ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-56905/2021 от 01.09.2022 АС Северо-Кавказского округа

810/2022-45576(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-56905/2021 01 сентября 2022 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2022 года. 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании  от ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  "Министерские озера"» (ИНН 2320203451, ОГРН 1122366010645) – Королевой О.В.  (доверенность от 06.09.2021), в отсутствие истца – акционерного общества  «Крайжилкомресурс» (ИНН 2308124997, ОГРН 1062308034920), извещенного о времени  и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,  рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания "Министерские озера"» на решение Арбитражного суда  Краснодарского края от 30.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 08.06.2022 по делу № А32-56905/2021, установил следующее. 

АО «Крайжилкомресурс» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд  с иском к ООО «Управляющая компания "Министерские озера"» (далее – компания)  о взыскании 371 273 рублей 82 копеек задолженности за услуги по обращению  с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). 

Решением от 30.03.2022, оставленным без изменения постановлением суда  апелляционной инстанции от 08.06.2022, с ответчика в пользу истца взыскано  371 273 рубля 82 копейки задолженности, а также 10 425 рублей расходов по уплате  государственной пошлины. 

В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и направить  дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, общество  приступило к выполнению обязанностей по вывозу ТКО только с момента подписания  договоров (13.02.2020). До 13.02.2020 услуги по вывозу ТКО оказывались  ООО «Эко-Град» на основании ранее заключенных договоров. За оказанные услуги 


[A1] ООО «Эко-Град» компания оплатила 306 700 рублей. Истец не представил доказательств  оказания услуг в спорный период, фактически услуги обществом не оказывались. 

Отзыв на жалобу в суд не поступил.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя  ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит  удовлетворению. 

Как следует из материалов дела, 06.02.2020 общество (региональный оператор)  и компания (потребитель) заключили договоры на оказание услуг по обращению с ТКО   № УК-6007, УК-6008, УК-6009, УК-6010, УК-6011, УК-6012, 13.02.2020 – договор   № УК-6016 (далее – договоры), по условиям которых региональный оператор обязуется  принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, обеспечивать их  транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии  с законодательством Российской Федерации, а потребитель – оплачивать услуги истца  в порядке и сроки, предусмотренные договором. 

Объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе КГО,  и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок)  накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяется  согласно приложению № 1 к договорам (пункты 2.2 договоров). 

В силу пунктов 3.3 договоров потребитель оплачивает услуги по обращению  с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга  по обращению с ТКО. 

В соответствии с пунктами 3.4 договоров потребитель самостоятельно получает  у регионального оператора акт оказанных услуг до 5-го числа месяца, следующего  за расчетным, и до 10-го числа этого месяца возвращает надлежащим образом  оформленный, подписанный уполномоченным лицом и скрепленный печатью (при ее  наличии) акт оказанных услуг региональному оператору либо предоставляет  мотивированный отказ от его подписания. 

В случае если в течение указанного в пунктах 3.4 договоров срока акт оказанных  услуг не будет подписан потребителем и представлен региональному оператору  и потребитель не представит в письменной форме мотивированный отказ от его  подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном  объеме (пункты 3.5 договоров). 

Как указывает истец, региональный оператор исполнил принятые обязательства  по договорам в полном объеме и оказал потребителю услуги по обращению с ТКО 


[A2] с 01.01.2020 по 31.10.2021. Возражений относительно объема и качества оказанных услуг  в установленный договором срок от потребителя не поступило. 

Оплата оказанных обществом услуг произведена компанией частично. По расчету  истца задолженность составила 371 273 рубля 82 копейки. 

Поскольку ответчик не оплатил данную задолженность в добровольном порядке,  общество обратилось в арбитражный суд с иском. 

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены  Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  (далее – Закон № 89-ФЗ), в силу которого региональные операторы заключают договоры  на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное  не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 309, 421, 425,  779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами обращения с твердыми  коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской  Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), установив оказание  обществом услуг по обращению с ТКО с 01.01.2020 по 31.10.2021, суды пришли к выводу  о наличии оснований для удовлетворения иска. 

Суды исходили из того, что отсутствие между сторонами заключенного договора  на оказание услуг по обращению с ТКО в спорный период не освобождает ответчика  от оплаты оказанных обществом услуг. 

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг  по обращению с ТКО является публичным. 

В силу пункта 8 (17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного  месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей  о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание  услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения  соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации. 

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения  в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год  действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой  информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов  государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте  в информационно-телекоммуникационной сети Интернет адресованное потребителям 


[A3] предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст  типового договора. 

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным  оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению  с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы  в соответствии с пунктами 8 (5) – 8 (7) Правил № 1156. Заявка потребителя  рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) – 8 (16) Правил № 1156. 

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку  потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) – 8 (7) Правил № 1156  в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается  заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день  после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного  договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети  Интернет. 

Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 № 6 статус регионального  оператора по обращению с ТКО по Белореченской зоне деятельности присвоен обществу. 

Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов  Краснодарского края от 18.12.2020 № 35/2020-ТКО установлен единый тариф на услугу  по обращению с ТКО для истца на территории Белореченской зоны деятельности. 

С 01.01.2020 общество начало осуществлять деятельность как региональный  оператор. 

Истец в целях исполнения законодательства опубликовал на сайте www.kgkr.ru для  потребителей услуг по обращению с ТКО уведомление о начале своей деятельности  и необходимости заключения с региональным оператором договора на оказание услуг  по обращению с ТКО. 

В соответствии с Правила № 1156 договор на оказание услуг по обращению  с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу  на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения  о заключении указанного договора. 

При этом согласно пунктам 2.4 договоров дата начала оказания услуг  по обращению с ТКО – 01.01.2020. 

В соответствии с пунктами 10.1 договор считается заключенным с даты его  подписания сторонами и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие  с 01.01.2020, и действует по 31.12.2020. 


[A4] Таким образом, стороны при заключении спорных договоров согласовали их  ретроспективный характер и распространили действие на возникшие между ними  отношения с 01.01.2020. 

В любом случае обязанность оплаты у потребителя услуг по обращению с ТКО  наступает с момента начала осуществления деятельности общества в качестве  регионального оператора – с 01.01.2020. До момента заключения договора между  сторонами в рассматриваемый период действовали типовые договоры на оказание услуг  по обращению с ТКО, что соответствует требованиям законодательства. 

Факт оказания услуг по вывозу ТКО подтвержден актами оказанных услуг  за спорный период. Возражений относительно объема и качества оказанных услуг  в установленный договорами срок от компании не поступало. Ответчик обязательств  в части оплаты услуг не исполнил. 

Ссылаясь на оказание услуг иным лицом в спорный период, компания не указала  правомерность оказания услуг не региональным оператором, не опровергла надлежащими  доказательствами факт оказания услуг именно обществом, действующем в соответствии  с наделенными полномочиями, не обосновала неправомерность предъявленного иска  с учетом заключенных сторонами договоров, предполагающих начало их действия  с 01.01.2020 (при том, что договоры подписаны ответчиком без замечаний). 

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных  актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального  и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с судебной оценкой  доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа. 

Оснований для отмены решения и постановления по доводам жалобы не имеется. 

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2022 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу   № А32-56905/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.Х. Ташу

Судьи Р.А. Алексеев   Л.А. Трифонова