810/2024-7624(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар Дело № А32-63785/2022 20 февраля 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года. Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца – администрации Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 01.06.2023), в отсутствие ответчика – администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьего лица – ФИО2, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу № А32-63785/2022, установил следующее.
Администрация Краснодарского края обратилась в арбитражный суд с иском к администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района о взыскании 1 111 085 рублей 60 копеек ущерба, причиненного объекту археологического наследия федерального значения – «Городище» (государственный номер 3354), пос. Кучугуры, в результате проведения на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0202002:948 земляных, строительных работ при строительстве индивидуального жилого дома.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2
Решением от 21.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.11.2023, с ответчика в пользу бюджета Краснодарского края взыскано 1 111 085 рублей 60 копеек вреда, причиненного объекту археологического наследия федерального значения – «Городище» (государственный номер 3354), пос. Кучугуры, на берегу моря, в результате проведенных на земельном участке
с кадастровым номером 23:30:0202002:948 земляных, строительных работ при строительстве индивидуального жилого дома, в размере стоимости проведения спасательных археологических полевых работ (раскопок).
В кассационной жалобе администрация Фонталовского сельского поселения Темрюкского района просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, ФИО3, подписавший разрешение на строительство, на основании распоряжения главы Фонталовского сельского поселения Темрюкского района от 08.10.2014 № 25-л освобожден от должности начальника отдела архитектуры, градостроительства и земельного контроля администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района. Более того, согласно журналу регистрации разрешений на строительство ответчик разрешение на строительство от 18.04.2014 № RU 23531312-393/1 не выдавал. Суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика об истребовании у управления Росреестра по Краснодарскому краю регистрационного дела в отношении спорного дома, в связи с чем необоснованно удовлетворил заявленные требования.
В отзыве администрация Краснодарского края просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, представитель ответчика не явился, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по данным единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечня выявленных объектов культурного наследия, материалов архива управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:30:0202002:948, расположенный по адресу: <...> находится на территории объекта археологического наследия – «Городище» (государственный номер 3354).
Памятник принят на государственную охрану решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 29.01.1975 № 63 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в Краснодарском крае».
Выявленный объект археологического наследия охраняется государством в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), Законом Краснодарского края от 17.08.2000 № 313-КЗ «О пообъектном составе недвижимых памятников истории и культуры местного значения, расположенных на территории Краснодарского края» (включен в перечень объектов культурного наследия местного значения, находящихся в собственности Краснодарского края).
На основании пункта 3.1 статьи 64 Закона № 73-ФЗ памятник отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр.
Объект культурного наследия зарегистрирован в реестре приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.05.2017 № 93509-р, регистрационный номер 231740922800006.
В управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края поступило заявление ФИО2 от 04.06.2021 № 78-10513/21 о выдаче заключения о возможности хозяйственного освоения земельного участка с кадастровым номером 23:30:0202002:948 площадью 1523 кв. м для строительства жилого дома по адресу: <...>.
В целях исполнения требований законодательства об объектах культурного наследия по заказу ФИО2 ООО «КубаньАрхСпас» разработало раздел «Об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в составе проектной документации: "Индивидуальный жилой дом на участке с кадастровым номером 23:30:0202002:948 по адресу: <...>"».
На момент обследования в марте 2021 года на территории указанного земельного участка уже имелись капитальное жилое строение с хозяйственными постройками.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края установило, что ответчик 18.04.2021 выдал ФИО2 разрешение на строительство № RU 23531312-393/1 индивидуального жилого дома (площадь застройки 336 кв. м) на земельном участке, расположенном по адресу: <...>. Право собственности на построенный дом зарегистрировано за ФИО2 14.12.2017.
В 2011 году разработаны материалы по обоснованию проекта генерального плана Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края, которые
размещены на официальном сайте администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края https://adm-fontalovskaya.ru/.
В материалах по обоснованию проекта генерального плана (том II) отражен объект культурного наследия «Городище», государственный номер 3354 (стр. 71), а также указано, что все виды работ на памятнике археологии и в его охранной зоне необходимо предварительно согласовывать с управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края.
Однако выдача разрешения на строительство № RU 23531312-393/1 индивидуального жилого дома (площадь застройки 336 кв. м) на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, не согласована с управлением.
