ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-9967/07 от 17.08.2007 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                                                     Дело № А-32-9967/2007-11/249-АЖ

«17» августа 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2007.

Мотивированное постановление изготовлено 20 августа 2007.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Грязевой В.В.

Судей Третьяковой Н.Н., Шкиры Д.М.  

При ведении протокола судебного заседания председательствующим,

рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе заявителя ЗАО «Кубаньнефть –Ресурсы», г. Краснодар на решение арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2007 (судья Лесных)

по заявлению ЗАО «Кубаньнефть –Ресурсы», г. Краснодар 

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, г. Краснодар

о назначении административного наказания

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – генерального директора, ФИО2 – представителя по доверенности № 24 от 14.08.2007;

от заинтересованного лица: ФИО3 – представителя по доверенности № 01-12/16 от 10.01.2007

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Кубаньнефть – Ресурсы», г. Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, г. Краснодар о признании незаконным  постановления последнего № 4-06-029/07-03 от 08.05.2007 о привлечении ЗАО «Кубаньнефть – Ресурсы» к административной ответственности по  ч. 1.ст.8.10 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2007 ЗАО «Кубаньнефть –Ресурсы» отказано в удовлетворении требований о признании незаконным  постановления № 4-06-029/07-03 от 08.05. 2007 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности виде штрафа в размере 60 000 рублей за нарушение, предусмотренное ч. 1.ст.8.10 КоАП РФ.

Свое решение суд мотивировал тем, что ЗАО «Кубаньнефть-Ресурсы» не был разработан проект опытной эксплуатации скважины № 30  Западно-Ахтанизовская. Таким образом, добыча нефти на Западно-Ахтанизовском месторождении проводилась в отсутствие проекта, прошедшего необходимые экспертизы и согласования. Пробная эксплуатация скважины № 30 Западно-Ахтанизовская начата и проводится в отсутствие проектного документа; пробная эксплуатация залежи проводится в отсутствие проекта пробной эксплуатации залежи; горный отвод для разработки месторождения (залежи) не получен; потери нефти и газа при пробной эксплуатации не утверждены.

            В содеянном усматривается нарушение требований ст. 11, п. 1, 7, 8, 10 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 3.3, 4.4 Приказа МПР от 07.02.2001 № 126 «Об утверждении Временных положения и классификаций», ст. 101-103 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003            № 71.

Не согласившись с принятым решением, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что решение вынесено с нарушением норм материального права.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил.

ЗАО «Кубаньнефть-Ресурсы» зарегистрировано Инспекцией ФНС РФ № 1  по г. Краснодару в качестве юридического лица, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 05.08.2002 серии 23 № 000493254, ИНН <***>.

            Заявителем 08.12.2000 была получена лицензия КРД01752НП на геологическое изучение (поиск и оценка) месторождений нефти и газа в пределах Таманского полуострова.

В период с 05.03.2007 по 30.03.2007 на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю (заинтересованное лицо) №1.05/66 от 02.03.2007 была проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с  геологическим,  рациональным использованием  и охраной, требований лицензионного соглашения по лицензии КРД 01752НП. Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю было вынесено  постановление № 4-06-029/07-03 от 08.05. 2007 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности виде штрафа в размере 60 000 рублей за нарушение, предусмотренное ч. 1.ст.8.10 КоАП РФ.

С принятым постановление заявитель не согласился, что и послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Как следует из материалов дела, заявителем с ООО НПФ «Диагностика-Гео» заключен договор № 36-КНР от 11.09.2006 о выполнении подсчета запасов нефти на площади Западно-Ахтанизовская Краснодарского края со сроком действия до 20.12.2006. В Приложении к данному Договору указывается, что рецензирование и защита подсчета запасов нефти в территориальных органах проводится с 01.11.2006 по 20.12.2006. В Приложении 3 – Геологическое задание на выполнение работ по теме: «Подсчет запасов нефти на площади Западно-Ахтанизовская Краснодарского края» указывается срок окончания работ – 20.12.2006. О том, что подсчет запасов состоялся и заявителем подготовлен отчет, говорит также запрос, направленный ЗАО «Кубаньнефть-Ресурсы» в Территориальное Агенство по недропользованию, имеющийся в материалах дела.

Согласно лицензии КРД 01752НП  от 08.12.2000 и дополнительного соглашения к лицензии КРД 01752НП  от 06.02.2006  ЗАО «Кубаньнефть – Ресурсы» проводит геологическое изучение (поиски и оценка) месторождений (залежей)  нефти и газа  в пределах Таманского полуострова. Все работы проводятся согласно лицензионному соглашению, в соответствие  с законодательными и правовыми  актами  РФ  в сфере природопользования.

В соответствии с п. 3.3.5 Приказа МПР от 07.02.2001 № 126 по результатам работ на стадии поиска и оценки месторождений (залежей) проводится систематизация геолого-геофизических материалов и составляется отчет о результатах поисково-оценочных работ. В случае открытия месторождения (залежи) проводится подсчет геологических и извлекаемых запасов углеводородов, а также сопутствующих компонентов в соответствии с действующими нормативными документами.

