АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Краснодар | Дело № А-32-4978/2007-4/251-34 АЖ | |||||||
«05» | июля 2007 г. | |||||||
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2007 года Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2007 года Арбитражный суд Краснодарского края в составе: | ||||||||
председательствующего | Шкира Д.М. | |||||||
судей | ФИО1, ФИО2 | |||||||
при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М. | ||||||||
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, г. Краснодар на решение арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2007 г. | ||||||||
по делу № | А-32-4978/2007-4/251-34 АЖ | (судья | ФИО3) | |||||
по заявлению | ЗАО «Инсайт», г. Краснодар | |||||||
к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, г. Краснодар | ||||||||
о признании незаконным и отмене постановления | ||||||||
при участии в заседании: | ||||||||
от заявителя: | ФИО4 – доверенность от 07.03.2007 г. | |||||||
от ответчика: не явился, уведомлен | ||||||||
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Инсайт» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (далее - отделение) о признании незаконным и отмене постановления от 28.02.2007 г. о назначении административного наказания.
Решением суда от 17.05.2007 г. оспариваемое обществом постановление признано незаконным и отменено.
Вывод в решении суда мотивирован принятием отделением названного постановления за пределами срока, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Суд указал на то, что днем совершения административного правонарушения является 24.10.1997 г. Постановление о назначении административного наказания вынесено 28.02.2007 г., т.е. по истечении срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Отделение с принятым решением суда не согласилось, направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить принятое по делу решение, принять по делу новый судебный акт, признав названное постановление законным.
Обосновывает жалобу тем, что общество привлечено к ответственности по ст. 15.17 КоАП РФ (нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг), а не за пропуск сроков представления документов на государственную регистрацию выпуска акций. Обществом не оспаривается отказ в государственной регистрации выпуска акций, им предпринимаются меры для устранения нарушений требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок (процедуру) эмиссии ценных бумаг, выявленных отделением. Состав названного правонарушения является формальным, виновность действий общества заключается в нарушении предписаний закона. Признаком недобросовестной эмиссии в форме незавершения процедуры эмиссии ценных бумаг является длительное непрекращающееся невыполнение требований ст.ст. 2, 19, 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг». В данном случае невыполнение названных норм допускалось обществом с 1997 г. Правонарушение, совершенное обществом (нарушение срока представления документов на государственную регистрацию), не имеет длящегося характера. Отделением установлено несоответствие документов, представленных обществом для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, требованиям ФЗ «О рынке ценных бумаг», стандартов и иных нормативных правовых актов, послужившее основанием отказа обществу в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Данное правонарушение носит длящийся характер. Суд первой инстанции проигнорировал факт того, что общество привлечено к ответственности именно за несоответствие документов, представленных для государственной регистрации. Факт совершения правонарушения выявлен и зафиксирован в приказе об отказе в государственной регистрации выпуска акций от 28.12.2006 г. № 12-р. Оспариваемое постановление принято 28.02.2007 г., т.е. в пределах двухмесячного срока давности с момента обнаружения правонарушения. Судом первой инстанции применены нормы закона, не подлежащие применению.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения. Ссылается на то, что общество зарегистрировано 24.09.1997 г. и обязано было представить документы на регистрацию выпуска акций не позднее 24.10.1997 г. В действиях общества не усматривается наличие состава административного правонарушения.
Представитель общества в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу.
Дело рассматривается по правилам главы 34 АПК РФ.
Суд, выслушав представителя общества, исследовав и оценив доказательства по делу, признает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду нижеследующего.
Как явствует из материалов дела, общество является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основании Устава общества.
Приказом руководителя отделения от 28.12.2006 г. № 12-р обществу отказано в государственной регистрации выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных в связи с несоответствием документов, представленных для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и состава, содержащихся в них сведений, требованиям федерального законодательства и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Письмом от 26.02.2007 г., адресованным генеральному директору общества, генеральному директору общества предлагалось явиться 27.02.2007 г. для составления протокола об административном правонарушении.
В ходе проведения проверки исполнения обществом законодательства о рынке ценных бумаг установлено, что обществом нарушены требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок эмиссии ценных бумаг, предусмотренный стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 16.03.2005 г. № 05-4/пз-н, выразившиеся в несоответствии документов, представленных для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и состава, содержащихся в них сведений, требованиям федерального законодательства и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, о чем в присутствии законного представителя общества ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2007 г. по ст. 15.17 КоАП РФ.
Названным протоколом зафиксированы следующие обстоятельства:
- в п. 9 отчета об итогах выпуска ценных бумаг общества указано, что совет директоров общества не предусмотрен его уставом, что является недостоверной информацией, поскольку уставом общества наличие совета директоров предусмотрено. В том же пункте отчета об итогах выпуска ценных бумаг говорится, что ФИО5 владеет 100% долей в уставном капитале эмитента. ФИО5 владеет 50% обыкновенных акций эмитента.
В отчете об итогах выпуска неверно указана дата размещения ценных бумаг – 17.12..2005 г. Данный способ размещения (размещение среди учредителей) предусматривает датой размещения акций - дату государственной регистрации общества. В соответствии со свидетельством о регистрации дата государственной регистрации общества - 24.09.1997 г.
