ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-51062/18 от 06.07.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-51062/2018

07 июля 2020 года 15АП-3524/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Нарышкиной Н.В.,

судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Альтернативные коммунальные системы», акционерного общества «Независимая энергосбытовая компания краснодарского края» на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.12.2019 по делу № А32-51062/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью «Альтернативные коммунальные системы» (ОГРН 1092301000087 ИНН 2301070069)
к акционерному обществу «Независимая энергосбытовая компания краснодарского края» (филиал «Анапаэнергосбыт») (ОГРН 1032304155102 ИНН 2308091759)
о разрешении разногласий, возникших при заключении договора,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Альтернативные коммунальные системы» (далее – истец, ООО «АКС», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерное общество «Независимая энергосбытовая компания краснодарского края» (филиал «Анапаэнергосбыт») (далее – ответчик, АО «НЭСК», компания) о заключении договора энергоснабжения № 4700 от 07.08.2018 на условиях ООО «АКС», изложенных в протоколе разногласий от 07.09.2018.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2019 суд урегулировал разногласия, возникшие между ООО «АКС» и АО «НЭСК» в лице филиала «Анапаэнергосбыт» при заключении (рассмотрении проекта) договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме № 4700 от 07.08.2018. Изложил п.п. 2.2.9 договора в следующей редакции: «2.2.9. Взимать плату с Потребителей за действия ГП, связанные с введением полного и (или) частичного ограничения режима электропотребления и возобновлением электроснабжения». Изложил п.п. 2.3.9 Договора в следующей редакции: «2.3.9. Предоставлять ГП по форме приложения 4 к Договору до 12.00 часов 26-го числа текущего месяца показания коллективных (общедомовых) приборов учета снятые по состоянию с 23-го по 25-е число текущего месяца, а также до 12.00 часов дня, следующего за датой расторжения настоящего Договора, по состоянию на 00.00 часов этого дня на бумажном носителе, заверенные подписью руководителя и своей печатью, по указанному в настоящем договоре почтовому адресу, либо одним из следующих способов: на электронный адрес: yakimenkoiv@nesk.ru, по телефону (факсу): (86133) 9-66-98, посредством «личного кабинета» на официальном сайте АО «НЭСК»: www.nesk.ru или электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи через оператора электронного документооборота. В случае предоставления показаний приборов учета на электронный адрес или по телефону Исполнитель обязан предоставить показания приборов учета на бумажном носителе, заверенные подписью руководителя и своей печатью до получения платежных документов за данный расчетный период». Изложил первый абзац п. 4.4 Договора в следующей редакции: «4.4. Оплата за потребленную электроэнергию за расчетный период производится Исполнителем платежными поручениями на основании ежемесячно направляемых ГП счетов, счетов-фактур не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным». Дополнены понятия, используемые в Договоре, абзацем следующего содержания: «Сетевая организация - организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть». Дополнены раздел 3 Договора п. 3.5 следующего содержания: «3.5. В случае отсутствия подписанных между Исполнителем и Сетевой организацией актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности, указанные границы определяются согласно требованиям п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением

Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и в отношении электрических сетей внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с электрической сетью, входящей в многоквартирный дом.». Исключены из договора п.п. 2.3.17, п.п. ж), и) п. 5.1. В удовлетворении требований об исключении, изменении, изложении в соответствующей редакции п.п. 2.1.4, п.п. 2.1.5, п.п. 2.1.8, п.п. 2.2.4, п.п. 2.3.1, п.п. 2.3.14, п.п. 2.3.16, п.п. 2.3.18, п.п. 2.4.3, п. 3.2, п. 3.4 договора отказано. В удовлетворении требований дополнить п. 2.1 договора п.п. 2.1.10, п.п. 2.1.11, п.п. 2.1.12, п.п. 2.1.13 отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец и ответчик обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Истец настаивает на необходимости урегулирования разногласий в части п.п. 2.1.4, п.п. 2.1.5, п.п. 2.1.8, п.п. 2.2.4, п.п. 2.3.1, п.п. 2.3.14, п.п. 2.3.16, п.п. 2.3.18, п.п. 2.4.3, п. 3.2, п. 3.4 договора, а также указывает на необходимость дополнить п. 2.1 договора п.п. 2.1.10, п.п. 2.1.11, п.п. 2.1.12, п.п. 2.1.13.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалоб в отсутствие их предстаивтелей.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец выполняет функции управляющей компании в отношении многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных в г. Анапа Краснодарского края по следующим адресам: ул. Тургенева, д. 271, корп. 2; ул. Ленина, д. 143; бульвар Евскина, д. 5, корп. 1; мкр. 12-й, д. 40; ул. Горького, д. 62.