«Временным положением об этапах и стадиях геолого-разведочных работ на нефть и газ" утвержденным приказом МПР № 126 от 07.02.2001, а именно параграфом 3 четко определены «Поисково-оценочный этап» и задачи, которые должны решаться на стадии поиска и оценки месторождения. При этом, целью поисково-оценочных работ является обнаружение новых месторождений нефти и газа или новых залежей на ранее открытых месторождениях и оценка их запасов по сумме категорий С1 и С2. Поисково-оценочный этап разделяется на стадии: выявление  объектов  поискового  бурения,   подготовки   объектов  к поисковому бурению, поиск и оценки месторождений (залежей).    Стадия поиска и оценки месторождений (залежей) заключается в том, что объектами   проведения     работ  являются   подготовленные  к поисковому бурению ловушки и открытие месторождения (залежи).

                       Типовой комплекс работ включает:бурение и испытание поисково- оценочных скважин; детализированную скважинную и наземную сейсморазведку; специализированные      работы       и   исследования       по   изучению геологического   разреза   и   положения   контуров       залежей   и   элементов ограничения залежи.

                        В  процессе  поиска  месторождений  (залежей)  решается     задача
установления    факта наличия    или отсутствия    промышленных    запасов
нефти и газа. В случае открытия месторождения (залежи) подтверждающие
геолого - геофизические материалы в установленном порядке представляются
на государственную экспертизу запасов  и  по  ее результатам  ставятся  на
государственный баланс.    В процессе оценки решаются следующие вопросы:
установление   фазового   состояния   углеводородов   и   характеристик пластовых углеводородных систем;изучение физико - химических свойств нефтей, газов, конденсатов в
пластовых и поверхностных условиях, определение их товарных качеств;
изучение фильтрационно - емкостных характеристик коллекторов;определение      эффективных      толщин,      значений      пористости, нефтегазонасыщенности;установление коэффициентов  продуктивности  скважин  и добывных возможностей;предварительная    геометризация   залежей    и    подсчет   запасов    по категориям С2 и С1.

В отдельных случаях при оценке месторождений с целью уточнения промысловых характеристик коллектора проводится опытная эксплуатация пробуренных в рамках данной стадии единичных скважин. Опытная эксплуатация проводится по индивидуальным проектам, в которых определяются сроки проведения и максимальные объемы отбора нефти и газа. Проекты опытной эксплуатации скважин проходят экспертизу и утверждаются в установленном порядке.

Согласно Регламенту составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газовых месторождений РД 153-39-007-96 проектным документом для пробной эксплуатации разведочных скважин является план пробной эксплуатации.

В пункте 5.2.   указанного регламента говориться о том, что    пробная     эксплуатация разведочных      скважин осуществляется по индивидуальным планам и программам, которые подлежат согласованию с местными организациями Госгортехнадзора РФ.

Кроме того, пунктом 16.1 лицензионного соглашения к лицензии КРД01752НП предусмотрено, что при необходимости проведения пробной эксплуатации объем отбора жидких углеводородов, утилизация или сжигание газа определяется «Планом пробной эксплуатации», согласованным с органами и надзорными службами».

ЗАО «Кубаньнефть–Ресурсы» согласно условиям лицензионного соглашения, в результате  бурения  поисковооценочной скважины № 30-П Западно-Ахтанизовская открыло новую залежь нефти. В июле-сентябре 2006 проведено испытание скважины.

В августе 2006 в соответствии с п. 5.2. РД 153-39-007-96 был составлен и согласован с СКМУ Ростехнадзора «План пробной эксплуатации скважины № 30-П Западно-Ахтанизовская» на период с 29.08.2006 по 29.08.2007, которым определены объемы суточного отбора УВ в оптимальном режиме и в период проведения промысловых исследований, определены объемы проведения исследований для определения и уточнения промысловых характеристик коллектора.

После окончания временного обустройства скважины № 30-П пробная эксплуатация скважины начата с 16.01.2007 и продолжалась до 17.05.2007 (получение Предписания Росприроднадзора).

В письме Федерального агентства по недропользованию МПР РФ (Роснедра) от 07.06.2007 № ПС-06-31\4573, полученным ЗАО «Кубаньнефть – Ресурсы» и представленным в материалы дела указывается, что в соответствии с Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденным приказом МПР России от 07.02.2001 № 126, на стадии поиска и оценки месторождений в числе прочих решается вопрос предварительной геометризации залежей и подсчете запасов по категориям С1 и С2. В отдельных случаях при оценке месторождений с целью уточнения промысловых характеристик коллектора проводится опытная эксплуатация пробуренных в рамках данной стадии единичных скважин. Срок опытной эксплуатации единичных скважин не должен превышать одного года и не зависит от даты утверждения отчета по подсчету запасов на стадии поиска и оценки месторождений.

