ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-8690/2022 от 13.09.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-8690/2022

16 сентября 2022 года 15АП-12414/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,

судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,

при участии:

от министерства природных ресурсов Краснодарского края посредством веб-конференции: ФИО1 по доверенности от 14.12.2021,

от ООО «ЮПСК»: ФИО2 по доверенности от 01.09.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Южная

проектно-строительная компания»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.06.2022 по делу № А32-8690/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южная проектно-строительная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к министерству природных ресурсов Краснодарского края

о признании незаконными действия,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Южная проектно-строительная компания» (далее – ООО «ЮПСК», общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее – министерство) о признании незаконными действия по отказу в представлении права пользования участком недр местного значения «Стефановский-3», об обязании предоставить право пользования участком недр местного значения «Стефановский-3» для геологического изучения

Решением суда первой инстанции от 01.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ЮПСК» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.

В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что действия министерства основаны на ранее отмененном нормативно-правовом акте - Порядок, утвержденный Приказом Министерства от 16.11.2020 № 1681. В пункте 30 раздела 4 Порядка, утвержденного Приказом Министерства от 07.12.2021
№ 1855, перечислены основания для отказа в предоставлении права пользования участком недр. В отказе не указано ни одно из поименованных оснований, в том числе и предусмотренных ст. 14 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее – Закон № 2395-1, Закон о недрах). Выводы о возможных рисках размыва берегов реки на территории города Краснодар, и негативных экологических последствиях основаны на предположениях министерства, отсутствуют допустимые доказательствами. Предостережение Прокуратуры Краснодарского края о недопустимости нарушения закона от 10.12.2018 вынесено прокуратурой по итогам конкретного заседания экспертной комиссии по рассмотрению конкретной заявки 27.09.2018, не имеющей отношение к ООО «ЮПСК», при этом, в предостережении прокуратуры отсутствует указание на реку Кубань, участок которой является предметом настоящего спора. В предостережении прокуратуры идет речь не о добыче недр, а об эксплуатации твердого стока, которые не являются участком недр в рамках разъяснений термина «недра». Информация Кубанского бассейнового водного управления, о том, что управление не отрицает возможность возникновения негативных последствий, связанных с безопасностью гидротехнических сооружений противопаводковой системы реки Кубань, а также возможное изменение состояние берегов реки Кубань, не может быть надлежащим доказательством, поскольку предполагает вероятностный характер, не основанный на конкретных фактах, доказательствах. Именно при подготовке проектной документации в соответствии со ст. 23.2 и 36.1 Закон о недрах подлежат изучению вопросы возникновения негативных последствий, возможностью изменения состояния берегов реки Кубань, а также подлежат исследованию нормативы допустимого воздействия в отношении реки Кубань в границах участка «Стефановский-3». Аналогичные обстоятельства были предметом рассмотрения по делу № А32-196/2022.

От ООО «ЮПСК» поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, в которых общество доводы апелляционной жалобы поддержало в полном объеме, просило решение суда первой инстанции отменить.

От министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство о приобщении к материалам дела схемы расположения участка, которое удовлетворено судом с учетом положений абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ.

Определением от 01.09.2022 в связи с нахождением судьи Пименова С.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Соловьеву М.В., в связи с чем, рассмотрение жалобы начато сначала в порядке статьи 18 АПК РФ.

Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (веб-конференции).

Протокольным определением суд удовлетворил ходатайство министерства природных ресурсов Краснодарского края о проведении веб-конференции.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 13.09.2022 до 09 час. 50 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании представитель ООО «ЮПСК» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель министерства природных ресурсов Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО «ЮПСК» обратилось в министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением от 28.09.2021 № 06 на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края.

В заявлении общество просило предоставить право пользования участком недр местного значения Стефановский-3 для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории г Краснодарского края, расположенного в 1,8 км к западу от пос. Белозерный в русле р. Кубань.

Рассмотрев указанное заявление министерство в уведомлении от 21.12.2021 № 202-03.5-09-38200/21 отказало обществу в предоставлении права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения.

Считая незаконным действия министерства по отказу в представлении права пользования участком недр, общество оспорило его в судебном порядке.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).

Согласно пунктов 2 и 3 статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых.

Исходя из положений части 5 статьи 7 Закона о недрах геологическое изучение представляет из себя такой вид пользования недрами, при котором пользование недрами осуществляется без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых).

На основании пункта 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права (пункт 6 статьи 10.1 Закона о недрах).

Порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 18 Закона о недрах).

Законом Краснодарского края от 21.10.2015 № 3255-КЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края", принятым в соответствии с Законом
№ 184-ФЗ и Уставом Краснодарского края, установлена система исполнительных органов государственной власти Краснодарского края (статья 1).

Согласно Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утверждённого Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 «Министерство природных ресурсов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции участие в реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, уполномоченным в области государственной экологической экспертизы, регулирования отношений в области недропользования».

К функциям министерства в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в частности, предоставление права пользования участками недр местного значения (п. 3.14 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края).

В соответствии с пп. д) п. 20 ст. 9 Закона Краснодарского края от 19.06.2020 № 4309-КЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Краснодарского края» (далее - Закон Краснодарского края № 4309-КЗ) к полномочиям исполнительных органов государственной власти Краснодарского края в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в том числе, предоставление права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

В соответствии со ст. 9 Закона Краснодарского края № 4309-КЗ для получения права пользования участком местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых заинтересованный субъект предпринимательской деятельности представляет в уполномоченный орган заявление на получение права пользования участком недр местного значения.

Порядок и процедура предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых установлена «Порядком предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытых месторождений при установлении факта их открытия пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению таких участков недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края", утверждённым Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 07.12.2021 № 1855 (далее – Порядок предоставления права пользования).

