИО1 направлен ответ, в котором сообщается, что данный земельный участок уже технологически подключен к электрическим сетям ПАО «Россети Кубань», в связи с чем работа по указанной заявке не может быть продолжена, ФИО1 предложено обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении.

ФИО1 04.04.2022 подана заявка №4301950 на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении. В ответ на данное заявление письмом от 14.04.2022 указано, что поскольку ФИО1 является собственником 1/2 доли земельного участка, поэтому ей было предложено представить согласие второго собственника на оформление документов о технологическом присоединении.

ФИО1 12.04.2022 обратилась с повторной заявкой на технологическое присоединение домовладения, по результатам рассмотрения которой ей отказано в заключении договора и указано на необходимость получения согласия иных собственников домовладения.

ФИО1 обратилась в УФАС по Республике Адыгея с жалобой на действия сетевой организации.

Рассмотрев обращение ФИО1, УФАС по Республике Адыгея установило в действиях ПАО «Россети Кубань» нарушения пункта 9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства от 27.12.2014 №861 (далее – Правила № 861) в части отказа в заключении договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, а. Новая Адыгея, СНТ «Заря», ул. Мускатная, д. 104, а также по вопросу отказа в восстановлении документов о технологическом присоединении.

В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом УФАС по Республике Адыгея в отношении ПАО "Россети Кубань" составлен протокол об административном правонарушении от 05.08.2022 по делу № 001/04/9.21-392/2022 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Постановлением от 06.09.2022 по делу № 001/04/9.21-392/2022 ПАО "Россети Кубань" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 800 000 руб.

Представлением от 06.09.2022 по делу № 001/04/9.21-392/2022 обществу предписано принять меры, направленные на надлежащее исполнение требований Правил № 861, для чего следует рассмотреть заявку ФИО1 от 04.04.2022 на восстановление документов о технологическом присоединении и исполнить необходимые мероприятия в соответствии с разделом 8 Правил № 861.

Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности и представление об устранении причин и условий, общество оспорило их в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (п. 65 Правил №861).

Сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов, в том числе по причине перехода права собственности на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо перехода права собственности или иного предусмотренного законом права на энергопринимающие устройства, выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий или технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) объекта капитального строительства (земельного участка, энергопринимающего устройства), с обязательным направлением копий в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств (п. 67 Правил №861).

При отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий) в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов (пп. а п. 72 Правил №861).

Из материалов дела следует, что ПАО «Россети Кубань» отказало ФИО1 в восстановлении (переоформлении) документов на технологическое присоединение в письме от 14.04.2022. Отказ общества мотивирован тем, что технологическое присоединение носит однократный характер, в рассматриваемом случае имеется фактическое подключение, необходимо направить соответствующую заявку. Правовая позиция общества также заключается в том, что рассматриваемый объект имеет технологическое присоединение, заявителем в СНТ «Заря» производится оплата за электрическую энергию, заявителем не представлено согласие второго собственника домовладения.

Вместе с тем, как указала ФИО1, у предыдущего собственника, у нее и второго собственника ? земельного участка - ФИО3, отсутствуют какие-либо документы о технологическом присоединении. Оплата за потребленную электрическую энергию осуществляется на счет СНТ «Заря».

Апелляционный суд учитывает, что согласно ответу сетевой организации от 06.09.2022 по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, а. Новая Адыгея, СНТ «Заря», ул. Myскатная, д. 104, лицевой счет отсутствует, договор энергоснабжения не заключался (т. 1 л.д. 94).

Из изложенного следует, что в нарушение положений пунктов 65, 67, 72 Правил № 861 ПАО «Россети Кубань» незаконно отказало в восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении к электрическим сетям (заявка от 12.04.2022), что выражено в письме общества от 14.04.2022.

Кроме того, общество неправомерно указывает на отсутствие согласия второго собственника домовладения, поскольку исходя из заявки от 12.04.2022 (т. 1 л.д. 56) в качестве прилагаемых документов представлено согласие всех собственников (т. 1 л.д. 61).

Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: обращением, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.

Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности и недопущению совершения административного правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения – 14.04.2022 (дата направления отказа на заявку).

Как установлено УФАС по Краснодарскому краю, ранее ПАО "Россети Кубань" было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2021 по делу № А01-988/2021), за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Административным органом обществу назначена санкция в виде штрафа в размере 800 000 руб. Суд первой инстанции при оценке правомерности размера назначенного управлением штрафа пришел к выводу, что наличие отягчающего обстоятельства в виде повторности правонарушение за ранее привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ является квалифицирующим признаком для применения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, а не отягчающим обстоятельством для увеличения минимального размера штрафа по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Доводов относительно указанной части судебного акта сторонами по делу не приведено. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.

Административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.

Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Состав правонарушения, предусмотренный ст. 9.21 КоАП РФ, является формальным и предусматривает ответственность за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных последствий.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, халатном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований, предусмотренных Правилами № 861.

В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ПАО "Россети Кубань" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.

Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.

Как указано выше, материалами административного дела подтверждается факт совершения обществом правонарушения по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе административной проверки, и содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Таким образом, вопрос о правомерности вынесения представления связан с вопросом о законности привлечения заявителя к административной ответственности, установлением причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оснований для отмены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не имеется.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2023 по делу
№ А32-46894/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий О.Ю. Ефимова

Судьи И.Н. Глазунова

М.В. Соловьева