А33-2203/2007
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: sibiria@arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г.Иркутск
№ А33-2203/2007 - Ф02-5164/2007;Ф02-5166/2007
10 августа 2007 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества «Красноярскэнерго» -ФИО1 (доверенность от 10.01.2007 № 61),
Прокуратуры Иркутской области – ФИО2 (удостоверение № 110345),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии на решение от 31 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-2203/2007 (суд первой инстанции: Чурилина Е.М., Иванова Е.А., Шайхутдинова Е.М.),
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта – Постановления РЭК Красноярского края от 03.08.2006 № 56 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО «Красноярскэнерго» в части установления размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО «Красноярскэнерго» для заявителей, за исключением физических лиц с присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, подающих заявку на технологическое присоединение в целях потребления электрической энергии для коммунально - бытовых нужд, а также для юридических лиц - некоммерческих организаций, обратившихся за осуществлением технологического присоединения для поставки электрической энергии на коммунально - бытовые нужды не в целях извлечения прибыли гражданами, членами этой организации рассчитывающимися по общему счетчику в части включения капитальных затрат на технологию и присоединение.
Дело рассмотрено в участием Прокурора Красноярского края, а также третьего лица - ОАО «Красноярскэнерго» .
Решением суда первой инстанции от 31 мая 2007 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействующим пункт 2 приложения «Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО «Красноярскэнерго» Постановления Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 03.08.2006 № 56 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО «Красноярскэнерго» как несоответствующий Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 № 109 , Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Кассационные жалобы поданы РЭК Красноярского края и ОАО «Красноярскэнерго». Заявители указывают, что суд неправильно посчитал, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует законам и иным актам, на соответствие которым его проверял суд.
Представитель ОАО «Красноярскэнерго» заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить участие представителя, осуществлявшего ведение дела в суде первой инстанции. Ходатайство отклонено как необоснованное. Представитель ОАО «Красноярскэнерго» поддержала доводы кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор Красноярского края, УФАС по Красноярскому краю приводят доводы о законности судебного акта.
Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб и отзывов относительно жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришёл к следующим выводам.
Как установлено материалами дела, пунктом 5 приложения «Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО «Красноярскэнерго» к Постановлению от 03.08.2006 № 56 «Об установлении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к сетям ОАО «Красноярскэнерго», РЭК Красноярского края с 04.08.2006 установлен размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям ОАО «Красноярскэнерго» с учётом капитальных затрат на технологию и присоединение (расходов по новому строительству, расширению и модернизации электросетевого хозяйства для создания технологической возможности присоединения). Постановление опубликовано в газете «Красноярский рабочий» от 14.10.2006 № 115.
По заявлению УФАС Красноярского края суд признал Постановление РЭК Красноярского края в оспоренной части недействующим.
Вывод суда о несоответствии пункта 5 приложения Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ, ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации является правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» плата за технологическое присоединение к электрическим сетям подлежит государственному регулированию.
Полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение к распределительным сетям в соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. С 28.02.2006 это функция РЭК Красноярского края.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют их регулирование в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Пунктом 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 26.02.2004 № 109, установлено, что размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам по согласованию с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Согласно пункту 2 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 15.02.2005 № 22-Э/5, они определяют основные положения по расчёту размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям организаций, имеющим на правах собственности или иных законных основаниях объекты электросетевого хозяйства, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение должен компенсировать расходы на проведение работ по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. Пунктом 9 Методических указаний установлено, что при наличии технической возможности для расчёта размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение Сетевой организацией следующих работ: подготовка и выдача технических условий в соответствии с заявкой лиц, заинтересованных в технологическом присоединении и подавших заявку на выдачу технических условий на технологическое присоединение; проверка выполнения технических условий заявителя и составление акта о технологическом присоединении; выполнение технических условий со стороны Сетевой организации; фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети.
При таких условиях суд правильно посчитал, что включение в плату за технологическое присоединение расходов по новому строительству, расширению и модернизации объектов электросетевого хозяйства для создания технической возможности присоединения Методическими указаниями не предусмотрено.
