ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-6477/2017 от 26.06.2018 АС Северо-Кавказского округа

020/2018-25065(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар Дело № А32-6477/2017 26 июня 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2018 года. 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего  судьи Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном  заседании от заявителя – индивидуального предпринимателя Поздняковой Анастасии  Сергеевны (ИНН 235620419807 ОГРНИП 3162373000538 – Позднякова Е.В.  (доверенность от 30.02.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия –  администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района  (ИНН 2356044276, ОГРН 1052331330556) – Косенко А.В. (доверенность от 17.05.2018),  рассмотрев кассационную жалобу администрации Усть-Лабинского городского поселения  Усть-Лабинского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края  от 21.12.2017 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 21.03.2018 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Ильина М.В.)  по делу № А32-6477/2017, установил следующее. 

Индивидуальный предприниматель Позднякова Анастасия Сергеевна (далее –  предприниматель) обратилась в арбитражный суд к администрации Усть-Лабинского  городского поселения Усть-Лабинского района (далее – администрация) с заявление в  котором просила: 

– признать незаконным решение администрации, выразившееся в отказе  от 26.01.2017 в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды  земельного участка, общей площадью 4564 кв. м с кадастровым номером 23:35:0547007:4,  расположенного по адресу: Усть-Лабинск, северная часть, вид разрешения использования –  сельскохозяйственное использование, земли населенных пунктов; 

– обязать администрацию принять решение о предоставлении в аренду земельного  участка общей площадью 4564 кв. м с кадастровым номером 23:35:0547007:4, подготовить 


проект договора аренды земельного участка и направить в адрес предпринимателя не  позднее двухнедельного срока с момента вступления в законную силу решения. 

Требования обоснованы ссылками на нормы Земельного кодекса Российской  Федерации (далее – Земельный кодекс) и мотивированы незаконностью действий органа  местного самоуправления, повлекших отказ в допуске предпринимателя (единственного  лица, подавшего заявку на участие в аукционе) к участию в торгах на право заключения  договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0547007:4. 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017, оставленным  без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 21.03.2018, требования удовлетворены. Признано незаконным решение администрации,  выразившееся в отказе от 26.01.2017 в допуске предпринимателя к участию в аукционе на  право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером  23:35:0547007:4. На администрацию возложена обязанность в течение двух недель с даты  вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении  предпринимателю в аренду земельного участка, а также подготовить и направить  заявителю подписанный администрацией проект договора аренды. 

Суды установили, что администрация опубликовала сообщение о проведении  торгов (аукциона) на право заключения договора аренды земельного участка с  кадастровым номером 23:35:0547007:4 площадью 4564 м, расположенного по адресу:  г. Усть-Лабинск, северная часть (лот № 2), разрешенное использование: для  сельскохозяйственного использования, категория земель: земли населенных пунктов.  Ознакомившись с информационным сообщением о проведении торгов, опубликованным в  газете «Сельская Новь» от 24.12.2016 № 145 (13579), предприниматель подал в  администрацию заявление об участии в аукционе. К заявлению приложены следующие  документы: копия паспорта, копия свидетельства о присвоении ИНН, ОГРНИП,  реквизиты банковского счета, выписка из Единого государственного реестра  индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП), копия квитанции о внесении  задатка. Предпринимателю направлено уведомление от 26.01.2017 о принятом рабочей  группой по рассмотрению заявок на участие в аукционе решении об отказе в допуске  заявителя к участию в торгах. В протоколе заседания рабочей группы от 26.01.2017 № 24  отражено, что предприниматель, не являющийся главой крестьянского (фермерского)  хозяйства, не имеет права участвовать в данном аукционе. Отказ в допуске к участию в  торгах по указанному лоту мотивирован необходимостью соблюдения подпункта 3 пункта  8 статьи 39.12 Земельного кодекса. Аукцион по соответствующему лоту признан  несостоявшимся ввиду непоступления заявок от иных претендентов. Решение об отказе в 


допуске предпринимателя к участию в аукционе (по лоту № 2) оспорено им в  арбитражном суде. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались  положениями статей 39.6, 39.11, 39.12 и 39.18 Земельного кодекса. По общему правилу  договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Аукцион является  открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10  статьи 39.11 Земельного кодекса. Участниками аукциона на право заключения договора  аренды земельного участка в случае предоставления такого участка для осуществления  крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности являются граждане и  крестьянские (фермерские) хозяйства (абзац второй пункта 10 статьи 39.11 Земельного  кодекса). Предприниматель, в числе дополнительных видов деятельности которого  значатся выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных  культур, разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока  (выписка из ЕГРИП от 18.02.2017), вправе был претендовать на участие в торгах на  заключение договора аренды спорного земельного участка в порядке, предусмотренном  статьей 39.18 Земельного кодекса, в целях, указанных в опубликованном администрацией  информационном сообщении. Возражения органа местного самоуправления о том, что  предприниматель не относится к числу лиц, обладающих правом подачи заявки на  участие в аукционе, признаны судами не соответствующими нормам земельного  законодательства, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам. Таким образом, предприниматель незаконно не был допущен органом  местного самоуправления к участию в аукционе. Являясь единственным лицом, подавшим  заявку на участие на торгах, предприниматель имел бы право требовать от  уполномоченного органа заключения с ним договора аренды земельного участка по  результатам аукциона, признанного несостоявшимся (пункты 19, 20 статьи 39.12  Земельного кодекса). Поэтому суд первой инстанции в целях восстановления нарушенных  прав заявителя посчитал возможным обязать администрацию принять решение о  предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:35:0547007:4 в аренду  предпринимателю с направлением последнему проекта договора аренды. Судебные  расходы распределены между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). 

Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в  кассационном порядке. Уполномоченный орган в жалобе просит указанные акты  отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение  (неправильное применение) судами норм материального права, а также несоответствие 


судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.  Жалоба органа местного самоуправления мотивирована следующим. Позиция судов  первой и апелляционной инстанций о том, что граждане, занимающиеся  предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и  зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут участвовать в  аукционе по предоставлению земельного участка, находящегося в публичной  собственности, применительно к положениям статьи 39.18 Земельного кодекса, является  ошибочной. Нормами Земельного кодекса четко определен круг субъектов, которые могут  принять участие в аукционе при предоставлении земельного участка для осуществления  крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (абзац второй пункта 10 статьи  39.11 Земельного кодекса). К числу таких лиц относятся граждане и крестьянские  (фермерские) хозяйства. Предприниматель не регистрировался (не осуществлял  деятельность) в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Основным видом  деятельности предпринимателя является осуществление деятельности агентств  недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (выписка из ЕГРИП по  состоянию на 18.02.2017). Такое лицо не вправе было подавать заявку на участие в  аукционе, организованном органом местного самоуправления по правилам статьи 39.18  Земельного кодекса в связи с обращением ранее двух глав крестьянских (фермерских)  хозяйств с заявлениями о предоставлении спорного участка в аренду. Поскольку недопуск  к участию в торгах предпринимателя являлся правомерным, предусмотренных законом  оснований для удовлетворения требований заявителя у судебных инстанций не имелось. 

Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также  законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Заявитель полагает, что  вправе был претендовать на заключение договора аренды в отношении земельного  участка с кадастровым номером 23:35:0547007:4 в порядке, предусмотренном  положениями статьи 39.18 Земельного кодекса, и в заявленных целях (предоставление  участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности). 

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы  кассационной жалобы, которую просил удовлетворить. 

Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения жалобы по  мотивам, приведенным в отзыве. На вопрос суда пояснил, что предприниматель не  зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Намеревается  использовать земельный участок, предоставленный для осуществления деятельности  крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве предпринимателя (с учетом  дополнительных видов деятельности, предусмотренных в ЕГРИП). 


Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав  представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит  оснований для удовлетворения кассационной жалобы. 

Как видно из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства  Пилипенко Раиса Александровна 07.07.2016 обратилась к главе Усть-Лабинского  городского поселения Усть-Лабинского района с заявлением о предоставлении в аренду  земельного участка площадью 4564 кв. м с кадастровым номером 23:35:0547007:4,  расположенного по адресу: г. Усть-Лабинск, северная часть. Заявление подано главой  хозяйства в отношении образованного земельного участка из земель населенных пунктов,  предназначенного для сельскохозяйственного использования, на основании пункта 1  статьи 39.18 Земельного кодекса (л. д. 39). 

Администрацией в газете «Сельская Новь» от 28.07.2016 № 82 (13516)  опубликовано информационное сообщение о предстоящем предоставлении в аренду  земельного участка площадью 4564 кв. м с кадастровым номером 23:35:0547007:4,  расположенного по адресу: г. Усть-Лабинск, северная часть, разрешенное использование –  для сельскохозяйственного использования, категория земель – земли населенных пунктов. 

От главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тупотилова Анатолия  Анатольевича 09.08.2016 на имя главы Усть-Лабинского городского поселения Усть- Лабинского района поступило заявление о намерении участвовать в аукционе на право  заключения договора аренды земельного участка площадью 4564 кв. м с кадастровым  номером 23:35:0547007:4 (л. д. 40). 

Руководствуясь пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса, администрация  опубликовала сообщение о проведении аукциона на право заключения договора аренды  земельного участка площадью 4564 кв. м с кадастровым номером 23:35:0547007:4,  расположенного по адресу: г. Усть-Лабинск, северная часть (лот № 2), разрешенное  использование: для сельскохозяйственного использования, категория земель: земли  населенных пунктов. Участниками аукциона могут быть граждане и крестьянские  (фермерские) хозяйства (юридические лица, а также главы крестьянских (фермерских)  хозяйств – индивидуальные предприниматели). 

Предприниматель, ознакомившись с информационным сообщением о проведении  торгов, опубликованным в газете «Сельская Новь» от 24.12.2016 № 145 (13579), обратился  с заявкой на участие в аукционе. К заявке приложены следующие документы: копия  паспорта предпринимателя, копия свидетельства о присвоении ИНН, ОГРНИП, реквизиты  банковского счета, выписка из ЕГРИП, копия квитанции о внесении задатка (л. д. 26).  Основным видом деятельности предпринимателя является осуществление деятельности 


агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (то есть риэлторские  услуги), что подтверждает выписка из ЕГРИП по состоянию на 18.02.2017 (л. д. 11 – 13). 