Согласно п. 3.2.1. «Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утвержденных приказом ФСФР России от 16.03.2005 г. № 05-4/пз-н не может быть осуществлена государственная регистрация выпуска акций до государственной регистрации отчетов об итогах всех зарегистрированных ранее выпусков акций. Не был зарегистрирован выпуск акций обществом, решение о котором было принято в соответствии с договором о создании общества от 19.09.1997 г. Данным договором предусмотрен размер уставного капитала в сумме 8 349 000 неденоминированных рублей и распределение акций общества между учредителями в размере 50% каждому. В соответствии с решением о выпуске и отчете об итогах выпуска регистрируется выпуск в объеме 10 000 руб. и приобретение акций одним учредителем общества.
- нарушены требования п. 2.3.1. «Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утвержденных приказом ФСФР России от 16.03.2005 г. № 05-4/пз-н, на основании которых решение о выпуске ценных бумаг утверждается в соответствии с решением об их размещении. Решением о размещении акций при учреждении акционерного общества является договор учредителей о его создании. В соответствии с договором о создании общества от 19.09.1997г. предусмотрен размер уставного капитала в сумме 8 349 000 неденоминированных рублей. В представленных для государственной регистрации документах: решение о выпуске и отчете об итогах выпуска указан размер уставного капитала в сумме 10 000 руб.
Данные обстоятельства, по мнению отделения, указывали на наличие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.17 КоАП РФ.
Названный протокол также содержит указание на то, что временем совершения административного правонарушения является 28.12.2006 г. (дата выявления административного правонарушения и составления приказа от 28.12.2006 г.). Событие административного правонарушения: нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг (недобросовестная эмиссия ценных бумаг)
Судом установлено, что названный протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, что в силу ст. 26.2 КоАП РФ позволяло использовать его в качестве документального доказательства по делу об административном правонарушении.
Из графы объяснения законного представителя юридического лица, имеющейся в названном протоколе, следовало, что «с протоколом не согласны на основании пропуска срока давности привлечения к административной ответственности».
Определением от 27.02.2007 г. № 06/07 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.02.2007 г. в 11-00 час.
Данное определение получено законным представителем общества под роспись.
28.02.2007 г. руководителем отделения вынесено постановление о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 15.17 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Из содержания названного постановления следовало, что отделением установлен факт нарушения обществом требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок (процедуру) эмиссии ценных бумаг, предусмотренный Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 16.03.2005 г. № 05-4/пз-н, выразившийся в несоответствии документов, представленных для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и состава, содержащихся в них сведений, требованиям федерального законодательства и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Факт недобросовестной эмиссии ценных бумаг подтверждается материалами дела об административном правонарушении (приказ от 28.12.2006 г. № 12-р «Об отказе в государственной регистрации выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных общества, служебная записка от 09.02.2007 г. № 03/ор), протоколом об административном правонарушении от 27.02.2007 г.
Таким образом, по мнению отделения, в действиях общества усматривался состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.17 КоАП РФ.
Заявитель, не согласившись с названным постановлением, обратился в порядке главы 25 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 15.17 КоАП РФ нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 КоАП РФ, является нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг.
Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг, утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 г. № 03-30/пс, документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение 30 дней с даты государственной регистрации акционерного общества.
Общество допустило нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок (процедуру) эмиссии ценных бумаг, представив отделению документы, не соответствующие требованиям федерального законодательства и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Указывая на наличие в деяниях общества состава названного правонарушения, отделение также ссылалось на отсутствие регистрации выпуска акций общества, решение о котором было принято в соответствии с договором о создании общества от 19.09.1997 г.
Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг, утвержденных постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18.06.2003 г. № 03-30/пс, документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение 30 дней с даты государственной регистрации акционерного общества.
Нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг, выразившееся в непредставлении документов на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, в регистрирующий орган в течение 30 дней с даты государственной регистрации акционерного общества, является оконченным правонарушением в момент истечения 30 дней и не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, а не с момента его обнаружения.
То обстоятельство, что правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку, осуществляя согласно пункту 10 статьи 42 Закона «О рынке ценных бумаг» контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан своевременно выявлять и пресекать правонарушения в этой области и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
Общество зарегистрировано 24.09.1997 г.
Следовательно, оспариваемое постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено отделением 28.02.2005 г., то есть по истечении срока давности.
Более того, доводы отделения, изложенные в жалобе, не могут доказывать факт принятия отделением оспариваемого обществом постановления в пределах сроков, установленных ст. 4.5 КоАП РФ.
Документальных доказательств, свидетельствующих об обратном, отделением, в нарушение п. 4 ст. 210 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя, изложенные им в жалобе, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, так и не соответствующие нормам законодательства.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 270 АПК РФ), не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Статьёй 333.21 НК РФ не установлена уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 266, 267, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 17.05.2007 г. по делу № А-32-4978/2007-4/251-34 АЖ - оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий | Д.М. Шкира |
Судьи | ФИО1 |
ФИО2 |