апелляционной инстанции по проверке законностии обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу
г. Краснодар Дело № | А-32-7215/2007-26/182 | ||||
“16” | января | 2008 г. | |||
Арбитражный суд Краснодарского края в составе: | |||||
председательствующего | ФИО1 | ||||
Судей: | ФИО2 и ФИО3 | ||||
при ведении протокола судебного заседания председательствующим | |||||
рассмотрев апелляционную жалобу ФИО4, ООО «Фирма «Эффект», Краснодарской городской организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов и ООО ТП «Искра» г.Краснодар на решение арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2007 г. по делу №А-7215/2007-26/182 (судья Ветер И.В.) по заявлению ФИО4, ООО «Фирма «Эффект», Краснодарская городская организация Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов и ООО ТП «Искра» г. Краснодар к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, к Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка При участии в заседании: От заявителя: ФИО4 – паспорт 03 04 №6005570, выдан 30.09.03 г. УВД Карасунского округа г. Краснодара от ООО фирма «Эффект»: ФИО4, представитель, доверенность от 26.09.07 г. от Краснодарской городской организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов: ФИО4, представитель, доверенность от 09.07.07 г. от ООО ТП «Искра»: ФИО4, представитель, доверенность от 26.09.07 г. от Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар: ФИО5, представитель, доверенность от 09.01.07 г от Администрации муниципального образования город Краснодар: ФИО6, представитель, доверенность от 12.12.2007 г. | |||||
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, г. Краснодар, ООО «Фирма «Эффект» г. Краснодар, Краснодарская городская организация Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов г. Краснодар, ООО Торговое предприятие (ТП) «Искра» г. Краснодар (заявители) обратились в суд с заявлением к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (Департамент) и Администрации муниципального образования город Краснодар (Администрация) с учетом уточненных требований, о признании незаконными: отказ Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в приватизации земельного участка площадью 280 кв.м., расположенного в <...> и бездействие Администрации муниципального образования город Краснодар в неизготовлении проекта границ и кадастровой карты (плана) земельного участка и заявители просили обязать Департамент подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, а Администрацию муниципального образования город Краснодар обязать изготовить и утвердить проект границ указанного земельного участка, изготовить кадастровую карту (план) земельного участка и направить заявителям подготовленный проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2007 г. отказДепартамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар в приватизации земельного участка общей площадью 280 кв.м., расположенного в <...> признан незаконным.
В удовлетворении остальной части требований заявителям отказано.
ФИО4, ООО «Фирма «Эффект», КГО «Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов» и ООО ТП «Искра» не согласились с принятым 30.07.2007 г. по настоящему делу судебным актом и подали апелляционную жалобу, в которой указали, что в соответствии с требованиями ст.ст. 34 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлениям граждан и юридических лиц о приобретении прав на земельный участок должен обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, а также обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и утвердить его.
Кроме того, орган местного самоуправления должен подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении указанного договора, однако Администрация муниципального образования город Краснодар не рассмотрела их заявление о приобретении прав на указанный земельный участок, не обеспечила изготовление кадастровой карты (плана) и проекта границ земельного участка, не утвердила проект границ земельного участка и не направила его заявителям, поэтому последние просят решение арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2007 г. в части отказа в признании бездействия Администрации муниципального образования г. Краснодар отменить и принять новый судебный акт по данному требованию.
В судебном заседании 16.01.2008 г. представитель заявителей поддержал требования апелляционной жалобы и просил суд апелляционной инстанции отменить решение арбитражного суда от 30.07.2007 г. и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить в полном объеме требования заявителей.
В отзывах на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования город Краснодар и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар считают несостоятельными доводы заявителей, изложенные в указанной жалобе и просили решение арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело пересматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости и допустимости, суд апелляционной инстанции установил.
Как следует из материалов дела, 09.02.2007 г. заявители, являющиеся собственниками нежилых помещений здания литер «Г 89» по ул. Октябрьская 177/1 в г. Краснодаре (л.д. 70, 104, 126 т. 1), обратились в Администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением (л.д. 127 т. 1) о приобретении прав на земельный участок, в котором просили предоставить им в общую долевую собственность земельный участок площадью 280 кв.м. для эксплуатации магазинов, находящихся в здании литер «Г 89», расположенным на земельном участке по ул. Октябрьская 177/1 в г. Краснодаре.
При этом заявители просили Администрацию муниципального образования город Краснодар обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, содержащей сведения о местоположении земельного участка и градостроительной документации и утвердить проект границ указанного земельного участка.
