ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А32-9969/06 от 14.03.2007 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Краснодар                                    

           Дело № А-32-9969/2006-50/168

14 марта 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе председательствующего судьи Дубина Л.И.,

судей Петрушенко З.Н. и Капункина Ю.Б.

при ведении протокола судебного заседания Дубина Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы

ООО «ИнфоАрт», г.Москва,

и компании «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда», Ливан, Бейрут,

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2006г. по делу № А-32-9969/2006-50/168 (судья Анциферов В.А.)

по иску  ООО «ИнфоАрт», г.Москва,

к     1. компании «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда», Ливан, Бейрут,

          2. компании «Сириан Либаниз Маритайм Транспорт Компани», Сирия, Тартус,

о взыскании 12 424 500 руб.,

при участии Шашорина А.А. – представителя ООО «ИнфоАрт» по доверенности, Делавшок А.Ю. – представителя компании «Гезачарт-Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» и компании «Сириан Либаниз Маритайм Транспорт Компани» по доверенностям,

установил:

В Арбитражный суд Краснодарского края обратилось ООО «ИнфоАрт» с иском к компании «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» и к компании «Сириан Либаниз Маритайм Транспорт Компани» о взыскании 12 424 500 руб. убытков, причиненных грузополучателю в результате ненадлежащего исполнения договора морской перевозки грузов.

До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер иска до

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2006г. по делу № А-32-9969/2006-50/168 (с учетом исправительного определения от 15.01.2007) с компании «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда», Ливан, Бейрут, в пользу ООО «ИнфоАрт», г.Москва, взыскано 8 268 952 руб. убытков, а также 52 844,76 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Компания «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда», не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение от 27.11.2006 отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что груз мандаринов и апельсинов, поставленных из Кипра, был не утилизирован, а реэкспортирован, что, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что  истец оплату этого товара не произвел и, соответственно, не понес убытков в виде стоимости этого груза; что касается апельсинов, поставленных из Турции, истцом не представлены доказательства утилизации товара, который в сюрвейерском отчете ООО «Югсюрвей» обозначен как полностью непригодный для реализации; истцом не подтверждена также уценка товара.

ООО «ИнфоАрт», не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение от 27.11.2006 отменить и взыскать с компании «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» в пользу истца 9 117 605,13 руб. убытков. По мнению заявителя, именно эта сумма составляет убытки, подлежащие возмещению.

От компании «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» поступило заявление о том, что решение от 27.11.2006 следует отменить ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. О наличии такого основания к отмене судебного акта, по мнению представителя компании «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда», свидетельствует то обстоятельство, что постановлением апелляционной инстанции отменено определение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2006 о возвращении встречного искового заявления по делу № А-32-9969/2006-50/168.

От ООО «ИнфоАрт» поступили объяснения, в которых истец указывает, что истец является получателем груза в соответствии с коносаментами, что согласно Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года и КТМ РФ дает истцу безусловное право требовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных утратой или повреждением груза, независимо от факта оплаты товара покупателем; испорченный груз был утилизирован путем вывоза груза с территории РФ; осмотр груза и определение его состояния осуществлено независимой оценочной компанией, оснований сомневаться в ее заключении не имеется. Кроме того, ООО «ИнфоАрт» представило расчет, согласно которому общая сумма убытков составляет 9 117 605,13 руб., и просит изменить решение от 27.11.2006 в части суммы подлежащих взысканию убытков и взыскать с компании «Гезачарт-Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» 9 117 605,13 руб. убытков.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) от 01.05.2001г. т.1 л.д.11 – 12) компания «Сириан Либаниз Маритайм Транспорт Компани» передала компании «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» в аренду судно «Гево Экспресс» (флаг Сирии) сроком на 5 лет.

