ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 сентября 2022 года
Дело №
А33-11496/2022
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 июля 2022 года по делу № А33-11496/2022, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – учреждение, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Шарыповский Агропромышленный комплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – общество, ООО «Шарыповский Агропромышленный комплекс») о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений.
Решением от 22.07.2022 требования Пенсионного фонда удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью «Шарыповский Агропромышленный комплекс» в доход пенсионного фонда взыскано 5 000 рублей финансовых санкций.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта по мотиву неправильного применения норм материального права, ссылаясь, в том числе, на вынесение спорных решений в соответствии с действующим законодательством и наличие правовых оснований для применения к обществу финансовых санкций в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
Пенсионным фондом проведена проверка представленных обществомсведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон от 01.04.1996 №27-ФЗ).
По результатам проверки пенсионный фонд пришел к выводу, что по форме СЗВ-М (исходная, дополняющая) за июль, сентябрь, ноябрь 2021 года, обществом представлены сведения с нарушением установленного срока.
По итогам проведенной проверки приняты решения от 24.02.2022 №205S19220003764, от 16.12.2021 № 205S1921030266, от 14.01.2022 № 205S19220000405, от 05.03.2022 № 205S19220004712, о применении финансовых санкций к страхователю в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона от 01.04.1996 №27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты примененной финансовой санкции обществу были выставлены требования, неисполнение которых в установленный срок послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с настоящим требованием.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с пунктом 1 статьи 11, статьями 8, 9, 15 Закона от 01.04.1996
№27-ФЗ страхователи представляют в сроки, установленные пунктами 2-2.2 настоящей статьи, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Положениями Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 №211н (далее – Инструкция от 22.04.2020 №211н), регламентировано, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом, статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из положений статьи 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, абзацев 1 и 2 пункта 40 Инструкции от 22.04.2020 № 211н следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, что первоначальные сведения, представленные обществом по форме СЗВ-М (исходная) за спорные периоды, направлены обществом 16.08.2021, 18.10.2021, 15.12.2021, соответственно. Вместе с тем, содержали ошибки и (или) несоответствия. Кроме того, сведения о прекращении трудовой деятельности о застрахованных лицах, сведения о которых представлялись за июль 2021 года, не представлены, сведения по форме СЗВ-М за август 2021 года также не представлены.
Исправленные сведения за спорные периоды представлены обществом 12.11.2021 и 17.01.2022.
По факту не представления в установленный срок сведений о застрахованных лицах пенсионным фондом были составлены акты от 08.11.2021 № 205S18210028592, от 14.01.2022 № 205S18220000614, от 29.11.2021 № 205S18210030468 от 25.01.2022 №205S18220001563 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с частью 3 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ пенсионным фондом приняты решения от 24.02.2022 №205S19220003764, от 16.12.2021 № 205S1921030266, от 14.01.2022 №205S19220000405, от 05.03.2022 № 205S19220004712 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа. Страхователю выставлены требования об уплате штрафа в добровольном порядке.
Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств следует, что общество самостоятельно выявило ошибки в представленных за периоды: сентябрь и ноябрь 2021 года индивидуальных сведениях и направило дополняющие формы СЗВ-М за отчетный период, до выявления уполномоченным органом указанного факта.
Таким образом, применительно к положениям Закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, следует, что общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 указанного Закона.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция изложена, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975.
Соответственно, представление обществом отчетности за периоды сентябрь и ноябрь 2021 года по форме СЗВ-М (дополняющая), является самостоятельным выявлением ошибки, исключающим привлечение общества к ответственности.
Судом первой инстанции верно отмечено, что пенсионным фондом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о выявлении допущенных обществом ошибок ранее представления им отчетности по форме СЗВ-М (дополняющая) за указанные периоды.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную, в том числе, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 № 308-ЭС19-975, положения Закона №27-ФЗ, Инструкции №211-н, а также позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную, в том числе в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем доказано наличие оснований для привлечения страхователя к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 5000 рублей за нарушения при представлении сведений о застрахованных лицах на основании решений от 24.02.2022 № 205S19220003764, от 16.12.2021 № 205S1921030266, а также признал отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания санкций, начисленных в связи с несвоевременным представлением сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М (дополняющая) за периоды: сентябрь и ноябрь 2021 года.
Доводы пенсионного фонда не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 июля 2022 года
по делу № А33-11496/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Д.И. Шелег