АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар | Дело № А32-55429/2020 | 05 августа 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2022 года
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего
Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца – акционерного общества «Адыгеятурист» – Сухова Е.Л. (доверенность от 01.04.2022), ответчика – департамента имущественных отношений Краснодарского края – Шапоренко Н.О. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие ответчиков: Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьих лиц – государственного казенного учреждения Краснодарского края «Управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края», Министерства природных ресурсов Краснодарского края, ГКУ «Комитет по лесу», государственного казенного учреждения Краснодарского края «Краснодаравтодор», Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022
по делу № А32-55429/2020, установил следующее.
АО «Адыгеятурист» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества
в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – департамент, управление), в котором просило:
1. исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения
о границах следующих земельных участков:
– с кадастровым номером 23:02:1104040:86, площадью 3012 кв. м, из земель особо охраняемых объектов, для размещения подъездной дороги, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское сельское поселение;
– с кадастровым номером 23:02:1104040:87, площадью 2687 кв. м, из земель особо охраняемых объектов, для размещения туристского комплекса, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское сельское поселение;
– с кадастровым номером 23:02:1104040:88, площадью 127 кв. м, из земель особо охраняемых объектов, для размещения блок-вагона 2-х секционного спального, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское сельское поселение, 26 км автодороги Даховская – Лагонаки;
– с кадастровым номером 23:02:1104040:89, площадью 49 кв. м, из земель особо охраняемых объектов, для размещения здания магазина, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Мезмайское сельское поселение;
2. обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:2478, площадью 13268 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в соответствии с изготовленным ООО «Госземкадастрсъемка» – ВИСХАГИ межевым планом;
3. обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества
в Краснодарском крае и Республике Адыгея согласовать в соответствии с межевым планом ООО «Госземкадастрсъемка» – ВИСХАГИ границы земельных участков
из состава лесных земель с кадастровым номером 23:02:1104040:28, площадью
1 025 830 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район; Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 62Б, части выделов 36,38,43, выдел 37; с кадастровым номером 23:02:1104040:27, площадью 110517 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Апшеронскоелесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 59Б, части выделов 41,42,46,51,52, квартал 62Б, путем подписания акта согласования границ и утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории для земельного участка площадью 13268 кв. м;
4. обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края согласовать в соответствии с межевым планом ООО «Госземкадастрсъемка» – ВИСХАГИ границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:1104040:566, площадью 290 045 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,., под объектами транспорта автомобильного, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, путем подписания акта согласования границ
и утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков
на кадастровом плане территории для земельного участка площадью 13 268 кв. м;
5. обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с межевым планом ООО «Госземкадастрсъемка»» - ВИСХАГИ сведения об измененных границах следующих земельных участков:
– с кадастровым номером 23:02:1104040:566, площадью 290045 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, под объектами транспорта автомобильного, находящийся в собственности субъекта федерации - Краснодарского края, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район;
– с кадастровым номером 23:02:1104040:28, площадью 1 025 830 кв. м, из состава лесных земель, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный
по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район; Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 62Б части выделов 36,38,43, выдел 37.
– с кадастровым номером 23:02:1104040:27, площадью 110 517 кв. м, из состава лесных земель, находящийся в собственности Российской Федерации, расположенный
по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, Апшеронское лесничество, Гуамское участковое лесничество, квартал 59Б части выделов 41,42,46,51,52, квартал 62Б.;
6. обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о категории земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 – земли особо охраняемых территорий; о виде разрешенного использования – для размещения туристского комплекса, а также внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости данного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 принято
для совместного рассмотрения с первоначальным встречное исковое заявление департамента со следующими требованиями:
– признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 площадью 12300 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район;
– признать отсутствующим право постоянного (бессрочного) пользования
АО «Адыгеятурист» (ИНН: 0105023044) на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 площадью 12300 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости от 20.12.2019 № 23:02:0000000:2478-23/051/2019-1;
– указать в резолютивной части, что настоящее решение является основанием для Управления Росреестра по Краснодарскому краю (ИНН: 2309090540) исключить (погасить) из Единого государственного реестра недвижимости регистрационную запись от 20.12.2019 № 23:02:0000000:2478-23/051/2019-1 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования АО «Адыгеятурист» (ИНН: 0105023044)
на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000: 2478 площадью 12300 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район;
– снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 площадью 12300 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район;
– указать в резолютивной части, что настоящее решение является основанием для Управления Росреестра по Краснодарскому краю (ИНН: 23090*50540) снять (аннулировать сведения) с государственного кадастрового учета земельный участок
с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 площадью 12300 кв. м, расположенный
по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район;
– признать отсутствующим право собственности АО «Адыгеятурист»
(ИНН: 0105023044) на сооружение – подъездная дорога, протяженностью 448 м,
с кадастровым номером 23:02:0000000:2480;
– указать в резолютивной части, что настоящее решение является основанием
для Управления Росреестра по Краснодарскому краю (ИНН: 2309090540) исключить (погасить) из Единого государственного реестра недвижимости регистрационную запись от 27.12.2019 № 23:02:0000000:2480-23/051/2019-1 о государственной регистрации права собственности АО «Адыгеятурист» (ИНН: 0105023044) на сооружение -подъездная дорога, протяженностью 448 м, с кадастровым номером 23:02:0000000:2480.