Между ООО «ИнфоАрт» (покупатель) и компанией «Дан При Експорт Интернейшнл Трейд ЛТД» (продавец) заключен контракт от 11.01.2005г. № 6-А/2005 (т.1 л.д.15 – 19) на поставку цитрусовых и других фруктов и овощей. В соответствии с приложением №46-А от 04.03.2006 (т.1 л.д.21) к указанному контракту продавец в период с 05.03.2006 г. по 07.03.2006 г. должен был отгрузить покупателю в порту Лимассол, Кипр, 225 тонн мандаринов на сумму 220 500 долларов США и 9 тонн апельсинов на сумму 4 500 долларов США на условиях CFR Новороссийск.

Согласно инвойсу № 200106 от 07.03.2006 г. (т.1 л.д.23), коносаментам №№ 1, 2, 3 от 07.03.2006г. (т.1 л.д.27, 34, 41), инспекционным свидетельствам Министерства сельского хозяйства Республики Кипр №№ 03690, 03722, 03693 (т.1 л.д.31, 38, 45) компанией «Дан При Експорт Интернейшнл Трейд ЛТД» в порту Лимассол, Кипр, на судно «Гево Экспресс» для доставки в порт Новороссийск (грузополучатель - ООО «ИнфоАрт») отгружено 26 паллет (1690 коробок) мандаринов сорта Атлет весом (нетто) 25350 кг,  18 паллет (1170 коробок) мандаринов сорта Олимпик весом (нетто) 17550 кг, 160 паллет (9600 коробок) мандаринов сорта Киприна весом (нетто) 144 000 кг, 35 паллет (2275 коробок) мандаринов сорта Ред Сил весом (нетто) 34 810 кг, 1 паллета (50 коробок) мандаринов сорта Ред Сил весом (нетто) 765,50 кг, 4 паллеты (240 коробок) мандаринов сорта Ред Сил весом (нетто) 3672 кг и 9 паллет (585 коробок) апельсинов сорта Шамути 1 класса весом (нетто) 8950 кг. Всего нетто 235 097,5 кг. на сумму 226 099,55 долларов США.

В коносаментах, дополнительном заявлении Министерства сельского хозяйства Республики Турция, инспекционных свидетельствах содержатся данные о том, что партия груза имеет хороший внешний вид и не заражена спорами растений-паразитов.

Согласно инвойсам № 0160 от 11.03.2006 (т.1 л.д.48) и  № TR/2006-6 от 14.03.2006г. (т.1 л.д.62), коносаментам №№ 1, 2 от 13.03.2006 (т.1 л.д.50, 64), фитосанитарным свидетельствам Министерства сельского хозяйства Турции №№ 1715625, 1715624 (т.1 л.д.60, 73) компаниями «Кагри Гумм. Хиз.Итх.Ихр.» и «Наренсийе Ихракат «Цитрус экспорт», Турция по распоряжению компании «Флорекс Гида Электроник», Турция, в порту Мерсин, Турция, на судно «Гево Экспресс» для доставки в порт Новороссийск (грузополучатель - ООО «ИнфоАрт») было отгружено 599 паллет (42895 коробок) апельсинов сорта Валенсия 1 класса весом (нетто) 582 728 кг на сумму 291 364 доллара США и 184 паллет (14 710 коробок) апельсинов сорта Валенсия 1 класса весом (нетто) 207 281 кг. на сумму 103 640,50 доллара США.

В коносаментах, фитосанитарных свидетельствах Министерства сельского хозяйства Республики Турция содержатся данные о том, что партия груза имеет хороший внешний вид и не заражена спорами растений-паразитов.

По прибытии судна «Гево Экспресс» в порт Новороссийск 06.04.2006г. в соответствии с запросом компании ООО «Транссервис» сюрвейерами ООО «Югсюрвей» была проведена экспертиза качества груза - мандаринов и апельсинов, доставленных из портов Мерсин и Лимассол.

В сюрвейерском отчете DK/N/TRS/47/06 от 11.04.2006г. (т.1 л.д.75 – 94) содержатся выводы об испорченности груза цитрусовых, прибывших на судне «Гево Экспресс» для ООО «ИнфоАрт».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «ИнфоАрт» в арбитражный суд с иском к собственнику и судовладельцу т/х Гево Экспресс» о взыскании убытков, причиненных грузополучателю в результате ненадлежащего исполнения договора морской перевозки.