По мнению заявителей, суд ошибочно не учёл того обстоятельства, что отсутствуют нормы, устанавливающие подобные ограничения. Именно это позволило РЭК ввести соответствующую плату за применение в тех случаях, когда отсутствует техническая возможность технологического присоединения.
Между тем , заявители не учитывают следующее.
Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, установлено, что технологическое присоединение к электрическим сетям производится сетевой организацией при наличии технической возможности технологического присоединения. Органы исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями устанавливать размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям при наличии технической возможности технологического присоединения. Порядок определения размера платы при присоединении к электрическим сетям энергопринимающих устройств (энергетического оборудования) в условиях отсутствия технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям - при необходимости нового строительства, расширения и модернизации объектов электросетевого хозяйства для создания технической возможности технологического присоединения действовавшими на момент принятия РЭК Красноярского края Постановления от 03.08.2007 № 56 нормативными правовыми актами не был определён. В связи с изложенным, отношения между сетевой организацией и хозяйствующими субъектами, энергопринимающие устройства (энергетические установки) которых присоединялись к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, при отсутствии технической возможности технологического присоединения могли быть урегулированы в рамках гражданско-правовых отношений.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что РЭК Красноярского края не доказала наличие у неё полномочий на установление рассматриваемой платы для случаев, когда отсутствует техническая возможность технологического присоединения, а также наличие соответствующей методической базы для расчёта этой платы.
Вместе с тем, при принятии решения по делу суд не учёл следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. В деле (л.д. 10-15) имеется решение от 29.01.2006 № 275-07/08-06, в соответствии с которым РЭК Красноярского края признана нарушившей статью 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и статью 15 Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку приняла нормативный правовой акт, противоречащий этим нормам.
Как посчитал антимонопольный орган, установление РЭК Красноярского края размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям ОАО «Красноярскэнерго» с учётом капитальных затрат на технологию и присоединение, может привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) которых производится к сетям ОАО «Красноярскэнерго» в условиях наличия технической возможности технологического присоединения, отразится негативно на их конкурентоспособности и, как следствие, привести к ограничению конкуренции, создает дискриминационные условия деятельности хозяйствующих субъектов, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) которых производится к сетям ОАО «Красноярскэнерго», по сравнению с хозяйствующими субъектами, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) которых производится к сетям иных сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края. Это также создает преимущественное положение ОАО «Красноярскэнерго» на локальных рынках работ по технологическому присоединению к электрическим сетям по сравнению с сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на соответствующих рынках, и может иметь своим результатом ограничение конкуренции на указанных товарных рынках.
Для принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства Комиссии УФАС определила обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Между тем, суд, признавая оспоренный акт не соответствующим Федеральному закону «О защите конкуренции» (статья 15) не устанавливал, в чём выразилось несоответствие пункта 5 постановления РЭК Красноярского края также и антимонопольному законодательству.
На указанное обстоятельство обращают внимание в кассационной жалобе РЭК Красноярского края и ОАО «Красноярскэнерго». Как считает в отзывах на кассационные жалобы УФАС по Красноярскому краю, норма пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР о конкуренции (утратил силу) и норма части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» содержат запрет принимать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вопрос о том, привело ли принятие оспариваемого акта к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, суд не обсуждал.
Заявители кассационных жалоб, с одной стороны, и УФАС по Красноярскому краю и Прокуратура, с другой стороны, приводят различные обстоятельства, которые, по их мнению, свидетельствуют о наличии или отсутствии нарушений антимонопольного законодательства.
Поскольку суд не устанавливал обстоятельства, касающиеся нарушения оспариваемым актом антимонопольного законодательства, кассационная инстанция не вправе считать эти обстоятельства установленными.
С учётом изложенного судебный акт подлежит отмене, а дело передаче на новое рассмотрение для проверки оспариваемого акта на соответствие антимонопольному законодательству.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 31 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-2203/2007 отменить. Передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Л.А. Кадникова
Т.А. Гуменюк
Л.Ю. Пущина