арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Краснодар Дело №А-32-8360/2006-49/237
22 января 2007 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2006 года. Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2007 года.
Арбитражный суд Краснодарского края
в составе председательствующего судьи Дубина Л.И.,
судей Ильенко Е.И. и Моргунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Дубина Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
предпринимателя ФИО1, ст.Калининская, на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2006г. по делу №А-32-8360/2006-49/237 (судья Аваряскин В.В.) по иску предпринимателя ФИО1, ст. Калининская,
к 1. Военному комиссариату Краснодарского края, г. Краснодар,
2. Объединенному военному комиссариату, г. Тимашевск,
3. Министерству обороны РФ, г. Москва,
3-и лица: 1. ЗАО «Военно-мемориальная компания», г. Москва,
2. Федеральная антимонопольная служба Управление по Краснодарскому краю, г.Краснодар,
о взыскании 232000 руб.,
при участии ФИО2 – представителя Министерства обороны РФ и Военного комиссариата Краснодарского края по доверенности от 18.01.2006, ФИО3 – представителя ЗАО «Военно-мемориальная компания» по доверенности от 07.07.2006, ФИО4 – представителя Управления по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы по доверенности от 13.10.2006,
установил:
Предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с иском к Военному комиссариату Краснодарского края, Объединенному военному комиссариату и Министерству обороны РФ о взыскании 232 000 руб. расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробных памятников погибшим (умершим) военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и лицам, уволенным с военной службы.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2006г. по делу №А-32-8360/2006-49/237 в иске отказано. Решение мотивировано тем, что истец не участвовал в конкурсе на размещение государственного заказа, не является его победителем, а ответчики не несут обязанности по возмещению истцу заявленных расходов.
Предприниматель ФИО1, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на то, что право на возмещение расходов возникло у истца в силу уступки такого права заказчиками памятников; заключенные с заказчиками договоры содержат условие о том, что заказчик,
имеющий право на льготы, доверяет исполнителю (истцу) получение от его имени денежных средств для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробного памятника.
ЗАО «Военно-мемориальная компания» в отзыве просит отказать в удовлетворении жалобы и приводит свои доводы о законности и обоснованности оспариваемого решения, в том числе о том, что при заключении договоров с истцом у заказчиков еще не возникло право требования возмещения расходов, связанных с погребением, такая уступка не соответствует требованиям ст.ст.383 – 390 ГК РФ и является ничтожной сделкой.
Министерство обороны РФ и Военный комиссариат Краснодарского края в отзывах на жалобу указывают, что истец не является заказчиком услуг на погребение и не вправе требовать возмещения расходов, уступка права на льготу до фактического понесения расходов не соответствует закону и является ничтожной.
Управление по Краснодарскому краю Федеральной антимонопольной службы в отзыве на жалобу указало на возможность удовлетворения апелляционной жалобы.
Направленная заявителю жалобы копия определения о времени и месте судебного заседания возвращено органом связи с отметкой об истечении срока хранения, адресат, несмотря на почтовое извещение, не явился для получения заказного письма. При таких обстоятельствах заявитель считается извещенным надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотрение жалобы в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ФИО1, 17.10.1945г. рождения, проживающий по адресу: Краснодарский край, Калининский район, ст.Калининская, ул.Кузнечная, д.10б, кв.2, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Калининской сельской администрацией Калининского района Краснодарского края 05.06.1997г., рег.номер КС №92/01, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись от 22.12.2004 за основным государственным регистрационным номером 304233335700030, свидетельство серия 23 №003434450 (т.1 л.д.27). Основным видом деятельности предпринимателя является деятельность в области фотографии, одним из дополнительных – организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Предприниматель обратился к военному комиссару Краснодарского края и военному комиссару Тимашевского района с заявлением о возмещении 232 000 руб., что составляет стоимость 21 надгробного памятника погребенным участникам Великой Отечественной войны. В обоснование заявленного требования предприниматель сослался на заключенные с родственниками усопших договоры, по условиям которых заказчик, имеющий право на льготы, доверяет исполнителю получение от его имени денежных средств для возмещения расходов на изготовление, доставку и установку надгробных памятников.
Центр социального обеспечения Военного комиссариата Краснодарского края в письме от 29.01.2006 №2/3/226 (т.1 л.д.25 – 26) отказал в удовлетворении заявления предпринимателя, сославшись на то, что оказанием ритуально-похоронных услуг погибшим (умершим) защитникам Отечества занимается Краснодарский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания», а также на отсутствие у предпринимателя договорных отношений с Министерством обороны РФ и наличие права на возмещение исключительно у родственников погибших (умерших) защитников Отечества.
В связи с отказом Военным комиссариатом Краснодарского края компенсировать понесенные расходы по изготовлению и установке надгробных памятников предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Аналогичное положение содержится в статье 24 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 721) на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
Во исполнении названного постановления Министерство обороны Российской Федерации приказом от 05.11.2000 N 500 утвердило Инструкцию о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, изготовления и установки надгробных памятников. Согласно пункту 41 названной Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.
Этой же нормой устанавливается перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета (квитанции, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполняемых работ); свидетельство о смерти погибшего или умершего; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника войны либо удостоверение инвалида, свидетельство о праве на льготы, удостоверение ветерана военной службы и т.п. погибшего (умершего).
Таким образом, действующим законодательством установлена государственная гарантия возмещения расходов родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.
Предпринимателем представлены в суд копии следующих документов: заявлений заказчиков на имя военного комиссара Тимашевского ОВК, свидетельств о смерти, справок органов местного самоуправления о факте захоронения на конкретном кладбище, архивных справок, удостоверений участников Великой Отечественной войны, договоров на изготовление, доставку и установку надгробного памятника, квитанций формы БО-13(01).
Пункты 2.2.4 представленных договоров содержат условие о том, что: «Заказчик», имеющий право на льготы, доверяет «Исполнителю» получение (истребование) от его имени денежных средств в размере, установленном по настоящему Договору в сумме… от Министерства обороны Российской Федерации в лице военного комиссариата Краснодарского края. Для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробного памятника на месте погребения умершего (погибшего), что является гарантией оплаты работ, предусмотренной п.1.1 настоящего Договора».
По своему смыслу указанный пункт договора является соглашением об уступке права требования. Такое соглашение противоречит положениям п.2 ст.388 Гражданского кодекса РФ, согласно которому уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника, без согласия должника не допускается.
В данном случае личность кредитора имеет существенное значение, поскольку правом на возмещение соответствующих расходов обладают только лица, указанные в законе.
В силу ст.168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Таким образом, пункты 2.2.4 заключенных с заказчиками договоров, являются недействительными и не влекут юридических последствий. Соответственно отсутствуют какие-либо правовые основания для удовлетворения исковых требований предпринимателя.
В тоже время, в соответствии со ст.180 Гражданского кодекса РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Соответственно, предприниматель не утратил права требовать от заказчиков оплаты выполненных работ, а заказчики – требовать от Военного комиссариата Краснодарского края возмещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации расходов, понесенных в связи с изготовлением надгробного памятника.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований следует признать правильным.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2006г. по делу №А-32-8360/2006-49/237 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 п.1, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2006г. по делу №А-32-8360/2006-49/237 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Дубина Л.И.
Судьи Ильенко Е.И.
Моргунов С.В.