В соответствии со ст. 219 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, несет фрахтователь, каковым в рассматриваемом случае является компания «Гезачарт-Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда». Декларация компании «Сириан Либаниз Маритайм Транспорт Компани» также содержит указание на то, что компания «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» приняла на себя ответственность за эксплуатацию судна в полном объеме.

По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт) (ст.115 КТМ РФ).

Согласно п. 3 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.

Согласно п. 4 ст. 166 Кодекса торгового мореплавания РФ перевозчик несет ответственность за утрату груза, принятого для перевозки, с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.

В соответствии с международными правилами толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000» термин CFR - "Cost and Freight"/"Стоимость и фрахт" означает, что продавец осуществляет поставку с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, однако риск случайной гибели или случайного повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие вследствие событий, имевших место после передачи товара, переносятся с продавца на покупателя.

Таким образом, после перехода через поручни т/х «Гево Экспресс» риск утраты или повреждения товара перешел на покупателя – ООО «ИнфоАрт».

В приложенных к коносаментам №№ 1, 2, 3 с кодовым названием «Кондженбилл» указано, что перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение грузов, если это произошло до погрузки на судно и после выгрузки.

В сюрвейерском отчете указано, что причиной снижения качества доставленных в порт цитрусовых явилось несколько факторов: длительное (28 дней против обычных 7-8) хранение груза в трюмах, высокая температура окружающей среды, отсутствие крепления груза.

В соответствии со статьей 169 Кодекса торгового мореплавания РФ перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах:

1) за утрату груза - в размере стоимости утраченного груза;

2) за повреждение груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость;

Общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, в которые груз был выгружен или должен был быть выгружен с судна в соответствии с договором морской перевозки груза.

Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже или, если нет такой цены, исходя из существующей рыночной цены, а если нет ни той, ни другой цены, исходя из обычной стоимости грузов того же рода и качества.

При определении размера убытков суд исходил из сведений о средних рыночных оптовых ценах на апельсины и мандарины по состоянию на апрель 2006г., содержащихся в справке Новороссийской торгово-промышленной палаты от 12.09.2006 (т.1 л.д.157).

В соответствии с коносаментами №№ 1-3 от 07.03.06г. в порту Лимассол, Кипр, на судно «Гево Экспресс» для доставки в порт Новороссийск (грузополучатель ООО «ИнфоАрт» было погружено 252 272 кг (брутто) цитрусовых (мандарины и апельсины). При этом коносаменты не содержат данных о весе нетто погруженного товара. Однако, сертификаты соответствия, выданные Министерством сельского хозяйства Республики Кипр, содержат сведения о 585 коробках апельсин, погруженных на т/х «Гево Экспресс», общей массой (нетто) 8 950 кг., и 15 025 коробках мандарин, общей массой (нетто)

Соответствующая партия груза предписанием территориального отдела Территориального управления Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городах Новороссийск, Геленджик №18-01/876 от 12.04.2006г. (т.1 л.д.95 – 96) снята с реализации. Этим же органом вынесено постановление от 12.04.2006 №18-01/877 (т.1 л.д.97) об утилизации снятой с реализации продукции, ответственным за выбор способа утилизации и ее осуществление назначено ООО «Транссервис Компании».

ООО «Транссервис Компании» обратилось в орган, вынесший постановление об утилизации за разъяснением способа утилизации. В ответе от 13.04.2006 №18-01/881(т.1 л.д.148) начальник территориального отдела Территориального управления Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городах Новороссийск, Геленджик указал следующие возможные способы утилизации: путем вывоза на свалку для уничтожения любым технически доступным способом с соблюдением требований к охране окружающей среды в присутствии комиссии, образуемой экспедирующей компанией и оформлением соответствующих документов, подтверждающих данный факт, и возврат данного груза (вывоз) с территории Российской Федерации на транспортном средстве, на котором он поступил в страну, с предоставлением документов, подтверждающих факт отправки данной продукции.