Ответчик является гарантирующим поставщиком электроэнергии и осуществляет поставку электроэнергии в вышеназванные МКД, собственниками помещений в которых с ответчиком заключены прямые договоры энергоснабжения.

Истцом получен проект договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме № 4700 от 07.08.2018.

Как указывает истец, 07.09.2018 в адрес ответчика был направлен протокол разногласий к договору энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме № 4700 от 07.08.2018, который ответчиком согласован не был («О протоколе разногласий» № 31НЭ-02/1978 от 26.09.2018).

Поскольку протокол разногласий ответчиком согласован не был, а условия проекта договора нарушают права и законные интересы истца, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением, в котором просит считать договор энергоснабжения № 4700 от 07.08.2018 заключенным на условиях истца, изложенных в Протоколе разногласий от 07.09.2018.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.

Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.

Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).

Согласно пункту 3 Правил N 124, договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

Согласно абз. 1 п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Суд первой инстанции, разрешая разногласия сторон в отношении спорных условий договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме № 4700 от 07.08.2018, руководствовался следующим.

Истец просит изменить п.п. 2.1.4 договора и изложить его текст в следующей редакции: «Уведомлять Исполнителя о действующих тарифах на электроэнергию, а также об их изменении путем направления информации на адрес электронной почты Исполнителя: aks-anapa@yandex.ru.».

Ссылка истца на пп. «д» п. 17 и п. 16 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее -Правила № 124), не может быть признана судом обоснованной, поскольку названные пункты не содержат прямого указания на наличие у гарантирующего поставщика соответствующей обязанности по уведомлению исполнителя о действующих тарифах на электроэнергию, а также об их изменении путем направления информации на адрес электронной почты исполнителя.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации информировать исполнителя коммунальных услуг о принятии уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов решения об изменении действующего тарифа.

Кроме того, как верно указывает ответчик со ссылкой на п. 11 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила № 442), обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется, в том числе, в соответствии с требованием об обеспечении предоставления потребителям

(покупателям) путем размещения в центрах очного обслуживания и (или) на официальном сайте в сети «Интернет», а также по их запросу следующей информации: размер и порядок расчета стоимости электрической энергии, действующие тарифы и льготы.

С учетом изложенного, указанные разногласия подлежат урегулированию в редакции, предложенной ответчиком, по тексту договора.

Также истец просит изменить п.п. 2.1.5 договора и изложить его текст в следующей редакции: «Уведомлять Исполнителя о дате проведения проверки показаний общедомовых приборов учета и (или) проверки их состояния, в установленных законодательством случаях.».

В силу пп. «е» п. 31 Правил № 354 снятие показаний общедомового прибора учета является обязанностью истца как исполнителя коммунальных услуг, который обязан ежемесячно, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Пункт 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6, предусматривает обязанность потребителя обеспечить учет электроэнергии.

В силу пп. «д» п. 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

С учетом вышеизложенного, п.п. 2.1.5 договора в редакции, предложенной ответчиком, т.е. по тексту договора, не нарушает вышеназванные положения действующего законодательства, а также права и законные интересы истца.

Вопреки доводам истца, не подлежит исключению из договора п.п. 2.1.8, поскольку предусмотренная названным подпунктом обязанность ответчика поставлена в зависимость от заключения истцом договора с оператором электронного документооборота, что для истца не является обязательным, как исходя из условий договора, так и исходя из действующего законодательства.

При этом, в случае оформления истцом соответствующих договорных отношений с оператором электронного документооборота п.п. 2.1.8 служит дополнительной гарантией исполнения ответчиком своих обязанностей по договору в части направления документов, связанных с исполнением договора.

Также истец просит суд исключить из редакции договора п.п. 2.2.4, согласно которому ответчик имеет право требовать от истца совершения действий, направленных на приостановление или ограничения режима потребления коммунального ресурса в отношении потребителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальных ресурсов.