Письмом № 4083.49 от 14.03.2007 г. Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар отказал заявителям в представлении в собственность земельного участка по ул. Октябрьская 177/1 в г. Краснодаре на том основании, что в соответствии с Распоряжением главы муниципального образования город Краснодар от 21.06.2006 г. № 1847-р «О внесении изменений в распоряжение главы муниципального образования город Краснодар» от 10.02.2006 г. № 300-р «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд в целях размещения объектов социальной, инженерной инфраструктуры и жилищного строительства в городе Краснодаре», в городе Краснодаре зарезервированы для муниципальных нужд сроком на три года из земель поселений земельные участки, общей площадью 10081341,2 кв. м., в которые входит и испрашиваемый заявителями земельный участок и что предоставление земельных участков, в пределах зарезервированной для муниципальных нужд территорий, необходимых для эксплуатации объектов недвижимого имущества, возможно только в аренду, и далее Департамент указал, что для изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка необходимо утвердить проект границ земельного участка для чего заявителям следует обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (л.д. 17-18 т. 1).
Между тем, на обращение суда апелляционной инстанции, ни Администрация муниципального образования город Краснодар, ни Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар не предоставили достоверных сведений о том, что испрашиваемый заявителями земельный участок по состоянию на 09.02.2007 г. был зарезервирован для муниципальных (города Краснодара) нужд.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Пунктом 6, 7 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного заявления принимают решение о предоставлении земельного участка либо готовят проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимают решение о предоставлении земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляют им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Таким образом, п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, говорит о принятии указанными органами государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка при поступлении заявления со всеми необходимыми документами, а пункты 7 и 8 этой же статьи Земельного кодекса предусматривают особенности данной процедуры в случае отсутствия кадастровой карты (плана) на эту землю.
Из указанного следует, что обязанность по изготовлению кадастровой карты (плана) лежит на органе местного самоуправления.
Отсутствие кадастрового плана земельного участка не является основанием, при котором исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязательств по подготовке проекта договора и направлении его заявителю.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник объекта недвижимости вправе по своему выбору приобрести в аренду или собственность земельный участок, на котором находится объект.
Отказ в предоставлении земельного участка в собственность возможен только в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации). Пункт 4 указанной статьи к таким случаям относит изъятие земельного участка из оборота, запрет, установленный федеральным законом на приватизацию земельного участка, резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
А поскольку Администрация муниципального образования город Краснодар и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар не представили в суд доказательств наличия оснований для отказа в выкупе земельного участка, площадью 280 кв.м. по ул. Октябрьская 177/1 в г. Краснодаре, а Департамент муниципальной собственности и городских земель отказал заявителям в приватизации указанного земельного участка, поэтому суд 1-ой инстанции правильно признал этот отказ незаконным.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Администрация муниципального образования город Краснодар не предприняла каких-либо мер для исполнения своей обязанности по заявлению ФИО4, ООО «Фирма «Эффект», КГО Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов и ООО ТП «Искра» от 09.02.2007 г. по обеспечению изготовления кадастровой карты (плана) испрашиваемого земельного участка и утверждения проекта его границ. Указанные бездействия Администрации нарушили права заявителей, поэтому их следует признать незаконными.
Поскольку для подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и направлении его заявителям последние, совместно с Администрацией муниципального образования город Краснодар должны произвести определенные действия (оплатить работы) по установлению границ на местности, закреплению земельного участка, кадастровому учету за счет заявителей, возложение на этой стадии обязанности на Администрацию по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлении его заявителям является преждевременным.
Выполнение Администрацией обязанности по направлению заявителям проекта договора предшествуют действия по установлению границ и изготовлению кадастровой карты земельного участка, поэтому на этой стадии, в качестве способа защиты нарушенного права, следует обязать ее выполнить требования п.п. 7, 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что принятое 30.07.2007 г. по настоящему делу решение подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 1 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2007 г. по делу № А-32-7215/2007-26/182 – изменить.
Признатьнезаконным бездействие Администрации муниципального образования город Краснодар по заявлению ФИО4, ООО «Фирма «Эффект», КГО Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов и ООО ТП «Искра» от 09.02.2007 г.
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар, в соответствии с пунктами 7, 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, утвердить проект границ и обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка площадью 280 кв.м., расположенного в <...>.
В остальной части решение арбитражного суда от 30.07.2007 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий | ФИО1 |
Судьи | ФИО3 |
ФИО2 |