АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
Дело № А32-7867/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя– акционерного общества «Краснодаргоргаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 17.11.2021), в отсутствие заинтересованного лица? Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***>,
ОГРН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по делу № А32-7867/2021, установил следующее.
АО «Краснодаргоргаз» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд
с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (далее – управление),
в котором просило признать незаконными действия (бездействия) государственного регистратора об отказе в постановке на государственный кадастровый учет
и государственной регистрации права на подземный газопровод низкого давления диаметром 325 мм, протяженностью 251 м, расположенный по адресу: г. Краснодар,
ул. 1 Мая, от существующего газопровода низкого давления по ул. Солнечной, выраженного в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 13.01.2021 № КУВД-001/2020-16359514/3, возложить на управление обязанность осуществить постановку на государственный кадастровый учет указанный объект и зарегистрировать права на него.
Решением суда от 13.08.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.10.2021, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивирован тем, что отказ регистрирующего органа в постановке на кадастровый учет подземного газопровода низкого давления по причине отсутствия правоустанавливающих документов является незаконным, поскольку право собственности на спорный объект подтверждается планом приватизации.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты
и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, отказ государственного регистратора в постановке на государственный кадастровый
учет газопровода низкого давления обусловлен отсутствием документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости,
о кадастровом учете которого представлено заявление.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих
в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба
не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 23.09.2020 заявитель обратился в управление с заявлением № MFC-0502/2020-33171-1 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав
на недвижимое имущество.
Управление 13.10.2020 приостановило осуществление действий
по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав
до 13.01.2021. Основанием для приостановления послужило отсутствие копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости,
о кадастровом учете которого представлено заявление.
25 декабря 2020 года заявитель обратился в управление с жалобой
№ ИП/1402-04/2020/13073, в которой просил разъяснить относится ли план приватизации и акт приемки в эксплуатацию газопроводов, правоустанавливающими документами,
если нет, то какие документы будут являться доказательством необходимыми
для государственной регистрации права.
В ответ на жалобу управление в письме от 25.01.2021 № 15.220/2649 указало,
что решение об осуществлении или отказе в государственной регистрации
прав принимается в каждом случае государственным регистратором самостоятельно
по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов. В рамках представленных полномочий Управление не вправе давать указания государственному регистратору о принятии соответствующего решения
по конкретному делу.
Управление уведомлением от 13.01.2021 № КУВД-001/2020-16359514/3 отказало
в постановке на государственный кадастровый учет и в государственной регистрации права на объект. Основанием для отказа послужило отсутствие копии документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости,
о кадастровом учете которого представлено заявление.
Полагая, что бездействие государственного регистратора в постановке
на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости является незаконным, общества обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц,
если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда
о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействие) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд, в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права
и обременения недвижимого имущества.
В силу части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства,
о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом,
и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет
и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления,
за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших
в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Из положений части 2 названной статьи следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1), акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 6); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ
в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7), иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
В силу части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета
и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены,
заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 26 Закона № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований
для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления
не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия
или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо
для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Суды установили, что 18.04.1977 спорный объект принят в эксплуатацию,
и поставлен на баланс проектно-эксплуатационного треста «Краснодаргоргаз»
(акт приемки газопровода в эксплуатацию от 18.04.1977). Общество образовано путем преобразования указанной организации в соответствии с планом приватизации
проектно-эксплуатационного треста «Краснодаргоргаз», зарегистрированным департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 13.10.1993.
В управление на государственную регистрацию общество представило следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества
и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 23.09.2020
MFC-0502/2020-33171-1; доверенность от 05.02.2020; идентификационная справка
от 16.09.2020 № ИП/1502-04/2020/7609; план приватизации от 11.10.1993; акт приемки газопровода в эксплуатацию от 18.04.1977; технический план сооружения от 09.09.2020.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется,
что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, установив,
что предоставленные заявителем в регистрирующий орган документы являются достаточным основанием для проведения регистрационных действий (план приватизации является правоустанавливающим документом в силу статей 217 и 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), суды первой и апелляционной инстанций пришли
к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суды учли, что с 2014 года управление зарегистрировало право собственности общества более чем на 200 сооружений (газопроводов), поставленных
на баланс до 13.10.1993. Зарегистрированные газопроводы на территории муниципального образования город Краснодар, были приняты в эксплуатацию до 13.10.1993 и перешли
на баланс общества в соответствии с планом приватизации проектно-эксплуатационного треста «Краснодаргоргаз» от 11.10.1993.
Несогласие управления с оценкой доказательств, данной судами первой апелляционной инстанций, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов и по существу свидетельствует о необходимости иной оценки доказательств по делу, что в соответствии со статьей 286 Кодекса к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой
и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов
в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность
и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали
и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд
не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным
в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021 по делу № А32-7867/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.И. Фефелова
Судьи В.В. Аваряскин
Е.В. Артамкина