– снять с государственного кадастрового учета сооружение – подъездная дорога, протяженностью 448 м, с кадастровым номером 23:02:0000000:2480;
– указать в резолютивной части, что настоящее решение является основанием
для Управления Росреестра по Краснодарскому краю (ИНН: 2309090540) снять (аннулировать сведения) с государственного кадастрового учета сооружение – подъездная дорога, протяженностью 448 м, с кадастровым номером 23:02:0000000:2480.
Одновременно со встречным иском департамент обратился с заявлением
о принятии обеспечительных мер в виде:
– запрета Управлению Росреестра по КК совершать регистрационные действия
в отношении следующих объектов недвижимого имущества: земельный участок
с кадастровым номером 23:02:0000000:2478 площадью 12 300 кв. м, расположенный
по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район; сооружение – подъездная дорога, протяженностью 448 м, с кадастровым номером 23:02:0000000:2480.
Определением от 25.02.2022, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 23.05.2022, в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился
с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что существо испрашиваемых обеспечительных мер направлено на ограничение гражданского оборота прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:0000000:2478
и сооружения – подъездная дорога, протяженностью 448 м, с кадастровым номером 23:02:0000000:2480, поскольку при наличии заявленных требований существует возможность отчуждения АО «Адыгеятурист» указанных объектов третьим лицам,
что повлечет неблагоприятные последствия для Краснодарского края и невозможность исполнения судебного акта в будущем. По мнению департамента, обеспечительная мера связана с предметом спора, направлена на пресечение отчуждения спорного имущества третьим лицам, на предотвращение причинения значительного ущерба сторонам в деле, сохранение публичных интересов.
В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель департамента настаивал на доводах жалобы, представитель общества просил судебные акты оставить в силе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) основной целью судопроизводства в арбитражном суде является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Это предполагает не только возможность для заинтересованного лица обратиться в суд
за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса,
но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Одним из видов правовых гарантий реальности исполнения в будущем вступившего в законную силу судебного акта и предотвращения причинения значительного ущерба лицу, обратившемуся за судебной защитой своих прав и законных интересов, являются обеспечительные меры, регламентированные главой 8 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 90 Кодекса арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные
на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
При применении обеспечительных мер суд исходит из того, что согласно
статье 90 Кодекса обеспечительные меры направлены на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя и допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.11.2003 № 390-О целью обеспечительных
мер в арбитражном процессе и являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение затруднения или несвоевременности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, арбитражный
суд, исходя из конституционных целей правосудия, оценивает, насколько истребуемая конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2
статьи 90 Кодекса (определение Конституционного Суда Российской Федерации
от 09.04.2020 № 811-О).
Иными словами, обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
По правилам части 1 статьи 65, статьи 90, пункта 5 части 2 статьи 92 Кодекса
при подаче заявления о принятии обеспечительных мер заявитель должен аргументировать необходимость их принятия и привести доказательства, подтверждающие наличие реальной угрозы невозможности исполнения судебного акта
в будущем или причинения ему значительного ущерба.
По смыслу статьи 71 Кодекса оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» при оценке доводов заявителя
в соответствии с частью 2 статьи 90 Кодекса судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Обращаясь с заявлением о принятии обеспечительных мер, департамент указывал, что существо испрашиваемых обеспечительных мер направлено на ограничение гражданского оборота прав в отношении земельного участка с кадастровым
номером 23:02:0000000:2478 и сооружения – подъездная дорога, протяженностью 448 м,
с кадастровым номером 23:02:0000000:2480, поскольку при наличии
заявленных требований существует возможность отчуждения обществом указанных объектов третьим лицам, что повлечет неблагоприятные последствия
для Краснодарского края и невозможность исполнения судебного акта в будущем.
Исследовав и оценив доводы заявителя на предмет того, насколько истребуемая конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2
статьи 90 Кодекса, суды пришли к выводу департамент не обосновал каким образом
в результате принятия обеспечительных мер, с учетом заявленных требований,
будет обеспечен баланс интересов сторон.
Суды пришли к выводу о недоказанности департаментом того обстоятельства,
что непринятие испрашиваемых мер причинит ему ущерб или приведет
к затруднительности или невозможности исполнения судебного акта.
При этом суды обоснованно исходили из того, что для принятия судом обеспечительных мер недостаточно только субъективного опасения лица о возможном причинении ущерба – для этого необходимо представить суду достаточные доказательства обоснованности таких опасений, поскольку применение заявленных
мер не должно повлечь нарушение баланса интересов сторон и третьих лиц.
Кроме того, как правильно отмечено судами, принятие обеспечительных мер
не должно по существу предрешать исход спора, однако доводы заявителя, приведенные
в заявлении о принятии обеспечительных мер, фактически относятся к существу спора,
в связи с чем, подлежат проверке и оценке судом первой инстанции при разрешении дела. При удовлетворении рассматриваемого заявления о принятии обеспечительных мер достигается результат, который может быть достигнут только при удовлетворении заявленных по делу требований.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали департаменту
в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, являлись предметом исследования судов,
не свидетельствуют о нарушении ими норм права, в связи с чем, отклоняются, в том числе, по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу
№ А32-55429/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Артамкина
Судьи Е.И. Афонина
А.В. Садовников