В результате неправомерной выдачи разрешения выявленному объекту археологического наследия причинен вред – поврежден археологический культурный слой на площади 240 кв. м.
Истец произвел расчет вреда с применением сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), утвержденного приказом Министерства культуры СССР от 05.11.1990 № 321, инструктивных писем Министерства культуры Российской Федерации от 13.10.1998 № 01-211/16-14 и от 20.12.2011 № 107-01-39/10-КЧ, постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»; размер вреда составил 1 111 085 рулей 60 копеек.
Поскольку ответчик не возместил причиненный вред в добровольном порядке, администрация Краснодарского края обратилась в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) под убытками понимаются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статья 1082 Гражданского кодекса предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 данного Кодекса).
В силу частей 4, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) действие градостроительного регламента
не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
На основании пункта 6 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей на момент выдачи спорного разрешения на строительство) в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация об объектах культурного наследия.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка (пункт 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство).
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, применив положения гражданского, земельного и градостроительного законодательства, установив факт причинения вреда объекту археологического наследия в результате выдачи администрацией Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края разрешения на строительство без согласования с управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, на основании чего объекту археологического наследия причинен вред (поврежден археологический культурный слой на площади 240 кв. м), пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика убытков в размере стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия.
Суды установили, что в 2011 году разработаны материалы по обоснованию проекта генерального плана Фонталовского сельского поселения Темрюкского района
Краснодарского края, которые размещены на официальном сайте администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края https://adm-fontalovskaya.ru/.
Схема территориального планирования Фонтановского сельского поселения Темрюкского района утверждена ранее выданного разрешения на строительство.
В разрешении на строительство, выданном администрацией Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края от 18.04.2014 № RU 23531312-393/1, указана разрешенная площадь застройки индивидуального жилого дома – 336 кв. м.
Таким образом, в результате неправомерной выдачи разрешения на строительство с разрешенной площадью застройки 336 кв. м осуществлено возведение индивидуального жилого дома на территории объекта культурного наследия «Городище» в нарушение законодательства об объектах культурного наследия без согласования с уполномоченным органом и учета императивного указания закона на запрет проведения земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия.
Согласно статье 40 Закона № 73-ФЗ под сохранением объекта археологического наследия в исключительных случаях понимаются спасательные археологические полевые работы, осуществляемые в порядке, определенном статьей 45 Закона № 73-ФЗ, с полным или частичным изъятием находок из раскопов с целью передачи обнаруженных культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации (пункт 9 статьи 45 Закона № 73-ФЗ).
Статья 61 Закона № 73-ФЗ, предусматривающая обязанность лиц, причинивших вред объектам археологического наследия, возместить этот вред в виде оплаты стоимости указанных в статье 40 Закона № 73-ФЗ мероприятий, не исключает действия общих положений Гражданского кодекса о возможности взыскания документально обоснованных еще не понесенных расходов.
При этом правила Закона № 73-ФЗ не дают оснований и не могут быть истолкованы как направленные на улучшение положения причинителей вреда и ухудшение положения взыскателей вреда за причинение ущерба объектам культурного наследия по сравнению с тем, как положение тех же лиц определено Гражданским кодексом для случаев причинения ущерба иному имуществу. В данном случае размер вреда в силу Закона № 73-ФЗ и по обстоятельствам дела определен в размере стоимости спасательных археологических полевых работ.
С учетом изложенных норм и невозможности восстановления объекта культурного наследия или его замены вещью того же рода и качества ввиду уникальности этого
объекта суды указали, что названные работы являются особым, прямо установленным законом способом восстановления нарушенного права от причинения вреда объекту археологического наследия, и правомерно взыскали 1 111 085 рублей 60 копеек ущерба.
Ссылка ответчика на то, что согласно журналу регистрации разрешений на строительство он разрешение на строительство от 18.04.2014 № RU 23531312-393/1 не выдавал, не может приниматься во внимание, так как в материалы дела представлена копия данного разрешения, подписанного начальником отдела архитектуры, градостроительства и земельного контроля администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района ФИО3 Ответчик не оспаривает наличие такого сотрудника в момент выдачи разрешения, само разрешение им в установленном порядке не оспорено, о фальсификации доказательств не заявлено.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Оснований для отмены решения и постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2023 по делу № А32-63785/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Х. Ташу Судьи О.В. Бабаева О.Л. Рассказов