Рабочей группой администрации по рассмотрению заявок на участие в аукционе  принято решение об отказе предпринимателя в допуске к участию в аукционе на право  заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0547007:4,  о чем последнему направлено уведомление от 26.01.2017 (л. д. 72). 

В протоколе заседания рабочей группы администрации от 26.01.2017 № 24  отражено, что предприниматель, не являющийся главой крестьянского (фермерского)  хозяйства, не имеет права участвовать в данном аукционе. Отказ в допуске к участию в  аукционе по лоту № 2 мотивирован подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.12 Земельного  кодекса. Ввиду отказа в допуске предпринимателя к участию в торгах и отсутствия заявок  на участие в торгах (по лоту № 2) от иных претендентов, аукцион по указанному лоту  признан несостоявшимся (пункт 19 статьи 39.12 Земельного кодекса). 

Ссылаясь на незаконность решения уполномоченного органа об отказе в допуске  предпринимателя к участию в торгах (аукционе), нарушающего его права (интересы) в  сфере предпринимательской деятельности, последний оспорил его в арбитражном суде. 

В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. 

Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа,  осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий:  их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и  законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных  препятствий для осуществления такой деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса). 

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса  договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. 

Договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности,  заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления его гражданам и  крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским)  хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса  (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса). 

В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского)  хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским 


(фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не  превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает  опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в  порядке, установленном для официального опубликования (обнародования)  муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту  нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на  официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной  сети «Интернет» (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса). 

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления  иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе  не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их  подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или  уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18  Земельного кодекса). 

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения  заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в  аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений  принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения  аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о  проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения  договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении  участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса). 

Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев,  предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи (пункт 9 статьи 39.11 Земельного  кодекса) 

Участниками аукциона, проводимого в случае предоставления земельного участка  для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности являются  граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства (абзац второй пункта 10 статьи 39.11  Земельного кодекса). 

Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о  проведении аукциона срок следующие документы: заявка на участие в аукционе по  установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских  реквизитов счета для возврата задатка; копии документов, удостоверяющих личность  заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык 


документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с  законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является  иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка (пункт 1  статьи 39.12 Земельного кодекса). 

Заявитель не допускается к участию в аукционе в случаях, предусмотренных  пунктом 8 статьи 39.12 Земельного кодекса, в том числе, при подаче заявки на участие в  аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными  законами не имеет права быть участником конкретного аукциона (подпункт 3). 

Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе,  который должен содержать, в частности, сведения о заявителях, не допущенных к  участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Протокол  подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня  рассмотрения заявок и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий  день после дня подписания протокола (пункт 9 статьи 39.12 Земельного кодекса). 

Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к  участию в аукционе, организатор направляет уведомления о принятых в отношении них  решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в  пункте 9 настоящей статьи (пункт 10 статьи 39.12 Земельного кодекса). 

В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в  аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или  о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного  заявителя, аукцион признается несостоявшимся (пункт 12 статьи 39.12 Земельного  кодекса). 

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана  только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в  аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в  аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и  указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный  орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить  заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта  договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного  участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной  платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка  определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона (пункт 14 статьи 39.12  Земельного кодекса). 


Исследовав и оценив представленные доказательства, судебные инстанции пришли  к выводу о том, что предприниматель вправе был претендовать на заключение договора  аренды спорного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 Земельного кодекса.  Поэтому суды признали незаконным решение уполномоченного органа о недопуске  предпринимателя к участию в аукционе на право заключения договора аренды участка  площадью 4564 кв. м с кадастровым номером 23:35:0547007:4 (лот № 2). 

В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд  указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия,  принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных  интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса). 

Установив, что отказ в недопуске предпринимателя к участию в торгах незаконен,  а заявка последнего соответствовала требованиям, предусмотренным статьей 39.11  Земельного кодекса, суд первой инстанции с целью восстановления нарушенных прав  (интересов) заявителя возложил на администрацию обязанности по принятию решения о  предоставлении земельного участка в аренду и направлению предпринимателю проекта  договора аренды. 

Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами  первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм  материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть  1 статьи 286 Кодекса). 

Доводы администрации о неправильном применении судами к спорным  отношениям норм Земельного кодекса, повлекшем ошибочный вывод о незаконности  отказа уполномоченного органа в допуске предпринимателя к участию в торгах, не  принимаются. Суд округа не может не учитывать выводы, содержащиеся в постановлении  Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.09.2017 по делу № А32-6478/2017  (по спору между сторонами со схожими фактическими обстоятельствами). Суд округа по  названному деле признал, что предприниматель, в числе дополнительных видов  деятельности которого значатся выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых  культур и семян масличных культур, разведение молочного крупного рогатого скота,  производство сырого молока, вправе был претендовать на участие в торгах на заключение  договора аренды спорного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18  Земельного кодекса. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных  актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено. 


Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 и постановление  Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 по делу № А32-6477/2017  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Председательствующий В.Е. Епифанов 

Судьи А.И. Мещерин 

 И.В. Сидорова