Согласно п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с п. 1 (1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, «ограничение режима потребления» - полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики потребителя, в том числе уровня потребления электрической энергии, осуществляемое в порядке и в случаях, которые определяются настоящими Правилами;

«исполнитель» - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства;

«субисполнитель» - сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 1(2) Правил ограничения № 442 определено, что субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями настоящих Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

Введение ограничения режима потребления в отношении граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации (п. 17 (1) Правил ограничения № 442).

Согласно п. 114 Правил № 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Как указано выше, истец является управляющей организацией для многоквартирных жилых домов, в отношении которых заключается спорный договор энергоснабжения.

Все жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме, подключены к электроснабжению через общее имущество - через вводно-распределительное устройство и кабельные линии от ВРУ до жилых помещений. Отдельной выделенной линии и непосредственного подключения к сетям сетевой организации, минуя общедомовое оборудование многоквартирного дома, помещения не имеют.

По общему правилу ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса только до границы раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей.

Таким образом, истец, как управляющая организация многоквартирного дома, обеспечивает содержание и несет ответственность за все инженерные системы, относящиеся к общему имуществу.

Следовательно, в указанных правоотношениях управляющая организация, как лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии, но к энергопринимающим устройствам которой (к внутридомовым сетям) технологически присоединены объекты потребителя, является субисполнителем ограничения и несет все права и обязанности, установленные Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии для исполнителя ограничения.

Таким образом, редакция п.п. 2.2.4 договора, предложенная ответчиком, соответствует действующему законодательству Российской Федерации, а доводы истца о необходимости исключения данного пункта из условий договора основаны на неправильном толковании норм права.

Также истец просит дополнить п.п. 2.2.9 договора словами «с Потребителей» и изложить его в следующей редакции: «Взимать плату с Потребителей за действия ГП, связанные с введением полного и (или) частичного ограничения режима электропотребления и возобновлением электроснабжения».

Согласно п. 20 Правил ограничения № 442, инициатор введения ограничения, являющийся гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или производителем электрической энергии на розничном рынке, вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. втором и четвертом пп. «б» и пп. «д» п. 2 настоящих Правил, компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и возобновлению подачи электрической энергии, а также с совершением им действий, предусмотренных настоящими Правилами.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным принять п.п. 2.2.9 договора в редакции истца, дополнив его словами «с Потребителей», тем самым внеся правовую определенность во взаимоотношения сторон.

Кроме того, истец просил изложить п.п. 2.3.1 договора в следующей редакции: «Оплачивать ГП в порядке и сроки, установленные настоящим Договором, полученный объем электроэнергии (мощности), определяемый в соответствии с условиями настоящего Договора.».

Позиция истца подлежит отклонению судом ввиду следующего.

В соответствии с п.п. 68, 69, 70 Основных положений № 442 исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, потребители коммунальных услуг по электроснабжению, граждане - потребители электрической энергии приобретают электрическую энергию у гарантирующего поставщика на основании договора энергоснабжения.

Согласно п. 28 Основных положений № 442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) - оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В силу п. 78 Основных положений № 442 расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

С учетом изложенного, вышеназванные разногласия подлежат урегулированию в редакции, предложенной ответчиком, по тексту договора.

Также истец просит исключить п.п. 2.3.9 из договора, как противоречащий п.п. 2.1.6 договора, а также ЖК РФ.

Вместе с тем, как было указано выше, в силу пп. «е» п. 31 Правил № 354 снятие показаний общедомового прибора учета является обязанностью истца как исполнителя коммунальных услуг.

При этом, п.п. 2.1.6 обязанность по предоставлению исполнителю показаний комнатных, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления электроэнергии в жилых и нежилых помещениях, в целях определения объема электроэнергии для содержания общего имущества в многоквартирном доме, возложена на ответчика.