В соответствии с указанным разъяснением по заявлениям представителя истца - ООО «Транссервис Компании» продукция помещена под таможенный режим реэкспорта (ЭК-11).

Из заявлений на реэкспорт запрещенных к реализации товаров (с отметками о разрешении выпуска) (т.1 л.д.33, 40, 47) следует, что подвергнут процедуре реэкспорта товар (цитрусовые) массой брутто 252 272 кг., массой нетто 235 097,5 кг., из которых 226 147,5 кг - масса нетто мандаринов, а 8 950 кг - масса нетто апельсинов, что соответствует сведениям, указанным в инвойсах, коносаментах №№ 1-3 от 07.03.06г. и инспекционных свидетельствах.

Таким образом, вся партия цитрусовых, отгруженных в Лимассоле для истца, утилизирована путем вывоза с территории Российской Федерации.

Согласно справке Новороссийской ТПП от 12.09.2006г., стоимость этой партии груза составляет  6 493 230 руб. (226 147,5 кг * 28 руб/кг + 8 950кг * 18 руб/кг = 6 493 230 руб.).

Из суммы, подлежащей возмещению за утрату или повреждение груза, в соответствии со ст.169 КТМ РФ вычитаются расходы на перевозку груза (фрахт, пошлины и другие), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты или повреждения груза произведены не были.

Фрахт по условиям поставки (СFR) обязан оплатить продавец; налоги, пошлины и иные официальные сборы, необходимые при ввозе товара - покупатель.

Истец не производил уплату таможенных платежей за помещенную под режим реэкспорта партию груза, сумма которых должна была составить 1 499 483,45 руб. (226 099,55 кг * 27,61 руб/дол.США * 5%) + (226 099,55 кг * 27,61 руб/дол.США * 5%) * 18% + 7500 руб. = 1 499 483,45 руб.), с учетом курса 27,61 руб. за 1 доллар США (см. ГТД №46966369, №46966368). Соответственно, на основании ст.169 КТМ РФ эта сумма подлежит исключению из суммы возмещения за повреждение груза.

Таким образом, сумма возмещения по партии груза, отправленного из Кипра, составляет 4 993 746,55 руб. (6 493 230 руб. – 1 499 483,45 руб. = 4 993 746,55 руб.).

Довод судовладельца о том, что истцу следует отказать в возмещении стоимости испорченного и реэкспортированного груза, является несостоятельным, поскольку условиями поставки риск гибели (повреждения) товара  отнесен на покупателя – истца.

Расчет стоимости испорченного груза апельсинов, поставленных из Турции:

В соответствии с коносаментами № 1 от 13.03.2006г. (далее - коносамент №1) и № 2 от 13.03.2006г. (далее - коносамент №2), на судно было погружено 599 паллет апельсин массой нетто 582.728 кг и 184 паллет апельсин массой нетто 207.281 кг соответственно.

По указанным коносаментам на судно было погружено 783 паллет апельсинов массой нетто 790 009 кг.

Из   объяснений   директора   ООО    «Транссервис»    Нечепкова   С. А. (т.1 л.д.156 – 157) и грузового плана, представленного капитаном судна, следует, что в 1 - 3 твиндеках и 1 трюме находилось 673 паллет апельсинов, в том числе все 184 паллет по инвойсу №2, массой нетто 682 997,18 кг (582 728 / 599 * (599 - 110) + 207 281), в 3 трюме - 110 паллет апельсинов, все по инвойсу №1, массой нетто 107 011,82 кг (582 728 / 599 * 110).