            При этом, опытная эксплуатация пробуренных в рамках стадии поиска и оценки месторождений единичных скважин не противоречит действующему законодательству Российской Федерации о недрах. Однако, данному обстоятельству суд первой инстанции не дал в решении никакой оценки, чем нарушил требования ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Ошибочны и выводы суда первой инстанции  о необходимости составления на основании  п. 5 «Инструкции по согласованию годовых планов  развития горных работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ  от 24.11.1999 № 85 годового плана на разведываемую  залежь, поскольку  основанием  для составления  Плана  горных работ  являются  технологические  проектные документы на разработку  и обустройство  месторождения, то есть по степени промышленного освоения это требование распространяется  на разрабатываемые  месторождения.

  Не подтверждены и выводы суда первой инстанции о завершении  стадии поиска и оценки подсчетом запасов, поскольку в соответствии с пунктом 3.3.5. Приказа МПР Росси от 07.02.2001 № 126 по результатам работ на стадии  поиска и оценки  месторождений  (залежей) проводится систематизация  геолого-географических материалов  и составляется отчет  о результатах  поисково-оценочных работ.

В декабре 2006 г. по результатам бурения и испытания поисковой скважины № 30-П Западно-Ахтанизовской был выполнен оперативный подсчет запасов по категории С1 и С2 вновь открытой залежи и пересчет запасов в ранее открытых залежах Западно-Ахтанизовского месторождения (с согласия ТАН «Краснодарнедра»). В январе 2007 г. отчет по подсчету запасов нефти Западно-Ахтанизовского месторождения был направлен на государственную экспертизу в Северо-Кавказский филиал ФАН «ГКЗ». После устранения замечаний экспертов в период с 28.05.2007 по 01.06.2007 отчет был представлен на рассмотрение и утверждение в ЦКЗ ФАН г. Москва. В настоящее время готовится к утверждению протокол рассмотрения и утверждения «Отчета по подсчету запасов УВ на Западно-Ахтанизовском нефтяном месторождении» в ЦКЗ ФАН. После утверждения протокола запасы по Западно-Ахтанизовскому месторождению будут поставлены на государственный баланс. После постановки запасов на государственный баланс, согласно ст. 10.1 Закона «О недрах» РФ от 21.02.1992 № 2395-I у ЗАО «Кубаньнефть –Ресурсы» возникает право    на получение лицензии на право разведки и добычи нефти Западно-Ахтанизовского нефтяного месторождения.

Суд апелляционной инстанции считает, что вывод  о том, что стадия поиска и оценки завершается подсчетом запасов, сделанный судом первой инстанции, в том числе на основании гражданско-правового договора № 36-КНР от 11.09.2006, заключенного между ЗАО «Кубаньнефть –Ресурсы» с ООО НПФ «Диагностика-Гео», а также вывод о том, что пробная эксплуатация проводится уже не в рамках поисково-оценочного этапа являются незаконными и необоснованными.

            С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции неправильно мотивировал основания привлечения к административной ответственности ЗАО «Кубаньнефть – Ресурс» по мотивам указанным выше.

Суд апелляционной инстанции считает, что п.4.3. лицензионного соглашения дает право ЗАО «КНР» на получение лицензии пользования недрами для разведки и добычи углеводородного сырья согласно ст.10 ФЗ «О недрах» в случае открытия месторождения (залежи) углеводородов за счет собственных (привлеченных) средств. Пробная эксплуатация скважины № 30 «Западно-Ахтанизовская» проводилась в рамках оценочного этапа лицензии КРД 01752 НП.

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что в «Плане пробной эксплуатации скважины № 30 Западно-Ахтанизовская» не определены максимальные суммарные отборы углеводородов на период пробной эксплуатации скважины, что, в свою очередь, и является административным нарушением, выразившимся в форме бездействия со стороны ЗАО «Кубаньнефть – Ресурс». При этом судом установлено, что  пробная эксплуатация скважины № 30 Западно-Ахтанизовская правомерно проводилась по «Плану пробной эксплуатации» в рамках лицензии КРД 01752 НП. В «Плане пробной эксплуатации» не определены максимальные суммарные отборы углеводородов на период пробной эксплуатации.

Факт совершения заявителем правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, суд считает доказанными и подтвержденными материалами дела. Существенных процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности судом не выявлено. Норма материального права по отношению к указанному составу правонарушения применена правильно. Мера наказания в минимальном размере 60 000 руб. применена заинтересованным лицом правильно.

            В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону.

Учитывая, что в «Плане пробной эксплуатации скважины № 30 Западно-Ахтанизовская» не определены максимальные суммарные отборы углеводородов на период пробной эксплуатации скважины, что является административным нарушением, выразившимся в форме бездействия со стороны ЗАО «Кубаньнефть – Ресурс»,  постановление № 4-06-029/07-3 о назначении административного наказания от 08.05.2007 является законным, а потому не подлежит отмене и признанию его незаконным.

            Поскольку вышеуказанные, ошибочные выводы суда первой инстанции не могут повлиять на выводы суда в целом о допущенном заявителем правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, решение арбитражного суда от 4.07.2007 по настоящему делу отмене не подлежит.

            Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 102, 110, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

             Решение арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2007 года по делу  А-32-9967/2007-11/249-АЖ оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.  

 Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий                                                      В.В. Грязева

Судьи                                                                                     Н.Н. Третьякова

                                                                                                Д.М. Шкира