Таким образом, в силу пп. «д» п. 18 Правил № 124, пп. «е» п. 31 Правил № 354 и п.п. 2.1.6 договора, п.п. 2.3.9 договора надлежит изложить в следующей редакции: «Предоставлять ГП по форме приложения 4 к Договору до 12.00 часов 26-го числа текущего месяца показания коллективных (общедомовых) приборов учета снятые по состоянию с 23-го по 25 -е число текущего месяца, а также до 12.00 часов дня, следующего за датой расторжения настоящего Договора, по состоянию на 00.00 часов этого дня на бумажном носителе, заверенные подписью руководителя и своей печатью, по указанному в настоящем договоре почтовому адресу, либо одним из следующих способов: на электронный адрес: yakimenkoiv@nesk.ru, по телефону (факсу): (86133) 9-66-98, посредством «личного кабинета» на официальном сайте АО «НЭСК»: www.nesk.ru или электронного документооборота с использованием электронно-цифровой подписи через оператора электронного документооборота. В случае предоставления показаний приборов учета на электронный адрес или по телефону Исполнитель обязан предоставить показания приборов учета на бумажном носителе, заверенные подписью руководителя и своей печатью до получения платежных документов за данный расчетный период. «.

Истец просит изложить п.п. 2.3.14 договора в следующей редакции: «Обеспечить сохранность, целостность, исправность работоспособность, установленных коллективных (общедомовых) приборов учета, контрольных пломб, индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу коллективных (общедомовых) приборов учета в случае установления данных приборов на границе балансовой принадлежности.».

Из пп. «в», пп. «г» п. 6 Правил № 124 следует, что к заявке (оферте) прилагаются, в том числе, следующие документы или их копии, заверенные руководителем исполнителя или уполномоченным им лицом: документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее -

Постановление от 13.02.2006 № 83), указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии; документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета).

В силу п. 2 Основных положений № 442 точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

Граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок (п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861).

В силу п. 144 Основных положений № 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с разделом Х (Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках) с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.

Правила № 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 7 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 8 Правил № 491 определено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Исходя из специфики правового регулирования общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного жилищным законодательством, п. 8 Правил № 491 определяет границу внутридомовой системы сетей электроснабжения, которые входят в состав общего имущества, и границу эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса.

Данные требования установлены в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей, в сфере водоснабжения и водоотведения.

Граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит.

Спорный п.п. 2.3.14 договора возлагает на исполнителя соответствующие обязанности в отношении приборов учета, которые являются общедомовыми в понимании границ дома, тем самым не нарушает права и законные интересы истца.

Пункт 144 Основных положений № 442 допускает при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. Таким образом, использование приборов учета электрической энергии, установленных за пределами многоквартирных жилых домов, в качестве общедомовых возможно лишь при условии отсутствия технической возможности установки прибора на внешней границе стены многоквартирных домов либо при соблюдении сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в п. 150 Основных положений № 442.

Так, суд исходит из того, что в материалы дела не представлены доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности в МКД, управление которыми осуществляет истец.

С учетом изложенного, указанные разногласия подлежат урегулированию в редакции по тексту договора, без учета протокола согласования разногласий от 26.09.2018, как просит ответчик.

Истец просит суд исключить п.п. 2.3.16 договора, поскольку в случае, когда собственники при выборе способа управления - управляющая организация решили сохранить ранее действовавший порядок расчета с ресурсоснабжающей организацией, оснований для истребования такой информации у ресурсоснабжающей организации не имеется.

В редакции, предложенной ответчиком, п.п. 2.3.16 договора обязывает исполнителя в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса ГП предоставить сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В пп. «е» п. 6 Правил № 124 установлена обязанность управляющей организации по предоставлению в ресурсоснабжающую организацию при заключении договора на поставку коммунального ресурса документов, содержащих сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в МКД, а также об общей площади помещений в МКД, включая помещения, входящие в состав общего имущества в МКД, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками.

Поскольку редакция спорного пункта, предложенная ответчиком, не противоречит законодательству, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что разногласия подлежат урегулированию по тексту договора.

Поскольку выставление счетов на оплату коммунального ресурса в целях содержания общего имущества и направление их в адрес управляющей компании является, по мнению истца, обязанностью ГП, истец просит исключить из договора п.п. 2.3.17, а также дополнить п. 2.1 договора п.п. 2.1.10 следующего содержания: «Ежемесячно формировать, печатать и предоставлять Исполнителю документы (счета на оплату, счета-фактуры, акты приема-передачи электрической энергии) за потребленную электроэнергию в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.».

