ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-15539/2007-Ф02-4856/2008 от 07.10.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

тел./факс 20-96-75, 20-95-67 www.fasvso.arbitr.rue-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А33-15539/2007-Ф02-4856/2008

07 октября 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Кулакова В.И.,

судей: Горячих Н.А., Мироновой И.П.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июня 2008 года по делу № А33-15539/2007 (суд первой инстанции: Вахитов Р.С.),

установил:

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Водоканал Плюс» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 111 634 руб. убытков.

В качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Муниципальное образование Новоселовский район в лице финансового управления администрации Новоселовского района.

До принятия решения по делу истец уменьшил размер исковых требований, просил взыскать 83503,92 рублей убытков.

Решением от 30 июня 2008 года исковые требования удовлетворены в уточненном размере.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе на указанное решение Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит его отменить и вынести новое решение об отказе в иске.

Заявитель считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, судом взыскана сумма убытков с ненадлежащего ответчика, в то время как надлежащим ответчиком является Красноярский край в лице Департамента финансов администрации Красноярского края.

Кроме того, заявитель считает, что убытки в виде расходов истца по содержанию и ремонту жилья не подлежат возмещению.

В отзыве на кассационную жалобу МУП «Водоканал Плюс» указало на её необоснованность и просило оставить без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Арбитражным судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Между администрацией Новоселовского сельского Совета и муниципальным унитар­ным предприятием «Водоканал Плюс» администрации Новоселовского района заключен до­говор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту муниципального жилищного фонда от 01.01.2007, в соответствии с которым истец принял на себя обязательство зани­маться подготовкой жилищного фонда и систем инженерного обеспечения к работе в зимних условиях; проводить два раза в год осмотры жилищного фонда с составлением актов в соот­ветствии с графиком; вывозить твердые бытовые отходы и т.д.

В качестве доказательства наличия задолженности в указанном размере, истец предста­вил акты сверки с педагогическими работниками.

Решением Совета депутатов Новоселовского района от 27.12.2005 № 8-56р утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по Новоселовскому району

Решением Совета депутатов Новоселовского района 27.12.2005 №8-60 утверждены размер платы за наем жилого помещения по Новоселовскому району. Решением Совета депутатов Новоселовского района от 27.12.2005 № 8-57 установлены тарифы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, обслуживаемого истцом.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федера­ции понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обыч­ных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выго­да).

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации из соответствующего бюджета являются убытками (непо­лученные доходы), которые подлежат возмещению.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государствен­ных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качест­ве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Законом Российской Федерации «Об обра­зовании» от 10.07.1992 №3266-1 (Закон об образовании) не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению Закона.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направлен­ные на поддержку отдельных категорий граждан, в том числе путем установления льгот За­коном об образовании.

Так, в соответствии со статьей 55 Закона об образовании педагогические работники об­разовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсион­ного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской мест­ности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жи­лой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлени­ем указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъ­ектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона №52-ФЗ от 06.05.2003 «О внесении изменений и допол­нений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» пре­дусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъ­ектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации №377 от 27.06.03 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (Правила).

Пунктом 2 правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и ме­стных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в феде­ральном бюджете на соответствующий год.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2006 года №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюд­жетного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при решении вопроса об определе­нии публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.05 предоставлением по­требителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его испол­нение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не получен­ной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из фе­дерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал Плюс» произведены расходы в размере 83 503,92 рублей по предоставлению педагогическим работникам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг найма за период с 15.07.2007 по 01.11.2007.

Федеральный законодатель, предоставивший право вышеуказанным категориям граж­дан на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (статья 55 Закона об образовании, статья 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах феде­ральной жилищной политики»), до настоящего времени не определил источников и меха­низма компенсации расходов предприятий и организаций, оказывающих льготные услуги педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской мест­ности.

В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации если прини­мается федеральный закон либо другой правовой акт, предусматривающий увеличение фи­нансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюд­жетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюдже­том, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости пе­редачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.

Поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено феде­ральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финанси­рование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа — Министерства финансов Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации № 329 от 30.06.2004 «О Министерстве финансов Российской Федерации»).

Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал Плюс» доказан факт предос­тавления льгот педагогическим работникам в соответствии со статьей 55 Закона об образо­вании и размер расходов по предоставленным льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг (актами сверок, договорами, справками на педагогических работников). Расходы по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг являются убытками муни­ципального унитарного предприятия «Водоканал Плюс».

Судом установлен и материалами дела подтверждается факт недостаточного финанси­рования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жи­лищно-коммунальных услуг педагогическим работникам.

Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Российской Федера­ции и муниципальным образованием денежных средств не предоставлено.

Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании.

Учитывая положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Россий­ской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными су­дами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», суд пришел к выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации понесенных предприятием расходов в части оказания коммунальных услуг, услуг по найму.

Арбитражный суд округа соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.

Обжалуемое решение является законным, оснований для его отмены не имеется.

Доводы заявителя кассационной жалобы, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, повторно проверены арбитражным судом округа и признаны необоснованными и не влияющими на правильность принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июня 2008 года по делу № А33-15539/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

В.И. Кулаков

Н.А. Горячих

И.П. Миронова