Пунктом 30 Порядка предоставления права пользования установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения, к числу которых относится:

заявление подано с нарушением требований, установленных настоящим Порядком;

заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в обжалуемом обществом решении министерства отсутствуют сведения о наличии вышеуказанных оснований для отказа или несоответствии общества требованиям статьи 9 Закона Краснодарского края от 19.06.2020 № 4309-КЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Краснодарского края"

Из содержания оспариваемого уведомления и содержания протокола заседания экспертной комиссии от 21.12.2021 не следует, что общество не обладает или не будет обладать квалифицированными специалистами, а также что обществом не доказано наличие необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ (наличие иных предусмотренных оснований для отказа).

С учетом анализа оспариваемого уведомления и протокола экспертной комиссии, которые содержат идентичный текст, суд делает вывод, что основанием для отказа обществу послужили иные причины, нежели не представление необходимых документов.

Анализ обжалуемого уведомления от 21.12.2021 свидетельствует о том, что в качестве одного из доводов для отказа в предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения, Министерство ссылается на предостережение Прокуратуры Краснодарского края от 10.12.2018
№ 7/3-13-2018.

Ссылка министерства на указанное предостережение прокуратуры не принимается судом в качестве основания для отказа в предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения по заявлению общества от 28.09.2021 № 06.

Указанное предостережение вынесено прокуратурой по итогам конкретного заседания экспертной комиссии по рассмотрению заявлений и документов на право получение права пользования участками недр местного значения для их геологического изучения, которое состоялось 27.09.2018.

В предостережении прокуратуры от 10.12.2018 № 7/3-13-2018 указывается на неправомерность решения экспертной комиссии от 27.09.2018 в связи с отсутствием учёта положения схемы использования и охраны конкретных рек Чёрного моря (Агой, Адегой, Белой, Вулан, Кавярзе, Макопсе, Мацеста, Небуг, Псекупс, Пшиш, Сочи, Туапсе, Хоста, Чепси, Чилипси, Шапарка, Шапсухо, Шебш). В указанном в предостережении перечне водных объектов, отсутствует указание на реку Кубань. При этом предметом рассмотрения в рамках настоящего дела по заявлению общества от 28.09.2021 является право пользования участком недр местного значения «Стефановский-3» находящегося в акватории водного объекта – река Кубань.

В оспариваемом уведомлении министерство также указывает на информацию, ранее предоставленную Кубанским БВУ от 24.11.2021, согласно которой нормативы допустимого воздействия в отношении р. Кубань в границах участка не установлены, имеется возможность возникновения негативных последствий, связанных с безопасностью гидротехнических сооружений противопаводковой системы реки Кубань, а также возможном изменении берегов р. Кубань.

Согласно протоколу заседания экспертной комиссии основой для указания информации о нормативах допустимого воздействия послужил ответ Кубанского БВУ от 24.11.2021 № 03-06/6036 на запрос отдела минерально-сырьевой базы и мониторинга состояния недр управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов о возможности возникновения негативного воздействия на прилегающие территории и водный объект – р. Кубань при последующем освоении участка недр от 28.10.2021 № 202-03.5-07-32053/21.

В указанном ответе информация о возможности (невозможности) предоставления права пользования участками недр местного значения, а также возможного негативного воздействия на прилегающие территории и водный объект при последующем освоении участков недр отсутствует.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты - это нормативы допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 881).

Таким образом, согласно указанной информации возможность осуществления пользования конкретного участка недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений песка при обязательном соблюдении установленных нормативов допустимого воздействия, не ставится под сомнение.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Именно при подготовке проектной документации в соответствии со статьями 23.2 и 36.1 Закона о недрах подлежат изучению вопросы возникновения негативных последствий, связанных с безопасностью гидротехнических сооружений противопаводковой системы реки Кубань, возможностью изменения состояния берегов реки Кубань, а так же подлежат исследованию нормативы допустимого воздействия в отношении реки Кубань в границах участка недр Стефановский-3.

В связи с чем, ссылки министерства относительно наличия нормативов допустимого вредного воздействия в отношении реки Кубань в границах участка недр Стефановский-3 не могут быть применимы на этапе рассмотрения заявления, поскольку в соответствии с действующим законодательством работы по геологическому изучению недр осуществляются в соответствии с проектной документацией, которая подлежит экспертизе. При этом, министерством не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие возможность превышения указанных нормативов допустимого воздействия со стороны общества.

Поскольку общество с заявлением о предоставлении права пользования участком недр местного значения представило все необходимые документы, предусмотренные Законом о недрах, Законом Краснодарского края № 4309-КЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Краснодарского края» и Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 1855 "Об утверждении Порядка предоставления права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытых месторождений при установлении факта их открытия пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению таких участков недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края", апелляционный суд приходит к выводу, что у министерства отсутствовали основания для отказа в предоставлении права пользования недрами.

Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, учитывая, что у министерства отсутствовали основания для отказа обществу в предоставлении права пользования недрами, решение суда от 01.06.2022 подлежит отмене в силу ч. 1 ст. 270 АПК РФ.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При этом применяемая судом восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям: быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

На основании вышеизложенного, суд полагает возможным обязать министерство принять решение о предоставлении заявителю права пользования участком недр местного значения с учётом установленных нормативов допустимого воздействия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.06.2022 по делу
№ А32-8690/2022 отменить.

Признать незаконными действия министерства природных ресурсов Краснодарского края по отказу в предоставлении права пользования участком недр местного значения «Стефановский-3».

Обязать министерство природных ресурсов Краснодарского края принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Южная проектно - строительная компания» права пользования участком недр местного значения «Стефановский-3» для геологического изучения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий О.Ю. Ефимова

Судьи И.Н. Глазунова

М.В. Соловьева