С учетом положений п. 11 Основных положений № 442 выставление потребителю (покупателю) счетов на оплату электрической энергии является обязанностью гарантирующего поставщика, возложение на потребителя бремени получения платежных документов действующим законодательством не предусмотрено.

На основании изложенного из договора подлежит исключению п.п. 2.3.17, предусматривающий обязанность исполнителя получать ежемесячно у ГП платежные документы за потребленную электроэнергию, а в случае перехода на электронный документооборот - получать документы, связанные с исполнением настоящего Договора, через оператора электронного документооборота.

При этом суд считает необходимым особо отметить, что в соответствии с действующим законодательством (ст.ст. 539, 541, 544 ГК РФ, п. 79, 81 Основных положений № 442), момент наступления обязанности по оплате потребителем (покупателем) электрической энергии, полученной от гарантирующего поставщика, не зависит от даты выставления счетов на оплату.

Счет на оплату не является основанием для возникновения у ответчика гражданских прав и обязанностей. Из системного толкования ст. 328 ГК РФ следует, что непредставление гарантирующим поставщиком счета на оплату не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате электроэнергии, так как выставление счета не является условием, относящимся к существу договора энергоснабжения, исполнение потребителем обязанности по оплате электроэнергии не является встречным по отношению к выставлению гарантирующим поставщиком счета за электроэнергию.

Кроме того, в части доводов истца о необходимости предоставления ответчиком в его адрес счетов-фактур, актов приема-передачи электрической энергии, суд учитывает, что поскольку законодательством не предусмотрено по договорам об энергоснабжении обязательного подписания актов выполненных работ (актов приема-передачи коммунальных ресурсов), а определение количества потребленных ресурсов осуществляется в соответствии с обязательными для сторон нормами, включение в договор таких условий может быть произведено только при достижении сторонами соглашения.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» также не устанавливает обязанности или необходимости оформления актов приема-передачи коммунальных ресурсов. Обязанность продавца выставить счет-фактуру предусмотрена налоговым законодательством, поэтому отсутствие соответствующего условия в договоре не освобождает ответчика от названной обязанности.

Как установлено судом, п. 4.4 договора предусмотрено, что оплата за потребленную электроэнергию за расчетный период производится исполнителем платежными поручениями на основании ежемесячно выставляемых ГП счетов, счетов-фактур не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным разрешить разногласия сторон в рассматриваемой части путем изложения первого абзаца п. 4.4 договора в следующей редакции: «Оплата за потребленную электроэнергию за расчетный период производится Исполнителем платежными поручениями на основании ежемесячно направляемых ГП счетов, счетов-фактур не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным.» (с учетом абз. 6 п. 11 Основных положений № 442 - обеспечение выставления потребителю (покупателю) счетов на оплату электрической энергии способами, допускающими возможность их удаленной передачи (почта, сеть «Интернет» и др.)).

Соответствующее требование истца о включении в п. 2.1 договора п.п. 2.1.10 договора удовлетворению судом не подлежит на основании вышеизложенного.

Истец также просит исключить п.п. 2.3.18 договора, согласно которому на истца (исполнителя) возлагается обязанность направлять уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров энергоснабжения непосредственно с ГП.

Доводы истца в указанной части подлежат отклонению судом с учетом абз. 4 п. 6 Правил № 354, согласно которому управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Таким образом, данные разногласия подлежат урегулированию в редакции, предложенной ответчиком, по тексту договора.

Кроме того, истец просит исключить п.п. 2.4.3 договора, согласно которому исполнитель имеет право получать ежемесячно у ГП платежные документы по договору.

Вместе с тем, как верно указывает ответчик, соответствующее право исполнителя вытекает из обязательства оплачивать электроэнергию, отпускаемую ГП.

Целесообразность исключения названного условия из договора истцом не обоснована, равно как и нарушение данным условием его прав и законных интересов.

Истец просит исключить как не соответствующий закону п. 3.2 договора, который предусматриваем, что при установке коллективных (общедомовых) приборов учета не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, количество отпущенной электроэнергии корректируется на величину потерь электроэнергии, возникающих в сети, на участке от места установки этих приборов до границы балансовой принадлежности электрических сетей.

