ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-15470/2007-Ф02-4844/2008 от 07.10.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел./факс 20-96-75, 20-95-67 www.fasvso.arbitr.rue-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А33-15470/2007-Ф02-4844/2008

07 октября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Кулакова В.И.,

судей: Горячих Н.А., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «ФИО1 теплоэнергокомплекс» - ФИО2 (доверенность от 3 октября 2008 года), ФИО3 (доверенность от 3 октября 2008 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 апреля 2008 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2008 года по делу № А33-15470/2007 (суд первой инстанции: Шевцова Т.В., апелляционный суд: Кириллова Н.А., Гурова Т.С., Радзиховская В.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ФИО1 теплоэнергокомплекс» (ООО «ФИО1 ТЭК») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Рос­сийской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с иском о взыска­нии 251 554 руб. 41 коп. убытков в связи с предоставлением льгот по оплате отопления педаго­гическим работникам, проживающим в сельской местности, за период с 15.07.2007 по 20.11.2007.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований отно­сительно, привлечены: Красноярский край в лице Департамента финансов администрации Крас­ноярского края и муниципальное образование ФИО1 район лице Финансового управления администрации Казачинского района.

В ходе судебного разбирательства истец уменьшил размер исковых требований до 215 354 руб. 30 коп. в связи с перерасчетом убытков согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 и уточнением размера жилой площади по трем педагогическим работникам.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 апреля 2008 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением от 27 июня 2007 года решение от 18 апреля 2008 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе на указанные судебные акты Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит их отменить и вынести новое решение об отказе в иске.

Заявитель считает их незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права.

По его мнению, судом взыскана сумма убытков с ненадлежащего ответчика, в то время как надлежащим ответчиком является Красноярский край в лице Департамента финансов администрации Красноярского края.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «ФИО1 ТЭК» указало на её необоснованность и просило оставить без удовлетворения.

Представители ООО «ФИО1 ТЭК» поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Арбитражными судами первой и второй инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

На основании договора, заключенного с администрацией Казачинского района №6 от 13.03.2007, и акта приема-передачи имущества ООО «ФИО1 ТЭК» передано в аренду му­ниципальное имущество, а именно котельные и водонапорные башни с инженерными сетями, для осуществления видов деятельности, предусмотренных Уставом предприятия, в том числе предоставления услуг по отоплению жилых помещений.

В период с 14.07.2007 по 20.11.2007 ООО «ФИО1 ТЭК» предоставляло гражданам в количестве 36 человек, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), льготы по оплате отопления в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (далее - Закон об образовании).

В результате предоставления льгот в период с 14.07.2007 по 20.11.2007 ООО «ФИО1 ТЭК» понесло расходы в сумме 215 354 руб. 30 коп., которые не были компенсированы истцу. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоя­щим иском.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из спосо­бов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого на­рушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущетсва (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убыт­ки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (без­действия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, каз­ны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как следует из материалов дела, ООО «ФИО1 ТЭК» в 2007 году предоставило граж­данам, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), льготы по оплате жилья и услуг по содержанию и текущему ремонту жилья и услуг по отоплению в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Факт того, что данные граждане являются педагогическими работниками, подтверждается представленными в материалы дела справками с места работы (т. 1, л.д. 14-83).

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные ус­луги должны быть оплачены в полном объеме.

Согласно статье 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работ­ники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются, в том числе правом на получение бесплатной жилой площади с отопле­нием и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на пер­воочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законо­дательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» предусмот­рено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Россий­ской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что наделение субъек­тов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер со­циальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование ме­ханизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предос­тавлению льгот для работников образования.

К тому же определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2007 по делу № 53-Г07-4 пункт 5 статьи 6 и пункт 4.1 статьи 13 Закона Красноярского края № 13-2804 от 17.12.2004 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в со­ответствии с которыми льготы, предусмотренные пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании, предоставлялись гражданам в форме субсидий за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов, признаны противоречащими федераль­ному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.

Следовательно, правовые основания для возникновения у Красноярского края как субъекта Российской Федерации расходных обязательств по финансированию мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании, отсутствуют.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

Пунктом 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сель­ской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигно­ваний, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Доказательства выделения Красноярскому краю денежных средств для финансирования льгот, предусмотренных Законом об образовании, ответчиком не представлены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Высшего Ар­битражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах примене­ния арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 пре­доставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам не­обходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полу­ченной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из феде­рального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Феде­рации или муниципального образования.

Поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федераль­ным законом, с учетом статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд первой ин­станции обоснованно пришел к выводу о том, что источником финансирования является феде­ральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Мини­стерства финансов Российской Федерации.

Размер невозмещенных расходов, связанных с предоставлением истцом льгот по оплате жи­лья и коммунальных услуг в заявленной сумме, подтверждается списками льготников, договора­ми социального найма жилого помещения, свидетельствами о праве собственности на жилые помещения, договорами на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг, выписками из лицевых счетов квартиросъемщиков.

Установив факт оказания истцом услуг льготной категории граждан, размер расходов, свя­занных с предоставлением льгот указанным гражданам, и отсутствие возмещения данных расхо­дов из федерального бюджета, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требо­вания за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Обжалуемые судебные акты являются законными, оснований для их отмены не имеется.

Доводы заявителя кассационной жалобы, которым арбитражными судами первой и второй инстанции дана надлежащая оценка, повторно рассмотрены арбитражным судом округа и признаны необоснованными и не влияющими на правильность принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 апреля 2008 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2008 года по делу № А33-15470/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

В.И. Кулаков

Н.А. Горячих

И.П. Миронова