По данным сюрвейерского отчета ООО «Югсюрвей» от 11.04.2006г. и справки Новороссийской ТПП в 1 - 3 твиндеках и 1 трюме полностью непригодными признаны 4,1% общего количества груза в указанных грузовых помещениях, что составило 28 002,9 кг (нетто),  признаны подлежащими уценке до 50% в связи с потерей товарного вида 36% общего количества груза в указанных грузовых помещениях, что составило 245 879 кг (нетто), признаны подлежащими уценке до 15% в связи с потерей товарного вида 47,9% общего количества груза в указанных грузовых помещениях, что составило 327 155,6 кг (нетто), в 3 трюме полностью непригодными признаны 9,2% общего количества груза в указанных грузовых помещениях, что составило 9845 кг (нетто), признаны подлежащими уценке до 50% в связи с потерей товарного вида 33,6% общего количества груза, что составило 35 956 кг (нетто).

Сумма убытков составила 3 873 258,58 руб.  (28 002,9 кг * 17 руб/кг + 245 879 кг *17 руб/кг * 50% + 327 155,6 кг * 17 руб/кг * 15% + 9845кг * 17 руб/кг + 35 956 кг * 17 руб/кг * 50%).

Таким образом, стоимость испорченного груза, прибывшего на борту т/х «Гево Экспресс» и предназначенного для ООО «ИнфоАрт», составляет 8 867 005,13 руб. Из них судом первой инстанции взыскано 8 268 952 руб., в пределах уточненного истцом размера иска.

Содержащееся в апелляционной жалобе требование  ООО «ИнфоАрт» о взыскании с компании «Гезачарт-Гезаира Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» 9 117 605,13 руб. убытков не принято судом, поскольку в соответствии с ч.1 ст.49 АПК РФ увеличение размера исковых требований возможно только при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Доводы компании «Гезачарт-Гезаира Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» о том, что истцом не представлены доказательства утилизации товара, который в сюрвейерском отчете ООО «Югсюрвей» обозначен как полностью непригодный для реализации, а также не подтверждена уценка товара, не принят судом по следующим основаниям.

В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истец в обоснование своих доводов о наличии повреждения груза представил  заключение DK/N/TRS/47/06 от 11.04.2006г., составленное сюрвейерами ООО «Югсюрвей». ООО «Югсюрвей» обладает лицензией серия МТ1006 №018125 от 01.11.2003г. на сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах (т.2 л.д.40).

 Судовладелец - компания «Гезачарт-Гезаира Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» имел возможность при должной осмотрительности предпринять действия, направленные на фиксацию состояния груза по прибытию в порт Новороссийск. Однако, суду доказательства совершения таких действий судовладельцем не представлены.

По указанным причинам арбитражным судом приняты во внимание сведения об объемах полностью непригодного для реализации груза, а также об объемах груза, подлежащего уценке, содержащиеся в сюрвейерском отчете ООО «Югсюрвей».

Довод компании «Гезачарт - Гезаири Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда» о том, что решение от 27.11.2006 следует отменить ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку постановлением апелляционной инстанции отменено определение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2006 о возвращении встречного искового заявления по делу № А-32-9969/2006-50/168, является несостоятельным. Встречный иск компании «Сириан Либаниз Маритайм Транспорт Компани» в соответствии с п.3 ст.132 АПК РФ подлежал возврату, так как требование компании «Сириан Либаниз Маритайм Транспорт Компани» к ООО «ИнфоАрт» о взыскании части общей аварии в размере 391 653 долларов США не направлено к зачету требования ООО «ИнфоАрт» к компании «Гезачарт-Гезаира Чартеринг энд Шиппинг - Бермуда», удовлетворение требования о взыскании части общей аварии не исключило бы полностью или в части удовлетворения требования ООО «ИнфоАрт». Компания «Сириан Либаниз Маритайм Транспорт Компани» не утратила возможности заявить такое требование отдельным иском в общем порядке.

Судом апелляционной инстанции не установлено наличие оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2006г. по делу №А-32-9969/2006-50/168 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Руководствуясь статьями 266, 268, 269 п.1, 271 АПК РФ,

    ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2006г. по делу № А-32-9969/2006-50/168 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                 Дубина Л.И.

Судьи                                                                                               Капункин Ю.Б.

                                                                                                          Петрушенко З.Н.