Обязанность по оплате потерь в электрических сетях предопределяется принадлежностью этих сетей. По смыслу вышеприведенных правовых норм правомочия управляющей организации в отношении электрических сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме. Ни управляющая организация, ни ресурсоснабжающая организация не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 № 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 № 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 № 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 № 308-ЭС16-7314, точка поставки коммунальных услуг в многоквартирный дом, по общему правилу, должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями. Иное возможно лишь при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери энергии в этих сетях.

Разногласия в указанной части, тем не менее, подлежат урегулированию в редакции, предложенной ответчиком, по тексту договора, поскольку п. 3.2 договора лишь воспроизводит норму, предусмотренную абз. 2 п. 144 Основных положений № 442, и не возлагает на истца обязанность по оплате потерь в электрических сетях в условиях, в том числе, как было указано выше, непредставления доказательств отсутствия технической возможности установки приборов учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности в МКД, управление которыми осуществляет истец.

Истец также просит изменить редакцию п. 3.4 договора, предусмотреть условие о том, что ГП не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на оснащение МКД приборами учета, за исключением случаев, когда собственники помещений в МКД на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.

Доводы истца подлежат отклонению судом с учетом того, что законодателем мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, поскольку учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным.

Разногласия в указанной части также подлежат урегулированию в редакции, предложенной ответчиком, т.е. по тексту договора.

Из п. 5.1 договора истец просит исключить п.п. в), д), ж), и).

В соответствии с п. 8 Правил ограничения № 442 уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.

С учетом изложенного, из п. 5.1 договора подлежит исключению п.п. ж), как не предусмотренный действующим законодательством и с учетом возражений истца в данной части, а также п.п. и) в целях установления в договоре исчерпывающего перечня способов уведомления исполнителя о введении ограничения режима потребления.

При этом уведомление исполнителя посредством публикации на официальном сайте АО «НЭСК»: www.nesk.ru (п.п. д) п. 5.1. договора) возможно только в случае регистрации сайта в качестве средства массовой информации, т.е. в соответствии с п. 8 Правил ограничения № 442.

Суд первой инстанции дополнил преамбулу договора путем включения понятия «Сетевая организация» в редакции абз. 8 п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Требование истца о дополнении договора п.п. 2.1.11, согласно которому в случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета ГП обязан осуществлять расчет платы за поставленную электрическую энергию, необходимую для приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, на основании утвержденных в установленном порядке нормативов, отклоняется судом как необоснованное - с учетом включения в текст договора п.п. 3.1.1.

Также ответчик просит дополнить п. 2.1 договора п.п. 2.1.12, согласно которому на ГП возлагается обязанность незамедлительно сообщить исполнителю, в случае обнаружения, о несанкционированном подключении к внутридомовым электрическим сетям либо несанкционированном вмешательстве в работу приборов учета электрической энергии. Требования истца в данной части также не подлежат удовлетворению судом с учетом положений п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 7 Правил № 491.

Требование истца о дополнении договора п.п. 2.1.13, согласно которому ГП обязан предоставить возможность исполнителю, не реже 1 раза в три месяца, снимать показания коллективного (общедомового) прибора учета в тех многоквартирных домах, где внешняя стена многоквартирного дома не является границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подлежит отклонению судом с учетом пп. «е» п. 31 Правил № 354 (снятие показаний общедомового прибора учета является обязанностью истца как исполнителя коммунальных услуг).

Кроме того, истец просит дополнить раздел 3 договора п. 3.5 следующего содержания: «Границей балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей электроснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, в соответствии с ПП РФ от 13.08.2006г № 491.».

Суд первой инстанции счел возможным урегулировать разногласия в указанной части путем дополнения раздела 3 договора п. 3.5 в следующей редакции:

«3.5. В случае отсутствия подписанных между Исполнителем и Сетевой организацией актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности, указанные границы определяются согласно требованиям п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и в отношении электрических сетей внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с электрической сетью, входящей в многоквартирный дом».

Включение вышеназванного условия в договор вносит определенность во взаимоотношения сторон и не приведет к возложению на ответчика дополнительных обязательств и нарушению его прав и законных интересов.

Доводы жалоб являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, однако не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2019 по делу
№ А32-51062/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий Н.В. Нарышкина

Судьи Н.Н. Мисник

Т.Р. Фахретдинов