ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
03 октября 2023 года
Дело №
А33-12719/2023
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 13 июля 2023 года по делу № А33-12719/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Персонал» (далее – общество) о взыскании финансовых санкций на общую сумму 2000 рублей, в том числе за апрель 2019 года в размере 500 рублей; за май 2019 года в размере 500 рублей; за 2019 год в размере 500 рублей; за декабрь 2021 года в размере 500 рублей.
Решением от 13.07.2023 заявление фонда удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе фонд ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта в части, по мотиву наличия правовых оснований для применения к обществу финансовых санкций в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку общество не заявило возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, а именно: в части отказа во взыскании 500 рублей штрафа за несвоевременное представление обществом отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Ежемесячный отчет «сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М (тип -исходная) за отчетный период апрель и май 2019 года, декабрь 2021 года в фонд страхователь представил с пропуском установленного законом срока.
Кроме того при осуществлении контроля за правильностью представления страхователем сведений фондом установлены расхождения между отчетами но формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица.
По факту представления указанных сведений фондом проведена проверка и составлены акты от 23.08.2019 №№ 205S18190035154 и 205S18190035155, от 23.06.2020 № 205S18200017650, от 09.03.2022 № 205S18220004503.
За несоблюдение страхователем срока представления сведений фондом вынесены решения о привлечении общества к ответственности.
Требования об уплате финансовых санкций направлены страхователю.
В связи с неисполнением обществом обязанности по уплате штрафов, истечением срока для добровольного исполнения требований об уплате штрафов, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении требований в части, суд первой инстанции исходили из отсутствия оснований для взыскания финансовых санкций за нарушение срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год.
Оценив доводы заявителя, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 статьи 11, статьями 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М представляются страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.
Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ, абзацами 1 и 2 пункта 40 Инструкции № 211н, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, производится Фондом в судебном порядке.
Из смысла и содержания положений статей 43, 273 ТК РФ, статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что руководитель организации, избираемый общим собранием участников, состоит с данной организацией в трудовых отношениях и в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (статья 7) относится к работающему застрахованному лицу.
Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений на застрахованных лиц.
Материалами дела подтвержден факт непредставления страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (исходная) за апрель и май 2019 года, декабрь 2021 года, что является ненадлежащим исполнением страхователем предусмотренных обязанностей и влечет привлечение к ответственности.
Учитывая то обстоятельство, что заявителем в решениях о привлечении страхователя к ответственности отражен факт совершения страхователем правонарушения, состав которого предусмотрен статьей 17 Федерального закона
№ 27-ФЗ, материалами дела данный факт подтверждается, суд первой инстанции признал обоснованными выводы заявителя о наличии оснований для привлечения общества к ответственности за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за апрель и май 2019 года, декабрь 2021 года.
В указанной части решение не обжалуется, в связи с чем не подлежит проверке судом апелляционной инстанции.
В отношения требования о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление обществом отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год в сумме 500 рублей суд пришел к следующим выводам.
Страхователем представлены отчетные формы СЗВ-М (исходная) за 2019 год, при этом в отчетной форме СЗВ - СТАЖ за 2019 год, представленной – 02.03.2020, данное застрахованное лицо отсутствуют. Страхователю 14.05.2020 направлено уведомление об устранении несоответствий между представленными сведениями. Уведомление получено и прочитано 14.05.2020. Уточненные сведения представлены позже установленного законом 5-ти дневного срока 22.06.2020 (форма СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год).
Решением от 04.08.2020 № 205S19200020066 общество привлечено к ответственности в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.
При рассмотрении споров, связанных с привлечением страхователя к ответственности следует учитывать, что статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, то есть корректировать ранее представленные сведения.
Обществу вменяется нарушение пятидневного срока на внесение исправлений с даты получения уведомления об имеющихся несоответствиях, однако, диспозиция статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ по своему содержанию устанавливает ответственность за два самостоятельных состава правонарушений - непредставление страхователем сведений в установленный срок и представление неполных и (или) недостоверных сведений. Состав правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Вмененное обществу правонарушение квалифицировано как непредставление сведений на 1 застрахованное лицо в установленный срок, тогда как статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователю предоставляет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, то есть не исключительно в ранее представленные сведения, но и путем представления сведений на лиц, ошибочно не включенных в исходную форму.
Рассматриваемая норма Закона не предусматривает ответственность за нарушение срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах. Федеральный закон № 27-ФЗ не содержит ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, не устанавливают последствий нарушения срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях по делам №№ А73-910/2017, А04-5748/2017, А04-5751/2017, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. После выявления ошибки, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с общества 500 рублей финансовых санкций за несвоевременное представление обществом отчетности по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2019 год.
Доводы фонда заявлялись суду первой инстанции и мотивированно отклонены. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела ошибки.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 июля 2023 года по делу
№ А33-12719/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Д.И. Шелег